3 Том Порталов времен гл. 4 Редкие иконы отца Нико

    
   
   Перед сном решили проветрить мозги пронгулкой в саду, и увидели, и услышали необычное чудо. 
  Гремел гром, а над пещерой с порталом сверкали молнии.
 А  в чем же чудо.
 А  вот, молнии били вертикально, а некоторые, как ни странно, от земли  в небо.

И это был  сплошной луч  света,  уходящий  далеко в глубокий космос.

 Молния  снизу вверх, конечно странно для нас и для молний, но жутко  интересно и необычно. 
«Молния ключ в портал»,- тихо произнес Виктор.
 «Молнии это проход между мирами в другой портал времен».
 
«А после удара о землю, молнии Богов рождают гениев», заключил Виктор.
 Вот так заявление?
 
 Мы переглянулись.

 Виктор улыбнулся  и добавил,- « Я это точно знаю».

 Наверное, это так и есть, Виктор ведь возвращает заблудившихся в порталах  времен обратно в их время. 
 «Ну и что будет теперь?»,- спросил  отец Николай, и посмотрел  на Виктора.

  "А теперь появится  новый портал, в новом месте,-"ответил Виктор.
 Но вот где? 
  Полагаю станет  понятно дней через 10.

То такого количества  впечатлений у  всех уже голова опухла,  пойдем  добавим по пол  рюмочки и спать.
 Утром все собираются за столом на трапезу, последней протирая глаза, пришла Вера.
 Владимир увидев Веру,  заявил с удивлением, «ты опять надела  наряд «верующей бабушки»?
  А как же модный супер костюмчик?
 
  Кроссовки вижу, а брюки и курточка где?

 Вера улыбнулась, раньше  над ней так подтрунивал Виктор.

 "Он очень заметный, все будут обращать внимание, а где тогда конспирация?" парировала Вера.
Да забудь ты эту конспирацию, женщина птица  улетела как две недели назад.

  Органы никого не ищут, их здесь нет  вообще.

  Так что одевай костюмчик,  сегодня мы  идем гулять по тропе Голицина.
  Сверху,  ты ее уже видела.

Теперь увидишь с земли, скажу тебе, пейзаж будет совсем  другой, но думаю  не хуже.
     После завтрака выходим, пока не так жарко идти комфортнее.

  А  в  твоем модном  термокостюмчике  вообще без разницы,  жара или холод.
 
  Все философские темы и всякие разгадки и догадки  оставляем, а то от них скоро крыша совсем съедет.
  «Владимир, я заметил  ты с интересом разглядывал мои иконы»,- спросил отец Николай. 
 Разбираешься в них? 
 Немного, я ведь художник миниатюрист, бывал в  Мстере, Холуе и Палехе.

  Понятно, тогда пойдем я тебе кое - что покажу.
 У меня в отдельной комнате, там сейчас ночует  Вера, есть  любопытная коллекция.

 Вера она не  крещеная, и не совсем верующая, не знаю как у них там с верой в 3010году.

  «Ты прав»,- вступил в разговор Виктор.
  Она живет  в научном  районе, и церкви там точно нет, а так церковь  жива.

 Так я продолжу, в этой комнате я храню коллекцию отца, и  это не канонические  иконы.
  Думаю, тебе будет интересно посмотреть.
 У меня правда нет икон первого нарушителя канона Андрея Рублева.
А нарушил он Канон  X в.

Тогда в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон - строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых.

  Позже Андрей Рублев был канонизирован Поместным собором Русской Православной Церкви, посвященным юбилею 1000-летия крещения Руси 6–9 июня 1988 года в чине преподобного.
  И уже его  иконы стали каноном для новых иконописцев.
   Но зато  есть Симон Ушаков, второй нарушитель канонов.
 
  И другие  совсем не известные иконописцы, обозначено приблизительно  только место где написано, "Северные доски".
 И конечно продолжатели Симона Ушакова  и его московский школы, из  Оружейной палаты.
 
Мы вошли  в комнату. 

Владимир  стал  внимательно разглядывать иконописные доски.

 Останавливается у одной со Спасом  в  образе реального человека.
 
 «Это точно нарушитель канонов Симон  Ушаков», уверенно произнес Владимир.

 Лицо Спаса в  реалистичной светотеневой манере, его техника.
 « Посмотри, там должна быть и подпись, знаю, Симон их подписывал.

" А подпись это ведь  грех гордыни» заявил отец Николай.

   « Так и есть, есть и подпись», согласился отец Николай.

 Внизу, где был оклад  еле заметная стертая часть подписи «Феофановича», отчество Симона Ушакова.
 Видна паволока из крупной мешковины, левкас,яичная темпера.

  А вот еще икона, где три тонкие высокие фигуры святых стоят на двухцветном высоком поземе.
 Кажется, должна называеться « Избранные святые, Георгий, Илья, и Дмитрий».
 
Первый святой, неуклюжий, как бы ступивший назад, великомученик воин Георгий, с непомерно маленькой головой, и лицом былинного доброго молодца. 

Он поднял к правому плечу обнаженный зеленый меч.

  Второй  святой босоногий пророк Илья в рясе с белыми пробелами, в темно-голубой овчине, милоти (плаще).

А  третий юный изящный  мученик-воин  Дмитрий  Солунский.
 Он держит сиреневое тонкое копье и желтый крест.
 
   Нимбы обозначены двойной  графьей по золотому фону (сохранились фрагментарно).
Надпись карандашом на обороте.

 Доска, паволока крупнозернистая рогожка, левкас, яичная темпера, шпонки врезные односторонние, явно более поздние.

Думаю  точно Новгородское письмо.
  Совершенно правильно, словно ты их держал  в руках.
 
 Ты прав на обратной стороне надпись карандашом Новгород.

  Извиняюсь, отец Николай, я  заходил к Вере и внимательно их разглядывал.

 А школы живописи я изучал еще в МХПУ им Калинина.
 И у меня много книг об иконах с цветными иллюстрациями.
 
А самая последняя 1966года издания «Древнерусское искусство в собрании Павла Корина», книга с описанием икон.

   Есть даже  цветные фото, немного меньше чем  чернобелых.
 А  на этой иконе такой грустный, с тоскливым взглядом Иоанн Предтеча, тоже явно школа оружейной палаты.
  «Может это Сила Савин, очень похоже», неуверенно сказал Владимир.  Посмотрим на обороте.

Подписи автора нет, написано карандашом предположительно Сила Савин.
«Ну  вот почти угадал», с улыбкой подтвердил отец Николай.

 А эта икона словно с  деревенскими мужиками,  писана явно монахом без канона, он про них видимо и не ведал. 

Посмотрим, это икона  Зосима и Савватий,  точно самоучка с севера (Мезень).

Доски очень любопытные, особенно у самоучек  монахов иконописцев, фигуры наивные и такие трогательные (что по канону тоже грех).
 
 Мой отец был проповедником  у известных людей, и две иконы подарок Павла Корина, это  спас Симона Ушакова и Иоанн Предтеча такой грустный( предположительно Сила Савин) .
 
 «Канон нарушен, но лично мне Предтеча тоже нравится, хотьон здесь и грустный», заявил отец Николай.

  «А чего собственно ему веселится, он же знает, что ему отрубят голову, и принесут на блюде царю»  констатировал Виктор.

  «Тебе понравились иконы?» спросил Владимир Виктора.

« И даже очень, и особенно Предтеча, кто он был,  я не знаю, но смотрится действительно грустным»  добавил Виктор.

    «Какова сила искусства, даже Виктора тронула»,- добавил  Владимир. 

  И  все улыбнулись.
 
  А вы знаете, что Павел Корни из иконописной семьи, и сам был иконописцем. 
 У  него была большая коллекция  икон и парсун.

  Родился Павел  в Палехе, Палех вы точно знаете.

  Рассказать вам про Корина?    Давай, за час успеешь? 

 Успею, без проблем.

 А будут вопросы,   отвечу  по дороге на тропу Голицина.

Родился Павел  в знаменитом Палехе в семье потомственного иконописца.

Но жил Павел Корин в Москве, часто приезжая в родной Палех.
 Образование.
  Первым учителем живописи в смысле иконописи, для  Корина стал его отец.

Учился в иконописной школе, потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Во всех живописных работах  Павла  Корина   ощущается явное  влияние иконописи и  немного палехской миниатюры.

Его цвета локальны, линии отличаются жесткостью, формы всегда кристаллизованы, фигуры вытянуты, даже диспропорциональны, они словно нависают над зрителем, словно образы святых на стенах храма.

 В 1916 году он выполнял росписи усыпальницы на территории обители по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Знакомство с ней оказало немалое влияние на жизнь художника.

И дело даже не в том, что по ее совету он пристально изучал церковные фрески центральной части России.

Именно Елизавета Федоровна  познакомила Корина с его будущей женой Просковьей.
 
А княгиня нашла ей подходящего учителя,  совсем  молодого художника Павла Корина.
   
 Спустя три года после знакомства он сделал Прасковье предложение, а вот согласия ждал… целых семь лет.

А получил  лишь в 1926 году.

Революцию Корин не принял.

После ареста и суда над патриархом Тихоном Корин в числе многих сотен москвичей принес в Донской монастырь, где был заключен патриарх.

 Посылку с продовольствием и теплыми вещами, сшитыми бывшими монахинями Марфо-Мариинской обители.

 В благодарность Корин получил фотографию и ответ на клочке бумаги: «Получил и благодарю. Патриарх Тихон».

 Эту записку, приклеенную к обратной стороне фотографии, Павел Дмитриевич как благословение хранил всю жизнь.

А потом он участвовал в 1925 году в отпевании патриарха в Донском монастыре.
 Тогда-то и возник замысел полотна «Реквием».

  Он был сродни заупокойному «Реквиему» Гектора Берлиоза.
 Корин писал,- «Какое величие!"

В 1942 году Павел Дмитриевич по заказу властей создал триптих «Александр Невский» – князь в латах на фоне знамени с ликом Христа.

 Сталину это произведение очень понравилось.
 Павел Дмитриевич Корин.

 Автор триптиха «Александр Невский», портретов Георгия Жукова и Максима Горького.

 А главное произведение Корина – полотно «Реквием» («Русь уходящая») – так и не было им написано.
Художник сделал для картины 29 портретов и эскизов.

Однако предназначенный для картины холст так и остался нетронутым.

 Почему?..
 После войны Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи.

 В разрушенном Владимирском соборе Киева воссоздавал фрески Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, за что получил звание народного художника СССР, стал лауреатом Сталинской и Ленинской премий.

А «Реквием» так и остался лишь грандиозным замыслом.
 Кстати, с годами общая идея полотна претерпела существенную метаморфозу.
 
Первоначальный вариант – гибель духовной традиции и подвижников – в окончательной версии превратилась в апофеоз Церкви как вечного и неиссякаемого духовного источника.

 Нечто подобное хотел  отразить на картине «Святая Русь» и Михаил Нестеров.

 В жизни и творчестве Павла Корина  Михаил Васильевич Нестеров сыграл очень важную роль.
 Он был для П.Д. Корина и учителем, и большим другом.

 Но как то не получилось  полностью  осуществить задуманное.

Ощущения великой Руси нет, да он и сам  это хорошо понимал.
 А получилось  на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею».
 
В книге «Житие преподобного Сергия», есть эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем.
 Именно этот эпизод жития преподобного Михаил Нестеров, передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею».

 Варфоломей  это будущий  Сергий Радонежский.

Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей,  трепетно ожидающий чуда.

  А в этой работе есть величие  Русского духа.

 Николай Ге величает его молодого мастера не иначе как, - «Братом христовым».

Окрыленный успехом, художник решает создать целый картинный  цикл, посвященный Сергию Радонежскому.
 Он пишет ни много ни мало триптих, форма весьма редкая в те годы.

Триптих напрямую восходит к череде иконописных клейм жития.

  Работа названа «Труды Преподобного Сергия».
Тема русской святости - одна из центральных в творчестве М. В. Нестерова.

Особенно любовно Михаил Васильевич относился к Святому Преподобному Сергию Радонежскому (до пострижения - Варфоломею).

Всякому образованному русскому человеку известно "Видение отроку Варфоломею".

Полотно иллюстрирует один из ключевых эпизодов жития Преподобного Сергия - момент его встречи с черноризцем, предсказавшим великую будущность святого.

 На этой картине, быть может, лучшей из всех вещей Нестерова, художник в полной мере отразил собственное христианское чувство, свою живую веру.

Однако не все знают, что эта живописная работа Нестерова - безусловно,   ярчайшая, но не единственная в своем роде.

 На протяжении многих лет Михаил Васильевич упорно стремился в полной мере воссоздать облик Сергия, постичь все грани его святости.

И самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь, - и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами.

Каждый раз, обращаясь к житиям святых, Нестеров заново решал непростую творческую задачу: как показать невидимую, но прочную мистическую связь между героем жития и Богом.

 Всякий раз, удачно решив очередную задачу, художник... словно бы терял интерес к уже изображенной личности.

 Не так было с Сергием Радонежским - облик этого святого, будто магнит, притягивал к себе мысли художника.

 Нестеров снова и снова обращался к личности великого старца.
 
Не зря, видимо, на нестеровских полотнах  Радонежский чудотворец предстает во всех возрастах: и ребенком, и юношей, и зрелым мужчиной, и пожилым человеком.

  А после революции Нестеров пишет только портреты.

  Вернемся к нашему Павлу Корину, он тоже будет писать портреты.

. Кисти Павла Корина принадлежит портрет маршала Жукова, созданный уже в 1945 году.
  В газете «Известия» в 1937 году были опубликованы две статьи, в которых Корин  поименован  не иначе как «реакционером»: «в его мастерской троцкистско-фашистская нечисть создала лабораторию мракобесия».

 Он предложил назвать работу над  «Реквием»  иначе, «Русь уходящая», что позволяло несколько завуалировать «антисоветские» взгляды Корина.

 Да и сама по себе дружба с «буревестником революции» защищала художника от нападок
 Во время Великой отечественной войны для Корина пришло время истинного шедевра.

 В 1941 году, на параде 7 ноября, он услышал слова Иосифа Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».

Так он нашел еще одну свою тему, позволявшую и – совершенно искренне – послужить родине, и остаться верным себе.

1942 году он начал работу над триптихом «Александр Невский», центральная часть которого известна, пожалуй, каждому жителю России.

 Монументальная фигура князя, опирающегося на меч, заслоняет собой город с белокаменными церквями, за спиной воина – хоргувь с ликом Спаса.

 Еще две части – «Старинный сказ» и «Северная баллада» - более поэтичны, хотя все так же прославляют мощь и отвагу русских воинов.

 В числе образов триптиха – портрет известной северной сказительницы Кривополеновой.

Живописный образ Александра Невского хорошо знаком нам с детства – он сурово смотрит со страниц учебников истории.

 Эта картина – часть триптиха, созданного в годы Великой Отечественной войны художником Павлом Кориным в поддержку советских солдат.

Бывший иконописец, которому довелось украшать станци советского метро.

И еще он писал портреты маршалов.
 НО всю жизнь мечтал завершить собственный «Реквием»…

 На протяжении десятилетия Павел Корин писал портреты деятелей церкви, участвовавших в крестном ходе во время похорон патриарха.

 В тридцатые годы эти подготовительные работы увидел Максим Горький, друживший с художником.
  В Москве выпускник Палехской иконописной школы и ученик иконописной палаты Донского монастыря Павел Корин окончательно решил стать художником.

Но иконы из его жизни не ушли — он начал их коллекционировать и к концу жизни собрал одну из лучших в СССР коллекций древнерусского искусства.

В начале 30-х годов у Павла Корина были лишь две иконы: одну икону, написанную Истомой Савиным в начале XVII века, художник хранил как память о своем роде.

А вторую — «Сошествие во ад» — купил на арбатском рынке.

 Потом оформлял вывески и на заработанные деньги приобрел подписное произведение царских мастеров Ивана Квашнина и Кирилла Уланова — «Богоматерь Виленскую».

Настоящее же коллекционирование началось к концу Великой Отечественной войны: у Павла Дмитриевича появились палехские иконы и новгородская «Богоматерь Знамение».

 Он искал иконы у владельцев известных коллекций, покупал их на гонорары за свои картины, и постепенно иконами наполнялись все комнаты его дома.

Свое собрание древнерусского искусства — всего 228 предметов — Павел Корин завещал Третьяковской галерее.

Сотрудник Дома-музея Павла Корина Алена Селимова рассказывает о пяти знаковых иконах из коллекции.

Он говорил  « Я собираю иконы не ради удовольствия, глядя на них, я творчески расту.
В коллекцию Павла Корина  попадали иконы особенного качества.
 Художник редко оставлял записи о том, где он их приобретал.

Икона «Знамение» ранее находилась в собрании А.И. Анисимова.

Сотрудник Дома-музея Павла Корина  Алена Селимова рассказывает о пяти знаковых иконах из коллекции.

Страшный Суд», Кирилл Уланов. 1706 год
Дерево, левкас, темпера. 54х42,5 см.

Надпись на иконе гласит, что она была написана в 1706 году изографом Кириллом Улановым.

Икона «Сретение» из коллекции П.Д. Корина приписывается школе Андрея Рублева, поскольку композиция иконы близка к иконе «Сретение» из праздничного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

 А также к одноименной иконе из иконостаса Успенского собора во Владимире.

Оба иконостаса были созданы мастерами, работавшими в артели Андрея Рублева и близко знакомыми с манерой его письма.

 Во всех трех иконах достаточно точно повторена композиционно-иконографическая схема, близок друг другу и колорит этих икон.

"Иоанн Предтеча" и " Ангел пустыни", со сценами жития».

Первая половина XIX века Палехские письма.
 Дерево, темпера. 31х26 см.

Эту икону Павел Корин приобрел на Смоленском рынке в Москве, ранее она находилась в собрании А.В. Бакушинского.
Икона, выполненная палехскими мастерами, написана удивительно тонко.

 Иконописец избирает иконографию, в которой Иоанн Предтеча изображен фронтально, с раскрытыми крыльями за спиной, в левой руке он держит развернутый свиток и чашу, с представленным в ней Божественным Младенцем.

Этот тип иконографии Предтечи начинает распространяться с конца XVII века.

 В центре верхнего ряда изображений, над фигурой Иоанна Предтечи, представлена сцена Крещения Господня.
Но вернемся к работам самого Павла Корина.

Картин  Павла  Корина  многие из вас возможно и не видели, однако
Станции метро с работами Павла Корина видели точно.

 Каждый день мы пользуемся метро и даже не задумываемся, что некоторые из станций — настоящие произведения искусства.

Станция метро Комсомольская.

Чтобы понять это, остановитесь и взгляните вокруг.
И вы увидите, что искусство можно найти и в повседневной среде.

 При спуске к платформе, еще на верхних ступенях, вы увидите мозаики на тему побед Русского народа.
Хоть они и расположены на потолке, вы наверняка их заметите.

 Всего здесь выполнено восемь мозаичных плафонов.

 Каждый из них обрамлен рамой из фигурной лепнины.

На мозаиках изображены Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Владимир Ленин, взятие рейхстага и Триумф победы.
 Изображения расположены в хронологическом порядке.

Павел Дмитриевич внимательно относился ко всем деталям работы мозаичистов и особенно тщательно следил за набором портретных изображений.

Казалось бы, почему в Советском Союзе изобразили именно этих исторических героев?

 Вместе они составляют фразу Иосифа Сталина, произнесенную на параде 7 ноября 1941 года.
:Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая.

Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!

 Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..— И.В. Сталин
 
  Может вы конечно и не знали что это работы Корина.

Как он сам писал об этом.
 Сегодня после обедни поехал на «Комсомольскую» посмотреть свои мозаики.

Я остался доволен.

 Это лучшая станция метрополитена.

 А Мозаики ее очень украшают.
Торжественная станция!
 
Начнем наш рассказ со станции, с которой для некоторых начинается знакомство с Москвой — «Комсомольской кольцевой».

Эту станцию открыли в 1952 году.

 Ее главным архитектором стал Алексей Щусев.

 Он хотел, чтобы «Комсомольская кольцевая» была продолжением архитектурной темы Казанского вокзала.

 Работая над эскизами, Павел Корин ездил на Казанcкий вокзал, чтобы рассмотреть  детали    проекта  Щусева.
Станция задумывалась как своеобразные ворота в Москву.

По словам соавтора проекта Алисы Заболотной, «Комсомольская» должна была формировать первые впечатления о столице.

 Отсюда такой размах и пафос интерьеров.

На начальном этапе работы над эскизами для метро Корин решил, что мозаики должны отличаться мягкостью тонов.

 Для этого он отказался от традиционного для того времени набора картины только из смальты в пользу сочетания смальты и натуральных камней.

Почти все мозаики «Комсомольской кольцевой» собирались  в метродепо  бывшая станция Сталинская, ранее  конечная, под чутким руководством Павла Корина.
 
Станция метро Новослободская.
  Зал станции «Новослободской» украшен 32 витражами в пилонах.

Это первый опыт работы с «живописью цветными стеклами» для Павла Дмитриевича.

Существует предположение, что для изготовления витражей «Новослободской» использовали стекла для католических костелов.

 «Мозаика „Новослободской“ „Мир“ вышла хорошо.
Но вот витражи латыши немного облатышили».

 На этом пока остановимся,пора на тропу Голицина.

Очень интересно заявил  Виктор, позвоню Наталье, пусть она нароет фото с картин из книг и отправит мне на мой аппрат.

  Думаю для нее это не такая проблема.

продолжение следует.

 будет в том3 гл.5


Рецензии