Самарканд 5

глава 5  У Стены

 Расставшись с Глашей, Верещагин решил пойти  домой в Сарабакский  дворец подкрепиться. Прожевав всухомятку пару  лепешек, растянулся на кровати - напряжение спало и навалилась усталость. Вся эта картинка боя с грудами тел и кровавыми пятнами на желтоватой земле прочно стояла перед глазами.  Хорошо  Глаша попалась навстречу  - прямо луч света в этой мракотище. Местные дамы тут в одиночку редкость, да еще и в парандже.  И только он сомкнул глаза, как услышал рядом у лазарета знакомый зычный голос Назарова,

 Верещагин выглянул  во двор лазарета -  подполковник собирал нестроевую рать:
-Построиться ! Равняйся! Колонной по три. Шагом ... Назаров оглядел шатающийся строй и осекся.
 - Эх братцы, клистирная ваша мама - не отставайте  ... И  медленно вытянулась колонна лазаретников с винтовками - человек  сто под началом Назарова.  Шли стрелки неуверенно и невесело. Качало многих прямо на ходу. По направлению  движения было похоже, что Назаров вел подкрепление не на Бухаркие ворота.
 Верещагин вздохнул, взял винтовку,  вышел из своей обители  и  пошел за солдатами. Догнал быстро,  Отряд был совсем небоевой.  Особенно последние ряды были впечатляющие - в тапках, без сапог, поддерживая друг друга. Аховые был  стрелки последнего резерва.

-Куда  это вы, Николай Николаевич, нацелились воевать?-  поравнялся с Назаровым Верещагин.
-А Тициан,  уже с винтовочкой,  решил поучастовать в баталии? Дело хорошее,- добродушно поддел его Назаров,- тут  Штембель приказал западную стену прикрыть  лазаретниками.Там шибко  ковыряли с утра - под обрывом ,  теперь по донесениям по стене трещина, скоро стеночка рухнет напрочь.  И взять шельмецов никак со стены нельзя . Ловко придумали .
 -Совсем убогие  ваши стрелки,- трезво оценил отряд Верещагин,-только стенки подпирать.

-Ничего врага увидят - повеселеют,- невесело засмеялся Назаров.
На подходе к  западной стене, стрелки  сверху доложили, что снизу шумят крепко, видно работа идет к концу. Да и  Назаров сам слышал грохот отлично.
Назаров отвел колонну к  повороту   в стене чуть подальше    и стал терпеливо ждать. Очень скоро и впрямь послышался треск и часть массива в облаке пыли рухнула под обрыв. . Когда пыль осела,  видно было, как в проломе показались несколько человек с кетменями. Они зорко огляделись и начали расчищать  последние препятствия. С внутренней стороны цитадели в этом месте к стене примыкал пустырь, шагов этак в тридцать -сорок, потом шли  сплошные стены саклей и провиантского склада, выход из пролома в крепость был только на Назаровских бойцов.

-Ага,- довольно сказал Назаров ,присматривась к ситуации,- видать осыпь легла нескладно. Теперь всей оравой не рванут. Пущай потеют, расчищают, спешить  нам некуда.
    Минут десять  работы и пролом  расширился вдвое.  И тут тихо без  криков в проем  поодиночке  в цитадель стал забираться вооруженный народ. Кто с саблями, кто с батиками.

 -Погодите - пусть войдут,- сказал  спокойно Назаров. Вся  колонна поджалась поближе  к стене. Верещагин заметил, как насторожились и подтянулись солдаты. За пять  минут за стеной оказалось  две сотни врагов.
- Вот и все...Ты, Василий Васильевич,вперед  с нами не рвись-постой туточки - прикрой нас со спины. А мы дело сделаем.
Верещагин  кивнул и отшел в сторону.

- Ну  а теперь  с богом вдарим, Ура!!!!-  скомандовал Назаров и и с ревом из последних сил лазаретники ударили в штыковую. Неожиданность сделала дело. Толпа заметалась и разделилась - кто то пошел навстречу, кто метнулся к  стене провиант склада. Некоторые изловчились и  прыгнули назад в пролом.

Минут двадцать шла баспощадная кровавая резня,  издали видно было как взлетала сабля Назаров. Все остальнвые перепитии  битвы  были скрыто спинами солдат. Потом остатки нападавших скатились вниз по осыпи.  Схватка стала затихать.  Строй солдат распался, глазам предстала ужасающая картина побоища. Большинство нападавших лежали скрючивщись - следствие штыкового удара с живот.  Верещагин осторожно прошелся по заваленному телами пустырю и  подошел к пролому. Осыпь шла далеко вниз, по ней было видно, как трудно забираться вверх. Он отвернулся и осмотрел внимательно  место побоища.

Назаров с хозяйским видом  командовал среди изнеможденных стрелков. 
-Так,  раненные -  обратно в лазарет. Гришка, бегом к Фридриху Карловичу - доложи про дело. Скажи  - потери семнадцать нижних чинов, против их сотни. Пусть гонит сюда всех  саперов. Теперь тут у дырки стоять придется до заговения.  Да и  сюда борщ  и водку. И кровать тащите. Спать будем тут.

Назаров подозвал одного из унтеров:
-Иванов -  гостей дорогих отправь обратно  в пролом. А арсенал собрать и ко мне вон туда,  - И он показал на крышу сакли.
Унтер козырнул и   стрелки, не спеша, стали по одному выбрасывать безжизненные тела  через пролом в обрыв.
 Очень споро несколько дюжих солдат расчистили пустырь и вместе с подоспевшими саперами стали возводить  стенку из мешков с песком.
-Вот  теперь пусть саперы  тут попотеют. А мы  разбиваем бивак на крышах,- скомандовал Назаров.

   Полполковник выбрал  себе саклю повыше - щагах в ста от ворот. Ему быстро поставили походную кровать и импровизированный стол. С крыши видно было ворота Бухарские и отчасти стену с проломом. Неутомимый Гришка очень скоро предусмотрительно соорудил тент из пары простыней и палок. Солдаты заняли соседние крыши.
-Располагайтесь,  любезный Василий Васильевич. составьте  русскому офицеру  компанию. Думаю  пару часов на перекур  мы заслужили, - Он вытащил из карман пару сигар и предложил Верещагину.
-Гришка, стаканы- надобно отметить победу над супостатами.

  Пара дюжих солдат скоро принесли  охапкой  и свалили под ноги Назарова, штук тридцать сабель, некоторые  были в ножнах. Некоторые с кровью.
- Отменно, - довольно улыбаясь,  нагнулся над сабельным развалом  Назаров.- Трофеи - это завсегда приятно. Смотрите, Василь Васильевич. Какие тут  сабельки  интересные. Вот эти  узкие с жалом. Как раз под кольчужку пролезать. Это хивинцы.  А этот  с расширением рубящей часть  - клиночек Бухарский. Как секира работает.  А это вот с украшениями ножен и эфеса -  благородный перс. Плавный  клинок по всей длине. Мы это еще в Ташкенте  разбирали . Там гости тоже залетали и все без паспортов. А клинок тот же паспорт. У них тут полно  толковых мастеров делают сталь не хуже дамасцев.Удобные в рукопашной.тут в каждом городе свои мастера. Оружие тут делать навострились.
Он взял сабельку    потрогал лезвие - бритва!  Ну .и пару раз рубанул воздух со всего размаха.Эхх!

- По хорошему , правильным ударов  развалить пополам врага - нечего делать. Однако разнообразие налицо. Гляди тут скоро и турецкие ятаганы появятся.
-Я три крепости брал - всюду по своему  от духа зависит  у кого крепче нервы и настырней. Стену  ломать  не всегда обязательно . Вот Ура Тюбе  стены наше вам почтение - а пару часов канонады и сдали шельмецы. Было нас три колонны - две южные - третья моя. Как они с юга завязли  в рукопашной. так я с севера и ударил- пять раненых и все дела,- непринужденно вспоминал Назаров. - А вообще по хорошему крепости брать непросто. С давних времен осадные башни в поход таскали, разные катапульты. Минные подкопы делали. Стена грамотная - это препятствие...
  Назаров внимательно посмотрел на револьвер Верещагине:
- Гляжу вы дельной штукенцией обзавелись, Василь Васильевич. Полезная вещь в ближнем бою. Позвольте полюбопытствовать.

Он взял из рук Верещагина револьвер и с чувством понюхал дуло.
-Никак опробовали  нонче револьверчик в деле?  А нам не выдают. Пару лет назад закупили несколько тысяч - пошло  в гвардию, жандармерию  и вроде даже на флот. Полиции, понятно, раздали   приставам и городовым. Даже в Оренбург прислали с дюжину. Рекомендуют на свои средства обзаводиться.  Вот Сыров в Самаре по случаю прикупил. Дороговат - полсотни  целковых, да коробка патрон два рубля.

Верещагин сделал пару затяжек и увидел, как завистливо смотрят на них солдаты. А что,  этот  дымок успокаивает.Как то подумалось ему - а ведь заслужили...
 Он подозвл ближайшего солдата и сунул ему пять рублей ассигнациями.
-Братец,  дуй в Куксарай к Хлудову - возьми братец у него  ящик сигар.
 Через час на крыше появился котел с борщом и сигары.  Верещагин раздал курево и солдаты с чувством закурили.   И вскорости на крыше появился мрачный  Сыров.

- Садись, Семен Гордеич - откушай с нами. - как там на бастионах?-  приветствовал его Назаров.
  Сыров  не спеша сел рядом, перекрестился и взял солдатскую миску.
- Слава богу, держимся. Баталии повсюду жаркие. Напирали на Джузакские ворота,  разбирали и южные бреши. Пока прорыва нет.  Но потери приличные,- подвел итог первого дня осады Сыров.
-Видишь как я лазарет освободил - места для раненых навалом. Думаю, в первый день дурные потери  от фанаберии. Потом меньше будет. Тут удержим - все простреливается   и тихо не подойти, осыпь шуршит.
-Вашбродь господин подполковник ,- внезапно закричал один солдат  с стены--   Там ворота подпалили. Дымит крепко.

-Догадались,  стервецы, мать их туркестанскую,- сплюнул Назаров.- Вот тебе и итоги дня. Еще до ночи постреляем вволю.Тут уж ничего не сделать - воды у нас нет . Пусть прогорает. Думаю,  они час гореть будет. Время подготовиться есть. Гриш, бегом  за артиллеристами. Тут только картечь. Иначе не устоим. Ну, Василь Васильевич, ты с мной или тут подождешь? Иванов - за старшего...
А сам поспешил с Верещагиным к Бухарским воротам.
Еще издали от Бухарских ворот   тянуло дымом.  Их подпалили с внешней стороны , пламя полыхало  до гребня стены.  Даже стрелки  выбрались из башен  - жарковато. Когда они подошли вплотную, казалось, что  стена с башнями непременно рухнет от жара. Один из стрелков  подошел к Назарову.

- Ну докладывай!- невесело приказал Назаров.
-  Такое дело  ваш выскобродь.  Стоят нехристи в роще, ждут.
- И много? - деловито уточнил Назаров.
- Так  верховые -  сорок пятьдесят.  Остальных  не видно, все дымом затянуло.
-И далеко?
 -Да в сорока саженях за деревьями. Кто за ними  - не видно,- пожал плечами стрелок.
- Ну посмотрим, ежели они решили брать нас в конном строю. Тут в этих трущобах верховым не развернуться,- ободряюще заметил Назаров.

Вскорости к воротам  подскакал  бравый артиллерийский поручик,  за ним катили арбу с мешками Саперы  споро устроили шагах в пятидесяти от ворот настоящий бруствер из мещков с песком.
-Ну Служенко, командуй на тебя, голубчик, вся надежда.А мы устроимся на крышах...

  Наконец артиллеристы подкатили  и саму пушку, молча стали ждать натиск. Темнело быстро. Проулки цитадели погружались в кромешную тьму . Створки ворот  прогорели наконец и рухнули. Когда  совсем стемнело , нападавшие начали растаскивать кошками уголья, потом  истошно закричали муллы, застучали копыта и десятки  всадников ворвались на пяточок у ворот за ними с ревом толкаясь, рванула толпа человек в  триста с криком --Урус, урус  куштан !!!
Груда тел, только выросшая за день, не пустила  конных вскачь, всадники стали объезжать ближе к стене  и сбрсили галоп.

-Первая,-  неторопясь, крикнул  поручик Служенко и Жахнул выстрел. Картечь безжалостно остановила потный ненавидящий  клубок людей с саблями . Лошадь  главаря рухнула, всадник в белой чалме скатился под копыта, всадники за ним налетев на безжалостную картечь от неожиданности подняли коней на дыбы, остальные пешие попятились, тут же грянул залп с стороны шеренги солдат на крышах,  незамеченные в темноте бунтовсщиками. Толпа с визгом заметалась, потом ободряя друг друга выкриками, двинулась навстречу  орудию. канониры успели перезарядить пушку,  снова команда невозмутимого поручика и выстрел. Однако с десяток всадников сумели перескочить через солдат и исчезли во мраке цитадели.  Остальные под выстрелами бросились назад. Через несколько минут воцарилась тишина -  павших тел во мраке видно не было. Слышны быди сдержанные стоны, кто то отползал в проем ворот.

 Назаров отстановил  стрелков, рванувшихся к воротам:
- Не лезьте на рожон- народ тут коварный и живучий. Утром разберемся кто жив а кто нет.
Он перекрестился, достал из под кителя массивный нагрудный крест и поцеловал его.
 -Ну спасибо тебе Служенко,- добавил Назаров.- Теперь не скоро сунутся. Убрать гостей  и заделать дырочку можно и утречком..


Рецензии