Глава 572. Брукнер. Девятая симфония

Антон Брукнер
Симфония №9 ре-минор
Берлинский филармонический оркестр
Даниэль Баренбойм (дирижер)

sir Grey: Нравится-то, мне, конечно, нравится, но пока плохо доходит. Мне говорили, что эта симфония самая великая-развеликая, я вот до нее добрался. Не доходит пока. Она действительно считается самой великой (понимаю, насколько вообще можно так делить)?

samlev: Попробуйте сначала Седьмую и Восьмую.
Мне кажется, что Восьмая и Седьмая, как минимум, не уступают Девятой. Но и ее я люблю. Все, что с Шестой и дальше — для меня шедевры, полные смысла, жизни и чего-то типа персонального подарка — как валерьянка для кота. В общем, чистый драг. Ранние хороши, но они еще не так «взболтаны».

sir Grey: Или послушать Бернстайна?

samlev: Ну, зачем Вам шоумен? Возьмите Фуртвенглера. Затем Челибидаке или Ванда. Они очень разные, но играют музыку, а не себя показывают.

victormain: Не соглашусь, Бернстайн шоуменом не был. Он не виноват, что у него такая уморительная пластика, психика, физика, химия и прочее. Я довольно неровно к нему отношусь, но шоумен не будет делать четырехчасовую передачу на телевидение с анализом каждой ноты «Вопроса, оставшегося без ответа» Айвза, с поминутными подкреплениями своих слов оркестровыми демонстрациями. Помню, как я обалдел, когда это увидал. Причем разговор заодно шел не только о конкретно этой пьесе, и как-то все это было умно и приятно. И записи его воскресных концертов (рояль, оркестр) для детей (еще когда он был помоложе) меня совершенно покорили. Он очень много хорошего сделал для нормального отношения людей (и миллиардера-спонсора, и среднего американца-налогоплательщика) к искусству. Конечно, если отключить звук и посмотреть, что с человеком делается за пультом в Четвертой, скажем, Брамса — никакого Макса Линдера не надо. Но музыкант он все-таки был настоящий.

samlev: Согласен, что, как лектор и популяризатор, Бернстайн равных себе не имеет. Идеальное сочетание всех компонентов — владение инструментом, ум, понимание, любовь к предмету, память, умение увлечь, артистизм, обаяние... Но в дирижировании — а он и это делает замечательно, не спорю, у него есть очень грозные конкуренты, которые глубже и мощней его. И их немало. Так почему бы не отдать ему должное в том, в чем он остается непревзойденным, и не строить иллюзий на его счет в делах, в которых он способен уступить?

sir Grey: Мне бы следовало «с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре». Хотя, по-моему, спора почти нет. Лев прав уже в том, что шоумен — это не обязательно плохо, смотря как понимать шоумена. Рихтер где-то говорит о том, что пианист не только играет музыку, но важно, как он выйдет на сцену, как сядет, сколько времени и как будет ждать и т. п. Я не помню точно, но смысл был такой. И это шоуменство, только оно у него не показное, а входит в понятие артистизма. А у Гилельса этого не было напрочь. И кто лучше? Вопрос. Я согласен и с тем, что мимика у Бернстайна потрясающая, и чувство юмора. Он же дирижировал бровями? Это известное видео. А Караян — просто положив руки на пульт. Просто, видимо, иногда слава музыкантов, которые известны чем-то, помимо их исполнительского искусства, кажется преувеличенной, а те, которые только просто делают свое дело — остаются в тени.


Рецензии