Знаменитая тройка из Торпедо

Прошедший хоккейный сезон в России подарил команду, которая получила очень большую прессу во многих СМИ, и связано это с появлением в Нижнем Новгороде хоккейной команды, которая играла в так любимый нашим болельщикам атакующий, комбинационных хоккей, который выгодно отличался от игры других команд Континентальной хоккейной лиги - закрытый, оборонительный, преимущественно силовой хоккей. Это командой был команда «Торпедо», которую начал тренировать один из знаменитых советских хоккеистов, заслуженный мастер спорта, член тройного клуба, в который входят выигравшие звание олимпийских чемпионов, чемпионов мира и обладателей Кубка Стэнли, Игорь Николаевич Ларионов.  Команда не только успешно выступила в регулярном сезоне, но и выбила из розыгрыша Кубка Гагарина одного из корифеев – московское «Динамо».  На матчах «Торпедо» не только домашних, но и в гостях, были постоянные аншлаги.

Хоккей с шайбой очень популярный в городе Нижнем Новгороде, раньше Горьком, вид спорта. И в истории клуба были две звездный тройки, которые наводили страх на соперников. Одна из них была еще в горьковском «Торпедо» начала 60-х годов, вторая в 80-е годы. Сегодня речь пойдет о первой, той, которая принесла команде серебро чемпионата СССР 1961 года: Сахаровский-Чистовский-Халаичев.

Сахаровский Роберт Серафимович родился 11 августа 1937 года в городе Горький. Выступал за «Торпедо» (Горький) с 1955 по 1965 года под номером «12».
Чистовский Игорь Борисович родился 5 декабря 1940 года в городе Горький. Выступал за «Торпедо» (Горький) с 1958 по 1969 года под номером «9».
Халаичев Лев Феоктистович родился 19 марта 1939 года в городе Горький. Выступал за «Торпедо» (Горький) с 1956 по 1964 года под номером «7».

- У этой тройки нападающих было много достоинств: расчетливый, со своей, фирменной, обводкой технарь Сахаровский дополнял огневого и несколько бесшабашного Халаичева, а объединял их всевидящий, умный тактик Чистовский. Но главное мне видится в другом: каждый из них был, что называется, «рабочая косточка» - воспитанник не только клуба, а и родного автозавода, - Анатолий Тарасов.

С раннего детства все трое летом играли летом в футбол, а зимой в хоккей. Мало того, Халаичев с Сахаровским с детства играли вместе – жили рядом. Интересна жизнь Льва Халаичева - он мог стать прекрасным футболистом, но так сложилось, что он выбрал хоккей. Его отец, родившийся в Афинах (Греция) бежал в Россию в 30-х годах и «осел» в районе Батума. Встретив свою будущую жену в Адлере, он с ней переехал в Горький, где устроился на автозавод работать шофером.

В детстве он был очень болезненным ребенком – часто простужался. Он решил себя закалить, и одним из пунктов этой закалки стало то, что он стал спать с открытым окном, даже зимой. Вырос крепким не по годам – в 14 лет выглядел настоящим мужиком, и сверстники боялись играть с ним в футбол, думали подстава.

- Однажды был такой случай на сборах в Сочи. Наш вратарь Лева Иванов попросил у меня модную в те годы «буклевую кепку, ему было удобно в ней в воротах стоять, а взамен дал свою шляпу. И вот в этой шляпе подаю свою метрику администратору гостиницы. А та мне: «Давайте паспорт». В общем, чуть в милицию не загремел, как лицо без документов, - Лев Халаичев.

Халаичева сначала играл за юношескую сборную области, а потом пришел и вызов в сборную РСФСР – тренеры ценили перспективного нападающего. Семен Гурвич защитник горьковского «Торпедо» считал, что Халаичев мог вырасти в будущем в классного нападающего уровня Эдуарда Стрельцова – все данные у него для этого имелись. Да Халаичев и играл против Стрельцова – на первенстве ЦС «Торпедо».

Его команда встретилась с москвичами и сыграла вничью – 1:1. В их дружине отличился Халаичев, а в московской – Стрельцов. Тогда его стали усиленно звать в московское «Динамо». Юрий Гурвич, игрок «Торпедо» тогда воскликнул: «Бросай ты этот хоккей!» Играть за хоккейную основу горьковского «Торпедо» Лев начал еще с 16 лет. Но он не решился уехать в Москву – боялся оставить мать. Его отец умер, когда мальчику было всего 8 лет.

- Было видно, что из Левы вырастет большой мастер. Но было одно «но»: грека по отцу все кавказские диаспоры принимали за своего. И, бывало, после матчей Халаичев пропадал. А находили его в компании то грузинских, то армянских, то азербайджанских друзей. На все упреки простодушный Лев говорил: «Людей же надо уважить. Ведь они искренне желают посидеть со мной за столом». Видя, что эти застолья добром не кончаться, выход нашел Геннадий Салаков, приняв соломоново решение: южные люди на хоккей не ходят, холодно, и пускай Халаичев переключается на хоккей, - Николай Дунаев (игрок горьковского «Торпедо»).

За футбольное «Торпедо» Лев выступал неполных два года, придя в команду мастеров в 17 лет. Перед сезоном 1957 года его в своих рядах хотел видеть ташкентский «Пахтакор», предложивший прекрасные условия: большую зарплату, трехкомнатную квартиру в Ташкенте и машину «Волгу-21». Халаичев: «Футболистами из Ташкента были в основном ребята из России и Украины, и деньги считали банковскими пачками». Халаичев отказался – не хотел уезжать из Горького.

Возможно, он бы и стал великолепным футболистом, но еще в 1956 году в игре с «Кайратом» он получил травму. В том матче он забил два гола, и мог бы забить третий, после подачи углового. Халаичев: «В борьбе за верховой мяч защитники взяли меня «в коробочку», и один из них, упал мне на колено». После этого Льву было больно бить по мячу с правой ноги. Показывали молодого нападающего многим специалистам, в том числе московским, но время шло, а улучшений не было. Халаичев: «В хоккее бить ногами не надо было, вот я и переключился на него».

Игорь Чистовский начинал свою профессиональную карьеру в клубе низшего дивизиона класса «Б» – «Динамо» (Горький) в 1957 году, а в следующем году его заметил наставник «Торпедо» Дмитрий Богинов и пригласил в свой клуб. Халаичев: «Игоря вскоре поставили к нам в звено. Он был худеньким, но довольно быстро окреп». Их тройка стала ударной в горьковском клубе.

- Игорь – игрок от бога. Как только его не назвали, с кем только не сравнивали. Даже одно время иначе как «второй Бобров» и не говорили про «Гулю». Не помню, откуда за ним эта кличка закрепилась: «Гуля». Может быть от того, что буквально летал по площадке? При его появлении на льду было слышно указание тренера соперника: «Все внимание Чистовскому!» - Виктор Коноваленко.

В сезоне 1959/60 эта тройка получила приз «Три Бомбардира», забросив 76 шайб: Сахаровский (36), Чистовский (21), Халаичев (19). Также Сахаровский стал лучшим снайпером чемпионата СССР. В том сезоне «Торпедо» заняло итоговое 5-е место в чемпионате, сумев при этом дать бой будущему чемпиону ЦСКА - в ; финала, выиграв одну встречу из трех.

В конце 1960 - начале 1961 годов вся тройка в составе молодежной сборной СССР отправилась в турне по США, проведя там пять матчей. Наша команда под руководством Эпштейна и Богинова все матчи выиграла, в том числе трижды победила сборную США. Тройка Сахаровский – Чистовский – Халаичев прекрасно выступила в турне, забросив  6 шайб только в ворота национальной сборной США.

- На чемпионат мира в 1961 году, кое-кто из нашей молодежной команды был включен в состав сборной СССР. Хотя я убежден – вполне могла поехать в Швейцарию и великолепная тройка горьковского «Торпедо». Но команда формировалась Чернышевым и Тарасовым, и попали в нее хоккеисты только столичных клубов, - Николай Эпштейн.

В сезоне 1960/61 горьковское «Торпедо» стало первой немосковской командой, которая выиграла медали чемпионата СССР (серебро) и вышедшая в финал Кубка СССР, уступив ЦСКА. Коноваленко вспоминал, что после этого серебра хоккеисты в родном городе стали популярнее космонавтов. Осень 1962 года в горьковской команде случилось ЧП, после которого Сахаровского с Халаичевым дисквалифицировали и отчислили из команды, а Чистовский «получил» условную дисквалификацию с лишением звания мастера спорта.

Тогда команда играла в турнире на приз газеты «Советский спорт», и у них выдалось три свободных дня. Хоккеисты уговорили Богинова и отправились повидать родных в Горький. Все трое к назначенному сроку опоздали в Москву на сутки. Богинову это сильно не понравилось, и он устроил «проработку» хоккеистам. Дальше «показания» разнятся. Коноваленко в своей книге писал, что все трое, обидевшись, отказались выходить на лед. Халаичев в своих воспоминаниях говорил, что все было совершенно иначе. Он сам попросил Богинова не выпускать его на игру, сказав честно, что к игре не готов, а Сахаровский и Чистовский не успели принять участие в приветствии, а значит, не имели права играть.

- После матча журналисты спросили Богинова: «Почему ударная тройка не играла?» А он им: «Бастуют!» И на следующий день из «Советского спорта» вся страна узнала о нашей «забастовке». Нас дисквалифицировали на год. Во время дисквалификации мы работали на участке блока цилиндров на «ГАЗе». На нас с Робкой народ ходил смотреть, как в мавзолей на Ленина. Целый день шли, прямо живая очередь. Всем интересно было, как же известные хоккеисты трудились на производстве, - Лев Халаичев.

Когда Сахаровский и Халаичев вернулись в клуб, после дисквалификации, Богинов уже уехал в Киев, а его место занял бывший защитник «Торпедо» Александр Прилепский. Халаичев вспоминал, что у него с ним не сложились отношения еще с тех пор, когда они вместе выступали за горьковский клуб. Халаичев: «Защитник Прилепский не успевал за мной на тренировках и часто останавливал меня недозволенными приемами. Я его раз предупредил, второй, а он только смеялся в ответ. И после очередного такого случая, я чуть не убил Прилепского».

В 1964 году Халаичев покинул команду и ушел в команду низшей лиги – в горьковское «Динамо», где выступал вплоть до 1969 года. Сахаровский продержался до следующего сезона, повесив «коньки на гвоздь» в 1965 году. Позже всех покинул команду Чистовский – в 1971 году. Чистовский: «Я получал 160 рублей в месяц, а у жены, которая работала инженером, не зарплата, а слезы. Команду возглавил опять Прилепский. Он начал эксперименты с составом. Всех задергал. Я попросил его прибавить хотя бы рублей двадцать. На что получил категорический отказ. Поэтому ушел из команды».

Как вспоминал в своей книге Коноваленко, после Богинова горьковскому «Торпедо» не везло стренерами. Да и сам покинул команду и большой спорт, после конфликта с Прилепским.

Сахаровский Роберт Серафимович – серебряный призер чемпионата СССР 1961 года. Лучший снайпер 1960 года. В чемпионатах СССР провел 370 матчей, забив 114 шайб. После завершения хоккейной карьеры работал судьей. Судья всесоюзной категории. Пять раз входил в десятку лучших судей сезона. Судил матчи чемпионат Европы среди юниоров в 1971 году. Скончался 13 июня 2014 года в возрасте 76 лет.

Чистовский Игорь Борисович - серебряный призер чемпионата СССР 1961 года. В чемпионатах СССР провел 435 матчей, забив 172 шайбы. Дважды водил в список 33 лучших хоккеистов сезона. Работал тренером и старшим тренером в родном клубе. Коноваленко: «Это он отыскал в одной из команд «Золотой шайбы» Ковина со Скворцовым и вырастил их». Скончался 19 августа 2014 года в возрасте 73 лет.

Халаичев Лев Феоктистович - серебряный призер чемпионата СССР 1961 года. В чемпионатах СССР провел 210 матчей, забив 108 шайб. Сначала работал тренером в командах класса «Б», затем тренировал родное «Торпедо» и череповецкий «Металлург». Скончался 9 августа 2010 года, в возрасте 71 года.

В публикациях использованы материалы следующих изданий: Википедия, Коноваленко В.С. «Третий период», «Чемпионат», Тарасов А.В. «Настоящие мужчины хоккея», NNovgorod . BezFormata . com , Н.Эпштейн Н.Вуколов «Хоккейные истории и откровения Семеныча».


Рецензии