1 июня. Мэрилин Монро

1 июня 1926 года у 24-летней киномонтажницы с киностудии RKO Pictures Глэдис Пёрл Бейкер (в девичестве — Монро) родился третий ребёнок, девочка. Девочку назвали Норма Джин. За пять лет до этого Глэдис развелась с Джоном Ньютоном Бейкером, за которого вышла замуж в 15 лет. При разводе Джон Бейкер забрал с собой первых двух детей Глэдис и уехал с ними из Лос-Анджелеса в Кентукки. О существовании брата и сестры Норма Джин узнала только в 12 лет. За 2 года до рождения Нормы Джин Глэдис Пёрл вышла замуж за Мартина Эдварда Мортенсена и очень быстро рассталась и с ним. Кто же был биологическим отцом Нормы Джин, оставалось неизвестным на протяжении многих десятилетий. Лишь в апреле 2022 года в СМИ появилось сообщение, что учёным-генетикам удалось определить имя биологического отца Нормы Джин (1). Им оказался Чарльз Стэнли Гиффорд, сотрудник компании Consolidated Films. Но в свидетельстве о рождении девочки её имя было записано как «Норма Джин Мортенсон», а при крещении она была записана как Норма Джин Бейкер.

Глэдис Пёрл практически не участвовала в воспитании дочери. Сначала по причине финансовых проблем, а в 1934 году у неё была диагностирована параноидальная шизофрения, вследствие чего она была помещена в психиатрическую клинику, в которой провела весь остаток жизни до 1984 года.

Все детские годы Норма Джин переходила от одних опекунов к другим, от опекунов – в детские приюты и снова к опекунам. И, наконец, в 18 лет стала финансово самостоятельной, получив работу фотомодели. Тогда же она определилась и со своим именем, под которым прославилась на весь мир - Мэрилин Монро.

Говорят, о ней написано более 300 книг. Число публикаций в СМИ вообще невозможно сосчитать. То есть, практически каждый день её жизни описан подробно и под самыми разными углами зрения. И я, естественно, не смогу, да и не собираюсь сообщать читателям что-то новое. Я просто хочу в день её рождения поделиться воспоминаниями о своих «соприкосновениях» с этой Актрисой.

Словосочетание «Мэрилин Монро» стало известным мне буквально в пору розового детства, чуть ли не с детского сада. Правда, тогда, в начале 60-х годов для нас это было именно словосочетание, миф, символ. И даже, с подачи Андрея Вознесенского, произносилось как Мэрлин Монро. А уж советские куплетисты-юмористы вообще трансформировали это имя в Мэрлин Мурло. Да это и понятно. Ведь мало кто в СССР знал про неё больше, чем написал Вознесенский в 63-м году - «героиня самоубийства и героина». Ещё меньше людей видели её. И вот, в 66-м году случилось если не чудо, то уж как минимум - знаменательное событие: на экраны советских кинотеатров вышла кинокомедия Билли Уайлдера «В джазе только девушки». Причем, без грифа «Дети до 16-ти…». Мы с мамой сразу же пошли на этот фильм. Гораздо позже стало известно, что кроме нас ещё порядка 44 миллионов советских кинозрителей пришли в кинотеатры на этот фильм только в первый год его демонстрации.

Честно говоря, меня, тогда ещё 10-летнего пацана, мало волновали прелести Мэрилин. Я просто захлёбывался от смеха, глядя на Джека Леммона. Но мужчины постарше просто глаз не могли оторвать от Монро. Да и как могло быть иначе.

И, что характерно, как-то довольно быстро сошли на нет ёрничанья на тему «Мэрлин Мурло». Ладно там женщины. Они в любой красавице видят потенциальную соперницу. А вот мужик, способный назвать мурлом такую красоту, воспринимался, как минимум, страдающим отклонениями в сексуальной ориентации. К чему в СССР относились, мягко говоря, с подозрением. Да и в стихотворении Андрея Вознесенского центр тяжести как-то постепенно перетёк с «героини героина» на «Я баба слабая. Я разве слажу? уж лучше — сразу!»

На протяжении многих, примерно 20-ти – 25-ти, лет Мэрилин Монро оставалась в СССР актрисой одной роли. Другие фильмы с её участием до массового советского кинозрителя не доходили. И лишь с началом перестройки, а ещё больше с крушением господства коммунистической идеологии в культуре в начале 90-х годов российский зритель буквально дорвался до фильмов с Мэрилин Монро. И, честно говоря, остался немного разочарован. Нет, своей красотой Мэрилин блистала и практически затмевала своих партнерш практически во всех фильмах. Как, например, в фильме «Всё о Еве», где, появившись на экране всего на несколько минут, Монро заставила смотреть только на неё и зрителей, и партнеров по фильму. Но вот качество самих фильмов всё-таки сильно уступало шедевру кинокомедии от Билли Уайлдера. 
 
Вместе с потоком фильмов с участием Мэрилин Монро в Россию попали и книги о ней. Мне довелось прочитать одну из них, написанную Сильвэном Ренером. Именно эта книга запустила такую крылатую фразу о Мэрилин: «Грудь из камня, мозг из ваты». Именно в этой книге были приведены воспоминания Тони Кёртиса о том, что, когда он по роли целовался с Монро, у него возникало ощущение, что целуется с Гитлером. И многое другое в том же духе. Впрочем, всё это можно объяснить завистью к чужому успеху, столь характерной для людей творческих профессий.

Мне же из этой книги больше всего запомнилось то, что самой большой актерской мечтой Мэрилин было сыграть Грушеньку. Не Джульетту, не Офелию и не какую-нибудь Нору Ибсена. А Грушеньку Достоевского. Конечно, вряд ли у неё когда-нибудь это получилось бы. Но эта мечта говорит о том, что русскую литературу, по крайней мере, лучшие её произведения, Норма Джин знала и любила. Возможно, даже больше, чем иные из современных российских актрис.

Первую свою роль в полнометражном художественном кинофильме Мэрилин Монро сыграла в 1947 году. Это был фильм Артура Пирсона "Опасные годы". Последний полнометражный фильм с участием Мэрилин Монро - вестерн Джона Хьюстона "Неприкаянные" - вышел в 1961 году. За свою творческую кинобиографию, столь короткую, всего 15 лет, Мэрилин Монро сыграла в 26-ти полнометражных художественных кинофильмах. Два фильма из них вошли в Золотую Тысячу, в том числе "Всё о Еве" и "В джазе только девушки". Благодаря этому показателю и своей сногсшибательной красоте и сексуальности Мэрилин Монро включена в список 100 самых красивых и сексуальных Актрис мирового кинематографа (см. Предисловие).

Актёрское творчество Мэрилин Монро было отмечено 11-ю кинонаградами, из которых наиболее престижной является американская премия Золотой Глобус за Лучшую женскую роль в фильме «В джазе только девушки». Кроме этого, Голливудская Ассоциация иностранной прессы дважды присуждала Мэрилин Монро свою Премию Генриетты как самой популярной Актрисе мира. Итальянская киноакадемия в 1958 году присудила Актрисе специальную премию Давид ди Донателло - Золотую Тарелку - в знак признания её актёрского мастерства.
___________________________________________________


Рецензии