Сени, сенные девушки, стол, престол

Что такое сени, знает каждый. Как выразился один из моих собеседников, сени - это такой маленький дощатый тамбур перед входом в дом. Чтобы при открывании дверей не упускать тепло из дома.

Так ли это? И да, и нет.
Это сейчас сени стали маленькими и дощатыми, ибо помещение неотапливаемое, значит, и стены толстые не нужны.

Но в старину, когда ещё не было электрических лесопилок, доски были дорогим материалом, ведь их приходилось выпиливать вручную. Применялись доски в основном в судостроении, а для сеней такой дорогой материал - слишком роскошно.

Потому, сени, как и изба делались из брёвен. Даже дом такой возник - пятистенок, в плане - четырёхугольник с перегородкой внутри. Отапливаемая половина дома - изба, неотапливаемая - сени.

И нужны сени были не только, для того, чтобы при открывании двери меньше терять тепла, но так же в сенях хранили продукты - квашеную капусту, мясо, которым холод только на пользу. Так же в сенях хранили различные инструменты, утварь, чтобы не загромождать избу.

Однако после пятистенка возник дом - трёхсрубник. Это две избы, а посередине - общие сени. Например, в одной избе старики живут, а в другой - семья их младшего сына. Для большой семьи трёхсрубник удобнее.

А что если трёхсрубник мал. И нужен дом побольше? Например, для князя с его холопами и гриднями?

А тогда дом строился по тому же принципу, что трёхсрубник. Посередине - общие сени, а справа и слева от сеней по ряду комнат (светлиц).
Тогда сени превращаются в огромный длинный зал. Ширина его такая же как у избы - метров пять, а длина зависит от числа светёлок с каждой стороны). Например, если светёлок десять (по пяти с каждой стороны, тогда и длина таких сеней становится метров двадцать пять (равна длине пяти изб).

К тому же, несмотря на отсутствие отопления, в таких длинных сенях становится тепло, ибо пятьдесят метров его стены отделяет сени от отапливаемых помещений - светёлок. И только десять метров стены отделяет от внешнего холода.

Тепло, сочится из светёлок в сени. Оттого в сенях такой конструкции становится тепло.

Вот и получается, что сени из подсобного помещения превратились в главный зал княжеского терема. Именно там князь проводит свои пиры с десятками приглашённых, а так же советы со своими боярами. Больше-то негде. В светёлках тесно, во дворе холодно и сыро.

Как-то раз читал у Карамзина. Во время одного из бунтов в Киеве уже вызвались смельчаки, чтобы подрубить двери сеней, где держал совет князь со своими боярами.

Тогда я ещё туманно представлял себе устройство княжеского терема, и подумал, что же они в сенях сидят, как бедные родственники? А в том- то и дело, что сени и были главным парадным залом княжеского терема.

Как же был мебелирован такой зал? В источниках я не нашёл описаний.

Но поскольку у нас жанр исторической реконструкции, попробую реконструировать.

Как бы я мебелировал сени такой конструкции?

Обычно мебель ставят вдоль стен. Вот и мы поставим вдоль стен сундуки, лари, пристенные скамьи, чтобы пирующим было куда сложить шубы, щиты, копья и прочие громоздкие аксессуары того времени.

На такие пристенные скамьи, или даже лавки можно усадить, например, гусляров, гудочников и прочих музыкантов, для веселия необходимых, но гостями не являющихся.

Кроме того, вдоль стен следовало бы расположить шкафы для посуды. Теперь такие шкафы называют сервантами, а в старину их называли погребцами. Отличались от современных они отсутствием стеклянных створок.

В наше время посуду хранят на кухне. Это связано с тем, что на кухне есть водопровод. В старину же водопровода не было, а следовательно не было причин таскать посуду в кухню и обратно. Гораздо проще было принести в сени воду и помыть посуду после пира прямо там, на столе, протереть её и запереть в резных погребцах. Кубки, блюда, братины из драгметаллов, редкостное стекло, дорогую импортную керамику запирали под замок. А ключи от погребцов были у ключника - материально ответственного лица.

Но пировать-то на чём?

Нужен стол.

Потому поставим посреди сеней длинный предлинный стол. Ведь у нас сени не широкие, но зато очень длинные (пять метров, на двадцать пять). Вероятно, стол будет не целым, а составным, из нескольких столов обычного размера.
И вдоль этого длинного стола поставим скамьи, чтобы было на чём сидеть пирующим.

Чем скамья отличается от лавки?

Тем, что скамья имеет ножки и её можно переставлять. А лавка - намертво приделана к стене и является частью конструкции самого дома.

А князю что же? Сидеть вместе со всеми на скамье?

Ну, уж нет. Князь - персона особая, священная. Для него поставим во главе стола особое кресло, желательно красивое, резное, дубовое. Дуб считался священным деревом. Из него вырезали княжеские скипетры и идолы Перуна.

В боковых же светёлках устроим кухню, опочивальню для князя со княгинею, помещения для княжён, княжичей, слуг и конечно же - комната охраны (гридница).

Теперь такой вопрос, как же назвать такое кресло, место для князя?

Теперь бы его назвали троном. Но трон это западное заимствование. А было ли у древних славян своё слово?

Было. Стоит перед столом? Значит - престол. Вот и назовём сие кресло престолом.

Теперь заглянем в летописи. Всю историю Киевской Руси князья занимались в основном тем, что делили эти самые престолы и столы.

Даже создавалось такое впечатление, будто стол и престол - одно и то же.
В некотором смысле, да. И то и другое - атрибут княжеской власти. Но формально это две разные вещи. Вот это стол, за ним едят. Вот это престол, на нём сидят. Смотрите - не перепутайте.

Вот и сидел князь в сенях, на престоле, во главе длинного стола, за которым сидели его бояре и за чаркой хмельного мёда обсуждал с ними дела свои скорбные.

Кстати, кто такие бояре? Это толстопузые старики в больших шапках и с рукавами до полу?

А вот и нет. Боярином называли того, кто в бою ярый, потому и боярин. Это были лучшие дружинники князя, старые рубаки, покрытые шрамами, понимающие почём фунт лиха, иные из них были даже опытнее и умнее самого князя. Потому князь учитывал их мнение при принятии государственных решений.

Теперь такой вопрос: Кухня есть, пировать есть где, упитых сложим в светёлках. А танцевать где?

А танцы тогда были компактные, вроде присядки, паркета не требовали. По крайней мере, отдельной залы для кружения в вальсе не требовалось. А хороводы на Купалу среди лугов водили. И сени были единственной главной залой любого терема. Это была и трапезная, и гостиная и конференц-зал, и коридор, чтобы перейти из одной светёлки в другую.

Ладно, с сенями разобрались. А кто такие - сенные девушки?

Это та часть прислуги, которой не хватало места в людской светлице, вот они и спали в сенях на скамьях. Утром постели убирали и складывали стопой на одну из лавок, вечером снова стелили.

Точно так же в крестьянских избах постели с лавок переносили на голбец, или коник (место у входа, где спали супруги), где складывали стопой, чтобы освободить лавки для сидения. Из подушек же сооружали многоэтажные пирамиды. До сих пор в некоторых деревенских домах сохранился обычай складывать стопами многочисленные подушки на супружеской кровати.

Теперь о полах. А вот полы-то были земляными. - противопожарными. В крайнем случае, мощёными камнем, либо кирпичом. Ничего не поделаешь, если уголёк из печи выпадет, да в щель между половицами завалится, может весь город выгореть.

Является ли такая архитектура уникальной? Нет. У викингов конунги имели так называемые длинные дома. Практически то же самое, только вместо светёлок имелись так называемые спальные ниши, примерно два метра в длину и полтора в ширину. Места хватало только для двуспального ложа. От основного зала такая ниша отделялись только занавеской. Тот же длинный стол, те же бражные скамьи. Только перед столом был открытый очаг. Дым выходил в отверстие крыши. Точно так же планировались залы в средневековых замках Европы. Длинный зал, а по сторонам ряды спальных ниш - (альковы)

Строительство боковых ниш было необходимостью, ибо перегородки между альковами делали длинную стену зала более устойчивой.

Даже хижины африканских вождей устраивались по той же схеме, с той разницей, что средняя зала была круглой с очагом посередине, а вокруг неё устраивались мелкие отделения для сна, или для хранения припасов.

По той же классической схеме устраивались кубрики для матросов на старинных парусных судах. В центре  длинный стол и две скамьи, а вдоль стен - двухэтажные койки. Так же точно планировались помещения для офицеров на судах, с той разницей, что вместо коек вдоль бортов располагались ряды крошечных тесных каюток. А между двумя рядами кают - каюткомпания - комната с длинным столом и двумя лавками.

Словом, схема была устоявшаяся, традиционная.

Но имелся один недостаток. В сенях было темно. Ведь окна можно было сделать только в концах длинного зала. Да и окна-то были крошечными. И бычий пузырь, или промасленный холст, которые заменяли в те времена стекло, пропускали мало света. Потому в сенях весь день горели свечи, или чадящие плошки.

Впрочем, в рыцарских замках тоже весь день горели смоляные факелы, по той же причине.

Темно по нашим меркам было и в светлицах. Маленькие окошки делали низко, с таким расчётом, чтобы женщина могла сесть у окна на лавку, и свет при этом падал бы ей на колени, на которых она держала своё рукоделье.

И меняться эта архитектура начала только с появлением больших оконных стёкол.

И вот с некоторых пор стали в теремах строить второй этаж, который назывался горнее жильё (горнее - значит верхнее) или проще - горница. Это было неизбежно, ибо стиснутые крепостными стенами города могли расти только вверх.

И вот этот второй этаж строился точно по плану верхнего - посередине длинная зала которая называлась верхними сенями, а по бокам от не - светлицы, или горницы. Отопление в таких горницах происходило снизу за счёт конвекции горячего воздуха от печей через отверстия в полу - продухи.

Весь второй этаж уже имел деревянные полы, в нём не было ни мусора от дров, ни копоти от чёрных печей. Так как печи в нижних этажах стали делать с трубами. По крайней мере первые печные трубы на Руси археологи относят к десятому веку. Но простонародье вплоть до девятнадцатого века предпочитало черновое отопление. Причина тут простая. Печной дым окуривал тесовую крышу и не давал ей гнить.

Разумеется князь и члены его семьи заняли верхние, более комфортные комнаты, а нижние предоставили слугам и кухне.

Что же делать с верхними сенями?

Стол удобнее иметь в нижних сенях. Там и к кухне близко, дрова, воду удобнее таскать на первый этаж. Потому нижние сени стали выполнять роль большой столовой, а верхних сенях устроили тронную залу. Там стоял второй княжий престол, хотя он стоял уже не перед столом, но придумывать для него новое название не стали, а вдоль стен лавки. Получилось что-то вроде конференц-зала и гостиной.

Тут велись приёмы, совещания, суды. А в час досуга князь с приближёнными могли посидеть, побеседовать, послушать гусляров и сказителей, полюбоваться танцами красавиц.

Но вот понимается по внутренней лестнице отрок и произносит сакральную фразу: "Кушать подано". После чего князь милостиво приглашает всех перекусить, чем Бог послал.

Гости спускаются в нижние сени, а там уже столы ломятся от яств и напитков. Осетры, жареные поросята, икра, блины, ну и далее по списку.

Вот в таком разрезе.

Теперь попробуем вообразить себе сцену из Сивки Бурки. Может ли всадник допрыгнуть на коне до окошка княжны и взять перстень из её рук?

Считаем:
Пол в тереме земляной, следовательно, он ненамного выше уровня земли на улице.

Всадник на коне, следовательно, его голова находится примерно на уровне пола второго этажа.

Окна к горнице княжны - царевны находятся низко, с таким расчётом, чтобы свет из окна падал прямо на колени девушке, которая сидит на лавке перед окном, то есть примерно 80 см от пола.

Если всадник скачет по улице мимо терема, когда конь его подпрыгнет, ему вполне реально достать поднятой рукой до руки царевны, высунутой через окошко.

Сложно, но можно!

Вот и выходит, что сказка вполне могла быть основана на реальных событиях. Ну, немного приврали о пролезании через ухо. И только.


Рецензии
Михаил, Ваши исторические реконструкции это крепко связанный сруб из ума, наблюдательности, эрудиции и логики. С неизменным уважением,

Иннокентий Темников   08.09.2023 04:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Иннокентий.

Михаил Сидорович   08.09.2023 06:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.