Безумная ревность как продолжение сицилийской любв

 Безумная ревность как продолжение сицилийской любви
"Сельская честь", опера Пьетро Масканьи, новая сцена Мариинского театра, 30 мая 2023 года

Дирижер – Гурген Петросян.
Сантуцца – Татьяна Сержан.
Туридду – Ахмед Агади.
Лола – Екатерина Сергеева.
Альфио – Ариунбаатар  Ганбаатар.
Мама Лючия - Анна  Кикнадзе.

Вчера Сантуцца Татьяны Сержан заставила меня проникнуться ее страданиями и почувствовать наворачивающиеся на глаза слезы от испепеляющей боли этой безумно ревнивой девушки и от ее всепожирающей страсти к Туридду. Все с детства знакомые мелодии арий Сантуццы и ее дуэтов с Туридду наполнились подлинной жизнью, как и положено в веризме, стали волнующими и захватывающими. И проникновенная музыка Масканьи, и погруженная в муки ревности, вокально прекрасная и актерски убедительная героиня Татьяны Сержан, эмоционально заряженные мужские персонажи не давали мне отвлечься на размышления о несоответсивии гениальной музыки несуразной примитивности сюжета, как это бывает со мной при менее выразительном исполнении. А Татьяна Сержан в роли Сантуццы заставляет душу отзываться и сердце биться в унисон с ее героиней, и тут становится не до рассуждений о бренности жизни и губительности ревности. Это тот случай, когда эффект перевоплощения, особенно сложный в опере, срабатывает на все сто, и на сцене нет уже примадонны Татьяны Сержан, а есть мятущаяся от своих страстей Сантуцца, умоляющая своего возлюбленного не бросать ее, готовая ради этого на все, не страшащаяся униженнной мольбы, забывшая о напускной гордости и поглощенная безумным желанием удержать Туридду любой ценой. И никакого самолюбования, демонстраций себя и своих возможностей, губительных даже для первоклассного артиста, никакого опасения показаться некрасивой, ничего напускного, нарочитого и чрезмерного. Все естественно и искренно, кажется, что Сантуцца Татьяны Сержан рождается из боли ее собственного сердца, из страданий собственной души. И это так заразительно, так мощно отзывается и в сердцах зрителей. У певицы очень красивый, сильный, выразительный голос, для которого не существует никаких вокальных трудностей, Татьяне Сержан подвластны любые эмоциональные проявления ее героинь - от нежнейших признаний, тихих сомнений и горьких слез до яростных вспышек гнева, припадков ревности и бурных любовных признаний и упреков. У Татьяны Сержан за каждым звуком, за каждой музыкальной фразой стоит Вселенная, наполненная богатством ее личности, ее душевной состоятельностью, ее актерским мастерством и культурой! Ведь мало спеть просто ноты арии, даже хорошо спеть, важно донести до публики то, что вложил в музыку композитор, то, что переживает герой оперы. Как справедливо считает сама Татьяна Сержан, "ноты - это только средство!", а остальное создает талант и профессионализм артиста!
Ведь сцена безжалостна, она, образно говоря, "раздевает", наглядно демонстрируя, что певец может дать своему персонажу. Душевную пустоту скрыть нельзя, никакая наученность не поможет. Разве что совсем ненадолго, а потом даже профессионализмом этого не прикрыть.
Публика, даже неискушенная, ее видит и чувствует. Так же, как всегда оценивает эмоциональную искренность певца. А вчера именно Татьяна Сержан "сделала" спектакль почти душераздирающим. Другие персонажи, исполненные замечательными певцами, усиливали эффект, но не могли бы достигнуть нужной эмоциональности происходящего, если бы не было такой Сантуццы. А без этого и вся опера блекнет.

Очень удачно вся история сицилийского любовного четырехугольника вписывается в предложенную режиссуру и декорации спектакля (Арно Бернар). В "Сельской чести" все это смотрится органично, логично дополняя музыку и общее впечатление от спектакля.


Рецензии