Ильменские словени, русь и Изборская крепость

Россия началась на Северо-востоке Европы, где хозяйничали банды викингов (или норманов (northmen– северных людей, членов воинского союза, воцарившегося по всей северной Европе и северных водах от Гренландии и Британских островов до острова Новая Земля на границе Баренцева и Карского морей), терроризируя и грабя население. Суша к востоку от Балтийского моря была интересна викингам для похода на юг по рекам для грабежа богатых земель Византии.  В 5-7-х веках от Рождества Христова на эти плодородные территории, испещрённые множеством рек и озёр, стали заселяться славяне (славени, словени) – часть довольно многочисленной народности, населявшей Фракию. Эта ветвь фракийцев мигрировала из ареала реки Дунай и его притоков из-за междоусобных войн, военного давления византийцев, постоянно требующих подати  и грабежей готов.


Источники, обобщённые в первой российской исторической хронологии «Повесть временных лет» называют племена славен заселявших земли в бассейнах рек Днепр, Дон, Волга, Великая и др., но для возникновения русских наиболее важна группа, которая не получила никакого особого названия, а так и называлась славени (т.е. славяне на современном звучании языка) и которая продвинулась севернее всех других до озера Ильмень, где в месте  вытекающей из него реки Волхов организовала город  Новгород Великий.


История умалчивает как строили город его основатели, сколько набегов различных группировок викингов им пришлось пережить, но город так или иначе возник – господин Великий Новгород, а новгородские купцы наладили торговые связи с другими городами северной Европы, торгуя ремесленническими изделиями, пушниной и рабами. Постепенно между словенами, основавшими город и викингами из рода русь (рось) сложилось военно-торговый союз, очевидно необходимый городу, чтобы избавить его от набегов других племён викингов, а народ викингов русь получил форпост на востоке.


Этнос русь брал своё начало от холмистого побережья Ро(у)слагена (территория нынешней Швеции). Название русь (рус/рос) указывает на род их занятий – воины-гребцы (от «ро» – весло). Первый европейский источник, упоминающий этот народ, называет его на старофранцузском «Rhos» (см. Анналы монастыря св. Бертина), но мягкое и тягучее произношение звуков «р» и «с», свойственное многим славянским языкам, трансформировало название «рос» в «русь». Часть руси осело в Новгороде, да так крепко они связались с ильменскими словенами, что для сторонних наблюдателей новгородцы и русь стали единое понятие: «...беша у него варязи и словени и прочи, прозвашася Русью», так гласят первые источники. Русь прирастала народами, поскольку новгородцы порабощали менее развитые в военном отношении окрестные племена. Несмотря на то, что многих людей на завоёванных землях русь обращала в рабов, которыми торговала по всей Европе, постепенно формировалась Новгородская Республика. Республика в том смысле, что верховное управление территорией всенародно избиралось на фиксированный срок на всенародном собрании граждан - Вече.


Параллельно юго-западней в месте впадения реки Великая в Чудское озеро викинги и славене развивали другое торговое поселение, давшее начало городу Пскову.


Русь активно распространялась из Новгорода по западным землям Восточно-Европейской равнины и стали известны на обширных просторах этой земли. Часть викингов, была связана с хазарами, возможно, как наёмники. Во всяком случае, один из древнейших литературных памятников Европы – Анналы монастыря св. Бертина, в котором впервые упоминается о руси на землях Восточно-Европейской равнины, прямо связывает русь с хазарами. Текст летописи повествует о посольстве греческого/византийского императора Теофилуса ко двору германского короля Лотаря в 839 г. В составе посольства были воины-русь. Эта русь была послана Теофилусу их князем, который назывался Каган, а такое название князя, как известно, отсылает к кочевникам, к хазарам. Теофилус просил Лотаря помочь руси добраться в Швецию навестить родственников. Возможно, эти люди боялись идти на север через Новгород, чтобы добраться до Швеции, поскольку изменили новгородцам с хазарами. А может, были посланы новгородцами как шпионы, - такое предположение сделал Лотарь и об этом сказано в летописи. Поскольку сын Лотаря также разделил версию папы о том, что появившаяся русь являются шпионами, судьба этих воинов скорее всего незавидна и вряд ли они добрались до Швеции. К сожалению, летопись умалчивает сколько людей Лотаря погибло, когда захватывали русь и как изощрённо их пытали, чтобы выбить признание в шпионаже. Впрочем, возможно, руських воинов безопасно сопроводили до цели их путешествия, как просил Теофилус. Для нас же, спустя века, текст этой французской летописи важен как свидетельство того, что уже 1100 лет назад (задолго до прихода Рюрика в Новгород Великий), русь  была известна как народ и как воины, обитающие на землях восточней Балтийского моря, а руськие воины были не менее развиты, чем их западно-европейские коллеги, а возможно и более, поскольку заставили двух германских владык (Лотаря и его сына) опасаться их.


Говоря о первых руських источниках, следует помнить, что они остались только в виде развалин крепостей и камней с петроглифами, и главным свидетельством величия начала Руси является Изборская крепость (Новгород Великий оставил нам лишь свою печальную историю, поскольку на протяжении последующих столетий этот великий город несколько раз разрушали до основания следующие поколения русских, уничтожая не только строения и их фундаменты, но и генофонд великого народа). Не сохранились письменные источники IX века ни от руси, ни от ильменских славен, создавших государство Русь. Сохранились только устные предания, которые пришлые монахи, проповедующие руси христианство, как-то записали. То есть первые письменные источники на Руси появились на 200-400 лет позже, чем события, которые они описывают и, следовательно, эти первые летописи полны субъективизма их составителей, по-другому – вымысла и большого стремления понравится своими текстами сильным мира сего. Отсюда великая запутанность в старославянских текстах и хронологические неточности, которые к тому же часто переписывали в угоду тому или иному владыке. А владыки на Руси менялись часто.


Наиболее ранние ретроспективные российские источники, собранные в  летопись «Повесть временных лет», написанную через несколько веков после рассматриваемых в тексте событий в христианском киевском монастыре, видимо, пришлыми евреями-проповедниками, рассказывает, что правители доминирующих славянских сообществ – чудь, весь, меря и кривичи, чувствуя обострение славянских войн, пересекли Балтийское море и предложили предводителю руси Рюрику взять под контроль славянские земли. Рюрик конечно же обрадовался поднятию своего статуса из вассалов германского императора Лотаря в полноценные императоры, дармовым землям и богатству в них и вприпрыжку поспешил скорее воспользоваться свалившимся на голову неожиданным счастьем. При этом, надо отметить, что в  то время Лотарь и его войско, сам Рюрик залечивали раны, потерпев большое поражение от шотландцев, отказавшихся платить им дань. Могло ли быть такое? Однозначно – нет!


Трудно вообразить совершенно не логичное и опасное путешествие через Балтийское море с целью уговорить разгромленного Рюрика и его соратников прийти в места, которые руси и другим родам викингов были и так хорошо известны, где они хозяйничали, конкурируя со славянами и другими народами и смешиваясь с ними через рождение детей.  Что привело Рюрика с его дружиной на новгородские земли история умалчивает, но, скорее всего, после разгрома от шотландцев, он хотел консолидировать свои силы и поправить материальное положение. Во всяком случае, прибыв из-за моря, он сперва остановился на Ладоге, и, очевидно, вёл длительные переговоры с новгородцами, поскольку его дружина успела построить и обжить деревянный форт. Через некоторое время новгородцы всё же разрешили войти войску Рюрика в город. Однако не вся новгородская русь горячо приветствовала Рюрика. Известно, что было восстание против вновь прибывших, но Рурик убил «храброго Вадима», возглавившего сопротивление против него.


Таким образом, Рюрик возглавил вооружённые силы Новгородской республики. Первые русские летописи утверждают, что «новгородце же – люди от варяжского рода (то есть викинги), а прежде были славене». То есть монахи, первыми описывающие русскую историю, не видели разницу между викингами-русью и ильменскими-славенами. Для них это было всё едино, при этом чудь и кривичи противопоставлены новгородцам. Единственным логичным и правдоподобным объяснением всей этой летописной запутанности, является то, что Рюрик возглавил войну Новгорода с другими славянскими племенами. В конечном счёте, новгородская армия победила и взяла под контроль славянские племена, известные как чудь, весь, кривичи и др., а Новгород поглотил эти народы вместе с землями как Метрополия. Такое развитие событий хорошо объясняет знаменитую фразу из «Повесть временных лет»: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», которую произнесли представители чудь и кривичей. Ведь действительно новгородцы под предводительством Рюрика взяли под контроль обширные земли, в которых, по их мнению, не было порядка, пока обитатели покорённых земель не начали подчиняться победившему господину Великому Новгороду.


Похоже, что монахи, писавшие «Повесть временных лет», изрядно наелись галлюциногенных грибов, когда написали, что Рюрик делил командование своим войском с братьями  Синеусом и Труворгом, которые входили в войско вместе со своими семьями. За всю историю человечества ни один владыка не делился властью, а вот Рюрик какой-то особенный. При этом о продолжении рода Рюрика мы знаем, а о продолжении родов Синеуса и Труворга полное забвение. Если всё-таки допустить версию существования этих людей, то необходимо признать, что рода Синеуса и Труворга продолжались бы не менее долго, чем род Рюрика, да и военный контроль над Новгородской республикой так бы легко не перешёл в руки малоизвестного воина из окружения Рюрика, после смерти последнего.  Кроме того, с чего бы главный и великий Рюрик построил себе под Новгородом волховскую цитадель, которая быстро исчезла во времени, а малозначимый Труворг, не прославивший своё имя никакими деяниями, создал великую крепость в Изборске, которая выдержала тысячелетия?


Привлекательной представляется современная логичная версия, что Синеус и Труворг – это искажение со старошведского словосочетаний «свой род» и «верная дружина», соответственно. То есть Рюрик в своих действиях опирался на верную дружину, костяк которой состоял из его родственников. А Изборская крепость являлась основным оплотом дружины Рюрика в войнах и обеспечивала стратегический контроль над покорёнными землями. В последующем Изборская крепость выполняла базовые функции в покорении новгородцами других местных народов: весь, меря, мурома. Примечательно, что сохранившаяся до наших дней основа этой цитадели, построенная при Рюрике и для его целей, практически не отличается от крепостей того же времени, возведённых викингами в 8-10 веках, развалины которых можно встретить в континентальной западной Европе и Великобритании.


Основав и укрепив своё Новгородское государство, новгородцы, в совокупности уже больше известные под названием русь и руские, и начавшие называть свои обширные земли Русью, обратили своё внимание на южные земли, которые контролировались в основном хазарами, половцами, печенегами, уграми, но и русь там присутствовала уже давно, как указано выше. Было много причин желать контролировать южные земли, одна из главных – беспрепятственно совершать набеги на богатую Византию и её столицу – Константинополь.  Главной цитаделью по движению по рекам из Новгорода на Константинополь был Киев.  Когда-то Киев создали Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь – представители славянского племени полян. В описываемое время и много лет до него Киев вряд ли контролировался трудолюбивыми полянами, а с переменным успехом переходил из рук в руки хазарам и уграм, возможно и русь временами устанавливала контроль над этим стратегическим местом.


Олег, принявший руководство армией после смерти Рюрика в 882 году, привёл свои войска к Киеву, который в этот момент контролировался уграми (венграми) Аскольдом и Диром, царствовавшими в Киеве. Хитростью, под видом того, что прибыли богатые купцы, выманил на переговоры из киевской цитадели Аскольда и Дира и убил их.  Уничтожив командование киевлян, Олег захватил город без глобальной резни жителей  и объявил себя единоличным Владыкой территории от верховий Ладоги до низовий Днепра, регентом при Ингриде, малолетнем сыне Рюрика, вошедшем в русскую историю под именем Игоря.


С захвата Киева началось экстенсивное развитие Руси по принципу, который в истории был известен до этого только в древнегреческом государстве Спарта: илоты и спартанцы. Русь как сильные и богатые властители расселись по обжитым участкам Восточно-Европейской равнины, подчиняя себе местные народы, заставляя их платить дань себе и главному князю. Стоит отметить, что Олег, перебравшись из Новгорода в Киев, обязал жителей Новгорода на оброк для себя. Новгород стал платить.


После смерти Олега от укуса гадюки (возможно, что его отравили родственники Аскольда и Дира, неизбежно живущие в городе и пользующиеся там определённым влиянием), Ингрид - Игорь, стал первым русским державным князем. Возглавив пару заурядных походов пограбить Царьград/Константинополь, он не прославился своими заслугами. Пожалуй, в истории князь Игорь знаменит лишь из-за своей жадности и жены – жестокой и умной Ольги, родом из руси, проживающей в Пскове. Скаредный Игорь, забрав дань, наложенную на славянский народ под названием древляне, отправил дружину везти собранное в Киев, а сам с несколькими друзьями вернулся к древлянам и стал требовать с них ещё богатств уже лично для себя, надеясь этой частью отобранного не делиться с воинами своей дружины. Древляне убили наглого беспредельщика, оставшегося без защиты войска. В ответ Ольга организовала бессердечное поголовное истребление этого вполне лояльного руси и законопослушного народа. 

События вокруг князя Игоря хорошо известны, поэтому мы двинемся дальше, дивясь сложной и запутанной истории становления государства Российского и развития русских как национальности. Смутных мест в русской истории существует множество, пожалуй, больше, чем в истории других европейских народов.   





На фото Изборская крепость в 2011г


Рецензии