Глава 173. Шуман Симфонические этюды

Роберт Шуман
Симфонические этюды для фортепиано
Джон Огдон (фортепиано)

sir Grey: Речь не об Огдоне и не о Симфонических этюдах, а об Экзерсисах (вариациях на тему аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена). По-моему, у нас их нет. Сегодня слушаю по Орфею вариации, мне показалось — такая пакость! Сперва подумал — Лист. Но нет, Лист так в жизни не напишет! А потом слышу, что приемы все, не знаю, как сказать правильно, типы вариаций, фактура что ли — шумановская. И стал я молить Бога, чтобы это был не Шуман, а какой-нибудь жалкий подражатель. Думаю: пусть это будет какой-нибудь пианист. Хоть Бузони. Хоть Горовиц. Потом решил — это Амлен. Потому что в этих вариациях ничего, кроме дикой сложности, нет.
Ну и дослушал до конца — говорят: Шуман. Я это никогда не слышал, ноты только видел. Исполнял, конечно, Петров.

Мне показалось, что совсем не интересно. Некрасиво. Только и радуешься, когда Бетховена вспоминаешь.

А пишу я все это для того, чтобы услышать другие мнения, точнее, мнения других людей, а также чтобы кто-нибудь «залил», как тут выражаются, в Архив эти вариации. Может быть, у меня просто настроение было плохое? Надо послушать еще раз.

Mikhail_Kollontay: По мне, как всегда, наоборот, одно из наиболее важных сочинений Шумана, оставшееся, впрочем, в разрозненных набросках. Кое-что разобрано им на запчасти и пущено в другие сочинения. Может, дело больше в Петрове?

sir Grey: Кроме Петрова-то я никого не слышал. А у нас исполнений этого сочинения нет. Или я не могу найти? Я даже не могу понять, это ранняя вещь? По-моему — да. Раз уж Вы говорили, что потом разобрал на другие сочинения. И мне так показалось. Первый неудавшийся проект кита.

Mikhail_Kollontay: Есть запись Кушнеровой, сделанная по моему наущению, но Лена ее не хочет выкладывать, поскольку еще нет, кажется, изданного диска. Есть еще чья-то. Меня все это не устраивает. Сочинение не очень чтоб совсем раннее — оно просто экспериментальное, скорее экзерсисы писаны «для себя», чем и ценны. Там не развитые, не развернутые идеи, а их эмбрионы, конечно, так что слушать, может, и не так уж интересно. Потом, там же не только Седьмая, там есть и Шестая, и Девятая симфонии, может и что-то еще, что я прозевал.

sir Grey: Мне примерно так все и показалось. Шестую и Девятую я, конечно, не услышал. Впрочем, в каком-то месте, ближе к концу, меня отвлекли, не дали дослушать. Но можно сказать, что он в Симфоничесчких этюдах что-то развернул из этого?

Mikhail_Kollontay: Там есть как минимум одна вариация, фактура которой идентична в обоих сочинениях. Может, еще что-то, сразу не соображу. Еще надо иметь в виду, что Шуман писал эти бетховенские эскизы в разных тетрадках, поэтому уж как все это собирать в одну кучу, каждый сам решает.

sir Grey: Интересно было бы послушать, значит, дождемся диска, и потом — выложат.
А что за история с Симфоническими этюдами? Там ведь тоже все непросто: несколько чудесных вариаций в приложении. Их одни играют, другие — нет. Кто их добавляет в конец, кто — распихивает между основными вариациями. Посмотрел ноты — там их вообще нет, по-моему (что не хорошо, потому что Рихтер точно их играет), зато есть две редакции вариаций, чем они отличаются, я, конечно, не знаю.

Mikhail_Kollontay: Дополнительные вариации к Симфоническим этюдам написаны гораздо позже. Лена Кушнерова, опять по моим наущениям, играет в концертах отдельно ранние, потом аплодисмент, а потом, отдельно, поздние. Говорит, что выходит убедительно — не знаю, я не слышал. Запихивать дополнительные в середину, мне кажется, плохо, несовместимые вещи. Потом, почему вариации? там ведь внутрь вариаций вставлены еще и просто этюды, не являющиеся вариациями. То есть «вариации» — не вся правда.

sir Grey: А теперь надо перестать стучать пальцами по буквам и начать с самого начала слушать Огдона. Кажется, это стоит того. Впрочем, я и заранее так думал, поэтому здесь все это и высказал.

Чудесное, конечно, исполнение, хотя для привыкшего к Рихтеру... Особенно финал... А Рихтера у нас тут целых три! Интересно, к которому я привык? И сколько других замечательных исполнений!

Как-то сонаты, Концерт Шумана у меня не очень идет, а вот все эти сборники пьес, вариации — великолепно!

samlev: А Вы разок послушайте Концерт Шумана с Рихтером. Вдруг пойдет?

sir Grey: Так я слушал. Ничего, не убежит, всему свое время.

Mikhail_Kollontay: Возможно, поможет мысль о том, что этот «концерт» (спорно, что он все же концерт) — парафраз на темы из «Летучего Голландца» Вагнера.

sir Grey: Что Вы имеете в виду? Почему это не совсем концерт?

Mikhail_Kollontay: Шуман же сначала написал первую часть, решив поначалу, что оно законченное сочинение. Понял, что куцое. Спустя годы добавил вторую и третью части, которые очень сильно отличаются от первой, совершенно уже другое ощущение музыки. Так что не думаю, чтобы получилось целостное сочинение.


Рецензии