Глава 219. Щедрин. Романтическое приношение

Родион Константинович Щедрин
Двойной концерт для фортепиано, виолончели и оркестра «Романтическое приношение»
Валерий Гергиев (дирижер)
Александр Рамм (виолончель)
Сергей Редькин (фортепиано)

abyrvalg: Совершенно великолепное сочинение Щедрина, масштабное, богатое на события и на одном дыхании слушается. И что самое главное — почти что новое: 2010 года сочинение.

musikus: Какой Вы молодец, Георгий, спасибо Вам за Щедрина! Сочинение действительно интересное, но надо еще в нем покопаться, некий диалог, вырастающий в свару... Теперь партийное задание: раскопайте, наконец, если это вообще возможно, таинственную Третью симфонию «Русские сказки», по которой я много лет страдаю, и все никак. Существует лишь легенда о том, как Маазель заказал Щедрину эту симфонию к какому-то юбилею оркестра, а получив партитуру, припечатал: «Это — шедевр». Сию фразу я слышал по телевизору из уст самого Родиона Константиновича во время его беседы со Святославом Бэлзой. А еще хорошо бы заиметь «Лолиту», но не в виде серенады, а как таковую. Интересно ведь, какие у Щедрина отношения с Набоковым…

Щедрина я люблю. Идет у меня не все, конечно, но некоторые вещи обожаю: «Поэторию» (но только с Вознесенским и Зыкиной), Звоны (со Светлановым), «Фрески Дионисия» и другие. Не говоря уже о том, что маэстро автор таких совершенно грандиозных вещей как «Мертвые души» и «Музыкальное приношение».

Вообще, всегда было интересно наблюдать — откуда Родион Константинович черпает идеи. Порой создается впечатление, что он находит их, чисто формально анализируя выразительные возможности в музыке, как бы построив для этого классификационную таблицу, где все механически сочетается со всем. Начал он, как известно, с частушки, породнив ее с академическими формами, и много преуспел в том... Где только она у него ни звучит! Но мало того, он как бы говорит себе: а что, если сочинить сольфеджио в форме сонаты? А что, если тема будет заключением вариаций, а не их началом? А что, если в оратории будет солировать не певец, а сам поэт, автор текста? А что, если в фортепьянном концерте пианист вдруг будет импровизировать джаз? А не написать ли симфонию в виде серии оркестровых прелюдий? А что если в этой симфонии будут звучать настраиваемые инструменты, как в начале концерта, колотушка сторожа, гул бомбардировщиков, разрывы бомб? А если разделить прелюдии или концерты на диезные и бемольные тональности? А что, если вместо партии скрипок в оркестре будут петь женские голоса? А что, если... Ну и т. д.

Но в относительно поздние годы развивается уже другой Щедрин, без а ля рюсс. Как бы уже интернациональный. Это и его психологически насыщенные, литературные балеты, и тот же «Автопортрет», и фортепианная полифоника, «Музыкальное приношение», «Музыка для города Кётена», целый ряд концертов для солистов и прочее. Эта тенденция у него развивается тем больше, чем больше он отдаляется от матушки-России на Запад.

…Я представляю себе как в свое время он, применяя свой классификационный метод, как бы сказал себе: а не написать ли мне откровенный музыкальный автопортрет? А пускай разгадывают! И написал. Но главный его портрет, все же, сама его музыка. Как Чехов говорил: зачем вам моя биография? Читайте мои книги…


Рецензии