***

Экономические связи Восточной Европы с Римской империей в Iв. до н.э. - IIв. н.э. Римская империя в Iв. до н.э. - IIв. н.э. достигла вершины своего могущества: ее границы простирались от Британии до Каспийского моря и границ Парфии, от Египта до Таврики и Дуная. Сфера экономического влияния Римской империи была значительно шире. Римские монеты и вещи I-IIвв. н.э. рассеяны на территориях, отстоящих от империи на тысячи километров.
Для защиты своих растянувшихся границ империя создала сложную систему укреплений - знаменитый Limes Romanus. В завоеванных провинциях возникали города, строились крепости и усовершенствованные дороги, имевшие не только стратегическое, но и существенное экономическое значение. В новых провинциях римляне стремились привлечь племенную знать на свою сторону и заставить ее проводить выгодную империи политику. В процессе завоевания, как это было, например, в Дакии, часть населения подвергалась уничтожению, некоторые свободолюбивые племена уходили от иноземного господства в места, где их нельзя было подчинить римской власти, остальных порабощали и жестоко эксплуатировали. На завоеванных землях селились римские колонисты и ветераны, ремесленники и купцы, которые получали от римского правительства различные льготы и участки земли (И.Т. Кругликова. Дакия в эпоху римской оккупации. М., 1955, с.97, сл).
Когда Дакия после упорного сопротивления была присоединена к империи, римские границы приблизились к Карпатам и берегам Днестра.
Греческие колонии Северного Причерноморья также оказались в сфере влияния Римской империи, но агрессивная политика Рима встречала отпор со стороны понтийских государств. Римляне умело использовали политические затруднения Боспора и греческих колоний Северного Причерноморья, чтобы подчинить их своей власти, но эта цель была достигнута только в Тире, Ольвии, Херсонесе и западной части Таврики. Притязаниям Рима на Боспор оказывали сопротивление боспорские цари.
Захват Мезии создал предпосылки для дальнейшего наступления Рима в Северном Причерноморье. Римские власти в Iв. н.э. послали военные силы для защиты Херсонеса, который вел войну со скифами. Из Мезии была направлена армия во главе с легатом Плавтием Сильваном, которая высадилась в Таврике и заставила скифов прекратить осаду Херсонеса (В.Н. Дьяков. Таврика в эпоху римской оккупации. Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина, т.XXVIII, вып.1, 1942, с. 42, сл). В Крыму и на Кавказском побережье Черного моря разместились отряды римских войск - около 3 тыс. пехоты. В Херсонес для охраны морских путей была послана эскадра в 40 кораблей. На южном берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор около современной Ялты, римляне построили крепость (Харакс) для охраны коммуникаций вдоль берегов Таврики (М.И. Ростовцев. Римские гарнизоны на Таврическом полуострове. ЖМНП, 1900(3), с.140-158; В.Н. Дьяков. Таврика.., с.51, сл).
При Антонине Пие (138-161) римский гарнизон обосновался в Ольвии, которая после гетского разгрома утратила военное и экономическое могущество. Во IIв. н.э. римские гарнизоны были вновь расквартированы в Таврике, о чем свидетельствуют эпиграфические данные. Еще в Iв. н.э. вошла в состав провинции Мезии Тира. При Септимии Севере подчинилась римской власти и официально вошла в состав Мезии Ольвия. О размещении римских гарнизонов в Таврике и Причерноморье, в частности в Тире, Ольвии, Херсонесе и Хараксе, свидетельствуют, как мы упоминали, клейма I Италийского, V Македонского, ХI Клавдиева легионов и других подразделений римской армии и флота, оттиснутые на кирпичах и черепице. Клейма XI Клавдиева легиона обнаружены также во внутренней части Таврики, на городище у с. Заветное. Это показывает, что римские гарнизоны стояли и во внутренних районах полуострова. Монетные находки, клейма и эпиграфические материалы позволяют установить, что римские гарнизоны находились в городах Северного Причерноморья до середины IIIв. н.э., когда Рим был вынужден вывести свои легионы для укрепления имперских границ в Подунавье, где начали наступать отряды причерноморских племен.
Расцвет Боспорского царства, быстрое восстановление Ольвии после гетского разгрома, укрепление политических и экономических позиций Римской империи в Причерноморье и Подунавье - все это способствовало в I-IIвв. н.э. успешному развитию экономических связей Восточной Европы с городами Северного Понта и римскими провинциями, в особенности с Мезией, Дакией и Паннонией (И.Т. Кругликова. Дакия в эпоху римской оккупации, с.91, сл.; Т.Д. 3латковская. Мезия в I-IIвв. н.э. М., 1951, с.85, сл).
Клады римских монет в Восточной Европе и Закавказье
а - клады республиканских монет (до 30г. до н.э.); б - клады Iв. н.э. (Август - Нерва); в - клады IIв, н.э. (Траян - Клодий Альбин); г - клады IIIв. н.э. (Септимий Север - Нумериан); д - клады IVв. н.э. (Диоклетиан - Феодосий I); е - клады Vв. н.э. (Аркадий - Зинон); ж - неопределенные клады; з - античные города Причерноморья; и - границы Римской империи
Заключение Торговые связи Восточной Европы с Римской империей зарождаются в конце I тысячелетия до н.э., когда в результате успешных завоевательных войн границы Римской империи приближаются к областям Северного Причерноморья. В I-IIвв. н.э. на территорию Восточной Европы проникают единичные римские республиканские монеты и ремесленные изделия.
Завоевание Дакии и образование новой римской провинции приблизило границы империи к Карпатам. Именно в это время мы отмечаем максимальное развитие экономических связей Римской империи с племенами Европейской Сарматии, к которым во второй половине IIв. н.э, поступают в громадном количестве римские серебряные денарии I-IIвв, н.э. и некоторые импортные изделия.
В начале IIIв. н.э. приток римских монет резко сокращается. Изменение характера торговых связей можно связать с вторжением готов в Северное Причерноморье и сложением в лесостепной полосе черняховской культуры.
Археологические материалы, добытые на черняховских поселениях и в могильниках, свидетельствуют об интенсивных торговых связях Римской империи с областями Поднестровья и Приднепровья, но в эпоху кризиса империи эта торговля претерпевает существенные изменения.
Торговля с Римской империей ускоряла социально-экономическое развитие варварского общества, усиливая имущественную дифференциацию и способствуя обогащению племенной знати. Она стимулировала рост патриархального рабства.
…Изучая экономические связи Римской империи с Восточной Европой и закономерности обращения римских монет на варварских землях, мы должны постоянно иметь в виду, что племена Европейской Сарматии в первой половине I тысячелетия н.э. находились на различных ступенях социально-экономичеcкого развития и поэтому римские монеты в различных областях выполняли различные функции.
В районах, которые непосредственно граничили с Римской империей, денежное обращение было более интенсивным, например в Поднестровье, куда проникла наряду с серебряной и медная римская монета. В областях, удаленных от римских границ, обращение римских монет имело ограниченное значение, обслуживая межплеменную торговлю, которой занималась варварская знать.
Изучение топографии кладов римских монет убедительно свидетельствует о том, что клады зарывали не по торговым путям, а там где было сосредоточено земледельческое население Поднестровья, Волыни и Приднепровья. Однако представление о значительном вывозе зерна из Поднестровья и Приднепровья и о развитой хлебной торговле с Римом в первой половине I тысячелетия н.э., бытующее до сих пор в исторической литературе крайне преувеличено и приводит к модернизации экономических отношений Римской империи с племен»ми Центральной и Восточной Европы. Поскольку в Северном Причерноморье и восточных провинциях Римской империи применялись не римские а греческие меры, предположение о заимствовании славянами римских мер сыпучих тел в первые века нашей эры в результате хлебной торговли с империей по меньшей мере гипотетично. Римскую монету принимали в Восточной Европе не на вес, а на счет. Нам неизвестны находки весов или разновесок на территории зарубенецкой, черняховской или липицкой культур…
В.В. Кропоткин. Экономические связи Восточной Европы в I тысячелетии н.э., М., 1967, 135с.
https://vk.com/doc399489626_520542071 с.20-117
Карта Крыма, I-II век нашей эры с римскими военными базами.
https://t.me/arch_history_news/8472
РИМСКИЕ ЛЕГИОНЕРЫ В КРЫМУ.
В третьей четверти I века нашей эры положение Херсонеса заметно ухудшилось. Город давно уже исчерпал все возможности сдерживать постоянные набеги скифов и сарматов. В связи с этим его граждане обратились за помощью к Римской империи. Ответом стал военный поход римских войск под командованием легата провинции Мезии Тиберия Плавтия Сильвана, во время которого «царь скифов был отогнан от осажденного им Херсонеса, что за Борисфеном» (примерно 63-64 гг н.э.).
***
Надпись, о которой пойдет речь, представляет собой элогию Тиберия Плавтия Сильвана Элиана, высокопоставленного сановника на службе Римской империи эпохи Флавиев (найдена в Тудере, в Италии, опубликована: Dobo A. Inscriptiones…N 840; CIL., XIV, 3608). Надпись перечисляет этапы его сенаторской карьеры...За успешные действия в провинции Мёзии и на Понте (Черное море) Плавтий Сильван по предложению Веспасиана (годы правления 69-79гг. н.э.) получил ornamenta triumphalia. Эта была высокая почесть, которую мог заслужить полководец на войне. Удостоившемуся отличий триумфатора полагалась одежда триумфатора: пурпурная тога, туника, расшитая пальмовыми ветвями, лавровый венок, жезл, увенчанный серебряным орлом. Во времена Империи полный триумф полагался только императору.
В надписи сказано:
Тиберию Плавтию сыну Марка Сильвану Элиану, понтифику, члену коллегии августалов, дуумвиру по чеканке монеты, квестору Тиберия Цезаря, легату V македонского легиона в Германии, претору города, легату и спутнику Клавдия Цезаря в Британии, консулу, проконсулу Азии, пропретору Мезии, куда он перевел в качестве данников (для поставки налогов) более ста тысяч задунайских жителей с их женами, детьми, вождями и царями. Он подавил поднявшееся среди сарматов волнение (motum orientem Sarmatarum), хотя большую часть войска он отослал в экспедицию в Армению. Ранее неизвестных или враждебных римскому народу царей, на том побережье, которое он охранял, он заставил впредь поклоняться римским знаменам. Царям бастарнов и роксоланов он отослал сыновей их братьев-даков, захваченных в плен или вырванных из рук врагов (regibus Bastarnarum et Rhoxolanorum filios, Dacorum fratrem captos aut hostibus ereptos remisit); от некоторых из них он принял заложников, чем укрепил и продлил мир в провинции. Он также заставил скифского царя снять осаду с Херсонеса (ныне Севастополь), который находится за Борисфеном (Днепр). Он первый из этой провинции облегчил снабжение римского народа хлебом, благодаря (доставке) большого количества пшеницы. Посланного легатом в Испанию и затем назначенного префектом города, сенат почтил его триумфальными отличиями по инициативе императора Цезаря Веспасиана; слова из его речи приведены ниже: он так управлял Мезией, что не должен был бы отличаться от моего, его почетные триумфальные отличия разве лишь в том, что они должны быть шире, как это по обычаю следует для префекта города. - Перев. В.Н. Дьякова
Дунайские племена и их войны с Римом. Бастарны
***
После этого римляне занимают Юго-западную Таврику. На протяжении II - третьей четверти III в. их главной базой на полуострове являлся Херсонес. Состав гарнизона неоднократно менялся в зависимости от обстановки на границах Римской империи. В разное время в городе находились солдаты I Италийского, V Македонского и XI Клавдиева легионов, а в херсонесской гавани стояли корабли военного флота.
Наличие в Херсонесе кораблей позволяло не только осуществлять охрану побережья, но и, в случае необходимости, быстро оказывать военную помощь гарнизонам, расположенным на побережье, а также перебрасывать дополнительные воинские контингенты к местам стычек с варварами.
Само собой, легионеры появились в Таврике не для того, чтобы сидеть взаперти внутри крепостных стен. Им предстояло занять весьма обширную территорию. Около 68-69 гг. на Южном берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор, высадились моряки Равенской эскадры, Позднее там была построена крепость Харакс. Необходимость строительства крепости на мысе Ай-Тодор была вызвана, не в последнюю очередь, нуждами мореплавания. Харакс и другие опорные пункты римлян на берегах Понта могли положить конец пиратству местных варваров. По находкам монет можно судить о том, что римляне стояли в Хараксе и во II, и в III в. Клейма на кровельных черепицах, найденных там, принадлежат мастерским I Италийского и XI Клавдиева легионов – тех же, что и располагались в Херсонесе. Связь между Хараксом и Херсонесом осуществлялась по морю. Осенью и зимой, в период штормов, эти два пункта, вероятно, связывала и сухопутная дорога, проходившая по горным перевалам. Целенаправленного дорожного строительства римляне в Крыму скорее всего не вели, довольствуясь уже имеющимися местными тропами, что, конечно, не исключает их частичного ремонта силами легионеров. Помимо Херсонеса и Харакса римские посты и небольшие гарнизоны дислоцировались к северу от нынешнего Севастополя, на реке Альме, а также на гребне Сапун-горы и в районе современной Балаклавы.
В третьей четверти III века регулярные римские подразделения выводятся из Херсонеса. Прямая военная помощь городу заменяется денежными субсидиями, на которые содержался гарнизон, набиравшийся из местных жителей. Можно предположить, что подобная организация городского гарнизона, ядро которого составляли неоднократно упоминавшиеся в документах того времени баллистарии, просуществовала по крайней мере до конца V в. Имеющиеся источники не позволяют говорить о наличии в Херсонесе стационарного гарнизона, состоящего из солдат регулярной армии. Отдельные соединения имперской армии могли кратковременно пребывать в Херсонес лишь для выполнения каких-либо оперативных задач. Также администрация Восточной Римской империи периодически оказывала городу помощь в строительстве и ремонте оборонительных сооружений. До рубежа IV- V вв. взаимоотношения Херсонеса с империей строились на союзной основе, и официально в состав империи город не входил. Впоследствии Херсонес будет включен в состав Византии, что коренным образом поменяет военную организацию на территории города.


Рецензии