10. В Алматы

На фото: Василио ди Магориту, Президент Федеративной республики Кашландия (три срока: 1990 – 1993, 1993 – 1998, 1998 – 2003), от Кашландской социалистической партии).
Изображение сгенерировано по авторскому описанию приложением Kandinsky 2.1 ПАО Сбербанк.


На учёбу в созданную буквально накануне Национальную школу государственного управления при президенте Казахстана (НВШГУ) меня направили неожиданно. Правом делегировать к участию в конкурсном отборе обладал Карагандинский областной акимат. Всего от региона отобрали 4 претендента, и мы все вместе поехали в Алматы на вступительные экзамены.


НВШГУ была создана по соглашению, подписанному президентами Казахстана и Франции, наподобие известного французского учебного заведения – Национальной школы управления, учреждённой ещё президентом Шарлем де Голлем.

 
Во Франции обучение в ней является практически обязательным для чиновников и политиков, без её диплома делать административную и политическую карьеру практически невозможно. Поэтому сейчас, в период, когда к власти в странах ЕС приходят «домохозяйки» и попросту популисты, буквально из-за прилавков и касс супермаркетов, со сценических площадок шоу-бизнеса и т.п., Франция остаётся страной с относительно устойчивой системой управления, преемственной национальной внешней и внутренней политикой. Ну, а всякие популистские решения, скорее всего, принимают не совсем прилежные выпускники школы управления имени Шарля де Голля.


В НВШГУ предполагался годичный курс очного обучения.


Для школы было выделено два этажа здания работавшего к тому времени Казахстанского института менеджмента, экономики и планирования на перекрёстке проспекта Абая и улицы Достык (бывшей имени Ленина). На одном этаже были учебные аудитории и административные кабинеты, на другом располагались наши кельи – комнаты, где по одному жили все слушатели.


Вступительные экзамены состояли, во-первых, из письменной работы – эссе на заданную тему. Поскольку в июле 1996 года Казахстан готовился отмечать первую годовщину принятия на референдуме Конституции республики, то и тема эссе была соответствующей. Мы излагали свои мысли о роли основного закона в проведении реформ и укреплении независимости страны.

 
Второй экзамен был устным по законодательству страны и заключительный - тоже устное собеседование перед представительной комиссией.


Приёмную комиссию возглавили, как её председатель - Д.Х. Сембаев, в то время председатель комитета по экономике, финансам и бюджету сената парламента, и как заместитель председателя - Кристиан Висанти, содиректор НВШГУ от французского учредителя.


Набор проходил на основе постановления правительства от 4 июня 1996 г. N 692. Согласно этому документу, 25 слушателей зачислялись из числа граждан, занимающих государственные должности, а также лиц, ведущих исследования в вузах, академических и научных учреждениях, имеющих стаж работы в государственных органах не менее 2-х лет. Кроме того, 5 слушателей набирались на платной основе по результатам собеседования.


В 1998 году НВШГУ при президенте и Институт переподготовки и повышения квалификации государственных служащих при правительстве были объединены в Академию государственной службы при президенте, а в 2000 г. – Академия была передислоцирована в Астану. Однажды мне, как я писал ранее, самому довелось преподавать слушателям Академии разработанный мною небольшой курс по подготовке проектов публичных выступлений политических лидеров, и довольно успешно, судя по откликам самих слушателей.


Наш набор слушателей был вторым, а в июне 1996 года был первый выпуск слушателей НВШГУ. Нас, карагандинцев, в школу поступило двое – я и Шатохина Татьяна Николаевна.

 
У большинства выпускников выпуска Жамбыла 1997 года карьера сложилась довольно удачно. Многие из моих коллег по учёбе в школе работали и работают руководителями на ответственных должностях в центральных органах власти в Астане. Среди них – министры, чрезвычайные и полномочные послы, заместитель Генерального прокурора РК, руководители структурных подразделений администрации президента и канцелярии правительства, государственные инспекторы, руководители национальных холдингов и компаний.

 
Моя землячка Т.Н. Шатохина по окончании школы работала в Караганде, а в 2014-2019 годы была акимом Казыбекбийского района города.


В НВШГУ судьба подарила мне хорошего и верного друга Тукаева Акбара Куанышбаевича. До поступления в школу он, выпускник Московского экономико-статистического института, работал в производственных и финансовых структурах Талды-Корганской области. В общежитии НВШГУ наши комнаты располагались через коридор напротив.

 
Нас вместе распределили в центр анализа и стратегических исследований администрации президента, а затем в числе первых сотрудников администрации отправили обживать президентский дворец в новой казахстанской столице, тогда ещё Акмоле.

 
Свои квартиры в столичном микрорайоне Аль-Фараби мы также получили одновременно. И, хотя раздельно тянули жребии с номером квартиры, наши первые жилища в новой столице тоже оказались в одном доме, в одном подъезде и на одном этаже напротив друг друга.


Акбар женился уже в Астане на Сабине, оказавшейся к тому же дочерью преподавательницы рабочего факультета, где училась моя супруга Наталья, и профессора филологического факультета Карагандинского университета. Так что мы почти породнились, познакомились с мамой и сестрой Акбара, родными молодожёнов.
С Акбаром мы вместе проработали почти год в администрации президента. Потом он был помощником министра, возглавлял сводный аналитический отдел канцелярии премьер-министра, был заместителем генерального директора Казахского института нефти и газа.  У Акбара сейчас трое детей - старшая дочь и два сына. Его семья живёт в Астане, но теперь уже в другом районе столицы.


В сложный момент жизни моей семьи Акбар откликнулся и оказал поддержку моей супруге и мне, помог найти надёжного адвоката. И хотя мы видимся не очень часто, но всегда находим время для встреч, бесед и воспоминаний о нашей учёбе в НВШГУ, совместной работе и соседской жизни.


В НВШГУ учились мы все будни с 9.00 до 18.00: лекции семинары, деловые игры, мозговые штурмы, изучение основ информатики, премудрости аналитики, бюрократии и права. Мы писали доклады, рефераты и эссе. Нашими преподавателями были казахстанские министры и их заместители, руководители отделов администрации президента и  правительства, Конституционного совета и Верховного суда Казахстана, международные эксперты из США и даже судья Конституционного Совета Французской республики.  По пять часов в неделю отводилось на языковую подготовку по казахскому, французскому и английскому языкам.

 
В общей сложности за 9 месяцев почти непрерывного обучения мы сдали множество промежуточных зачётов и 21 экзамен. Практически всегда я получал высшие баллы по 20-бальной шкале оценивания знаний по каждой дисциплине. По итогам обучения у меня было третье место в общем рейтинге всех 30-ти слушателей выпуска Жамбыла.


Учебный процесс был организован безупречно, и в этом была особая заслуга содиректоров НВШГУ Хаиржана Шайхиевича Такуова и Кристиана Висанти.

 
В начале апреля 1997 года, почти за два месяца до защиты диплома, меня и Акбара Тукаева вызвал Хаиржан Шайхиевич и сообщил, что рекомендует нас экспертами в центр анализа и стратегических исследований администрации президента страны.
Нам необходимо было пройти собеседование с руководителями центра и администрации главы государства. По итогам успешно прошедших встреч нам сказали в отделе кадров, что готовится приказ о нашем назначении. С 12 апреля 1997 года мы с Акбаром были уже на работе, и сдавали оставшиеся экзамены, а также защищали диплом, уже став полноценными государственными служащими администрации президента.

 
Кстати, моя дипломная работа  была посвящена теме реформирования административно-территориального устройства в независимом Казахстане. В ней предлагал и по-новому именовать области в соответствии с историческими традициями – Жетысу, Сары-Арка, Ертис и т.п. На её основе я подготовил статью для журнала Казахстанского института стратегических исследований.

 
Ещё один примечательный факт заключается в том, что дипломы нам вручал лично тогдашний премьер-министр Акежан Кажегельдин. Мы приветствовали его, выстроившись в одну шеренгу. Помню, как премьер, сам невысокого роста, снизу вверх смотрел на нас, обходив строй, а поравнявшись со мной и пожав мне руку, произнёс:


— Вот, какие у нас новые государственные служащие!


Судьба этого политика уже вскоре круто изменилась. Он попытался соперничать с первым президентом, создать свою политическую партию. Однако был обыгран, заочно осуждён и вынужден был навсегда эмигрировать из Казахстана. Его попытки вернуться в национальную политику пока остаются безуспешны.


С церемонии вручения диплома я сразу же отправился на работу в массивный кабинет, который мы делили вместе с Акбаром в здании бывшего Центрального Комитета Компартии Казахстана в Алматы. Там в тот момент располагалась администрация президента страны, а рядом из недостроенного здания республиканского музея имени Ленина уже соорудили отдельную резиденцию президента Казахстана.

 
Кстати, моё собеседование о трудоустройстве с руководителем президентской администрации Оралбаем Абдыкаримовым проходило именно в этом дворце. Там же нас, первых госслужащих, направляемых в новую столицу, напутствовал лично сам президент.


В январе 2022 года, находясь вдали, с болью в сердце смотрел на новости испанского телевидения о трагедии в Алматы. Обезумевшая толпа громила и поджигала архитектурные реликвии независимости Казахстана. Этим буквально убивалась вера людей в справедливость, порядок и безопасность, в демократию, в конце концов. Воспринимать это без кома в горле было просто невозможно.


Моя работа заключалась в подготовке докладов для руководства страны, примерно 20-30-страничных, по 2-3 материала в месяц по вопросам, которые определяло руководство центра.

 
Тогда центр анализа и стратегических исследований слыл в администрации президента загадочной структурой. Во всяком случае усилия его руководства по продвижению имиджа этой структуры всегда добавляли характеристик нетривиальности и мистики в нашу работу.

 
На тот момент центр был неплохо технически оснащён. У меня, например, впервые на госслужбе появился свой персональный рабочий компьютер, да ещё и с принтером. К сети интернет были подключены только компьютеры начальников, но мы могли работать в их кабинетах, если требовалось оперативно найти какую-либо информацию.


Наши исследования базировались на результатах собственных социологических исследований центра. Для этого разрабатывались анкеты - вопросники, а любимым занятием сотрудников центра было выезжать в регионы в командировку для проведения соцопросов при содействии местных акимов. Мне, например, довелось съездить в такую командировку в Восточно-Казахстанскую, Карагандинскую и Западно-Казахстанскую области. Это было очень полезно в плане знакомства с реалиями нашей новой страны и региональными элитами.


За время работы в Алматы я подготовил несколько докладов, выработав собственную методику аналитической работы. Вообще, считается, что если твоя работа, направленная президенту, выходила с его собственноручной резолюцией и поручениями в адрес конкретных должностных лиц и государственных органов, то это был отличный результат.

 
Если глава государства, ознакомившись с материалом, просто визировал его, то это было, в принципе, неплохо, но не блестяще. Такой доклад попросту уходил в архив, иными словами автору не удавалось привлечь высочайшее внимание к актуальности как самой тематики, так и к предлагаемым выводам.


И, наконец, было плохо, когда резолюция первого лица прямо  содержала указание отправить его в архив либо сопровождалась резко отрицательной оценкой и несогласием высокого адресата с выводами.  Таких случаев  было немного, но они были, к счастью, не у меня, и означали, по сути, провал авторов.

 
Первые материалы моего персонального авторства были проходными, то есть сразу же доходили до высочайшего адресата и возвращались с резолюциями к исполнению предлагаемых мер.

 
Один из первых моих аналитических материалов был посвящён анализу рисков передислокации столицы из Алматы в Астану. Кстати, он был отправлен высочайшей росписью в правительство для учёта в работе и реализации предложенных мер.


В сентябре 1997 года руководство центра анализа и стратегических исследований поручило мне участвовать в семинаре, который проводил в Алматы небезызвестный Джордж Сорос. Финансирование мероприятия проводил лично сам этот вальяжный и богатый радетель за глобальное развитие демократии американский филантроп. Семинар проходил в выходные дни в санатории «Алатау».

 
Здесь собрался весь цвет алматинской оппозиционной элиты того времени.
Там присутствовали один из отцов независимости страны в его бытность председателем Верховного совета и лидер коммунистов Серикболсын Абдильдин, экс-лидер так и не развившейся социалистической партии, экс-глава антимонопольного агентства Пётр Своик и другие казахстанские деятели, оппонирующие президенту.  Мудрый Сорос навязчиво советовал доморощенным демократам всех мастей как надо бороться за святая святых западного мира.

 
Речи местных алматинских политиков были, как обычно, больше обличительны чем конструктивны. Их расчёт на поддержку заезжего финансиста и инвестора будущих «цветных революций» в СНГ и Европе был очевиден.


Благодатная атмосфера Алматы располагала к творчеству и раздумьям. Мне нравилось ходить пешком по длинным и прямым улицам этого города, под тенью высоких деревьев в жару или с чёрным большим зонтом над головой в дождливую погоду. Так, сформировалась у меня привычка в таких пеших прогулках размышлять над проблематикой своих текущих проектов.

 
Это привычку я привёз с собой в суровую Астану, гуляя в обеденные перерывы по набережной Ишима, мостам над рекой и по городскому парку.


В Москве меня вдохновляли городские пейзажи Бульварного кольца, скверов и парков исторического центра. Из этих прогулок я приносил в свой рабочий кабинет уже мысленно проструктурированные материалы или сформулированные выводы. Быстро садился за компьютер и набрасывал возникший в моём разуме текст.


Работа над материалом сильно истощает не только интеллектуальные, но и физические силы автора. Поэтому важно найти оптимальные способы их восстановления. Многие авторы решают этот вопрос по-своему.

 
Знаю тех, кому «помогает» алкоголь, и они работают с непременным присутствием на рабочем столе стимулятора в виде бутылочки «зелёного змия». Кто-то не выпускает изо рта сигарету или, что более старомодно – трубку (сейчас это новые разновидности электронного курения). Кто-то литрами пьёт кофе. Насколько это всё трагично для здоровья, общеизвестно.


Я, кстати, отучил себя от курения на рабочем месте во время творческого процесса, хотя и потребляю табак. Я вообще не использую такой способ концентрации внимания как алкоголь. А вот прогулки стали частью моего рабочего времени, важным стимулирующим средством умственного труда.

 
Поэтому мой совет:


*** Всегда находите возможность отвлечься от работы, особенно, если «останавливается» ваша мысль. Совершите пешую прогулку, просто думая о чём-то стороннем, либо продолжая размышлять над текущим рабочим материалом.
*** Всегда учитывайте в своём планировании времени подготовки материала такие способы восстановления своих интеллектуальных и физических сил.


Тем временем я продолжал обдумывать и чертить «линию текущей истории» моих виртуальных стран.


Кашландия, завершив переход к демократии, оказалась в ином проблемном поле. Шёл процесс притирки новых политических субъектов, быстро складывались общие интересы региональных элит, возникших после переформатирования территориально-административного устройства страны и создания федеральных земель.

 
Правительство социалистов во главе с Рамоном Беркадором, по сути, исчерпало свою реформаторскую повестку. Законы восстановленного рынка начинали быть беспощадными к нуждам и запросам простых кашландцев. Возникший новый крупный и средний бизнес стал политически дифференцироваться, отдавая предпочтения оппонирующим Кашландской социалистической партии (КСП) силам, которые к тому же были правящими уже в трети федеральных земель.


На промежуточных выборах 1995 года, когда переизбиралась половина Палаты депутатов Федерального собрания, наибольшее число голосов  (35%) получила партия Национальный фронт (ПНФ).

 
Социалисты добились поддержки около 30% избирателей. Президент Василио ди Магариту поручил сформировать правительство лидеру ПНФ Жаклин Лё Ша.
Она, в свою очередь, добилась поддержки ряда партий и независимых депутатов, обеспечив вотум доверия своему кабинету министров. Таким образом, социалисты впервые с 1970 года стали оппозиционной партией.

 
В своей деятельности премьер-министру Жаклин Лё Ша пришлось почти сразу столкнуться с серьёзными вызовами.

 
Во-первых, это возникшее противостояние с частью командования вооруженных сил.
В мае 1995 года по распоряжению командующего сухопутной армией генерала Алехандро Сьерра премьер-министру было демонстративно отказано в допуске с инспекцией на территорию военной базы, расположенной вблизи столицы. Лё Ша, кортеж которой так и не попал на военный объект, объявила такие действия попыткой переворота. Палата депутатов выступила с политическим заявлением, поддержав правительство и премьера.

 
Президент ди Магариту как верховный главнокомандующий вооруженными силами Кашландии объявил об увольнении генерала Сьерра с военной службы, однако, его не привлекли к ответственности. Демарш военных также не был квалифицирован как попытка переворота.

 
Сам генерал Сьерра потом занялся политической деятельностью, возглавив воссозданную отколовшимися от КСП левыми функционерами партию трудящихся Кашландии.


Во-вторых, в феврале 1996 года в федеральной земле Хори случился сепаратистский мятеж.


Хори – это одна из федеральных земель Кашландии, созданная на основе принципа автономии для национальных групп (соответственно, этнической группы хори). Местный примэр Коллин Мердевул, глава местной демократической партии Хори, объявил о независимости региона, не получив требуемых преференций из федерального бюджета.

 
Действия премьер-министра ФРК Лё Ша были молниеносны. В столицу федеральной земли город Иргиз была направлена десантная дивизия. Произошли столкновения со сторонниками мятежного примэра, были жертвы среди мирного населения. Мердевул был арестован и затем осуждён за сепаратистский мятеж.

 
В Хори было введено прямое президентское правление, а конституционный порядок правления восстановлен только спустя два года.


Кстати, действия правительства и президента поддержали все политические партии Кашландии. Это стало уроком для элит других федеральных земель, помышляющих о сепаратизме.


В Кашландской социалистической партии начался внутрипартийный кризис. Он привёл к тому, что наиболее радикальная часть её левого крыла откололась от партии, создав, тем не менее, сразу две политические партии – партию трудящихся и коммунистическую партию. Однако претензии их лидеров на преемственность этих новых организаций к прежде правящим одноименным партиям были отклонены Федеральным судом.


Новое руководство КСП во главе с Совьером Региа сумело всё же удержать партию на принципах парламентаризма, не допустив дальнейшего раскола. На парламентских выборах 1997 года социалисты немного упрочили свои позиции в Палате депутатов, однако не добились относительного большинства, собрав только 32% голосов избирателей.

 
Треть, чуть более 34%, вновь собрала партия Народный фронт премьер-министра Лё Ша. Но теперь провальным было голосование за её партнёров по правительственной коалиции –  конфедеративную и социал-демократическую партии. Во многом, это было следствием коррупционных скандалов вокруг ряда министров федерального правительства, представлявших эти политические силы.


Парламент оказался в подвешенном состоянии - ни лидер ПНФ Жаклин Лё, ни социалист Совьер Региа, не смогли создать новые коалиции большинства.
Тогда президент назначает другого премьер-министра – Росперо Ягуара, председателя национальной либеральной партии, за которую на прошедших выборах проголосовало более 15% кашландцев. Этот политик сумел договориться о «большой коалиции» с участием, как своей партии, так и ПНФ с КСП. Кстати, сама Жаклин Лё Ша  заняла пост министра иностранных дел ФРК.


На президентских выборах в 1998 году Жаклин Лё Ша попытается оспорить президентский пост с действующим президентом Василио ди Магариту. Но он вновь окажется более популярным и будет переизбран на второй срок правления.
«Большая» правительственная коалиция премьер-министра Росперо Ягуара проживёт до промежуточных парламентских выборов 1999 года. На них социалисты с результатом более 40%  добьются права формировать федеральное правительство, войдя в коалицию с национальной либеральной партией Росперо Ягуара, но уже без участия ПНФ.

 
Премьер-министром становится Совьер Региа, один из последних представителей бывшего руководства социалистической Кашландии. Он был в руководстве Кашландии ещё со времён президента Алега С;Орка, реформатором и другом президента Карвалью ди Вилиозу.


На всеобщих парламентских выборах 2001 года КСП во главе с Совьером Региа сумеет получить большинство мест в Палате депутатов Федерального собрания. Однако политическая судьба окажется переменчивой.


На президентских выборах 2003 года Совьер Региа не сможет победить, уступив пальму электорального первенства лидеру оппозиции и бывшему премьер-министру Жаклин Лё Ша. Она одержит вверх, обойдя лидера социалистов с минимальным перевесом, получив лишь 51,5% поддержки в первом же туре голосования.


После объявления итогов Совьер Региа объявит об отставке с поста премьер-министра, передав полномочия своему соратнику по партии. Кашландия вступила в этап «разделённого правления», когда президент был представителем партии, которая была в оппозиции действующему правительству.

 
Жаклин Лё Ша стала второй женщиной на посту президента в истории Кашландии, оставаясь таковой в течение 10 последующих лет. Её считают «матерью» кашландской демократии, много сделавшей для укрепления и развития страны.


Этот легендарный образ был в реальной жизни нашей беспородной кошкой Муркой, прожившей почти 18 лет. Она, родившись в Караганде, переселилась с нами в Астану. Затем она жила с нами в российской столице, преодолев путешествие на самолёте туда и обратно, и потом вернулась с нами в столицу казахстанскую. Великая была кошка.


В октябре же 1997 года нам, сотрудникам центра анализа и стратегических исследований, объявили о том, что до конца года администрация президента полностью перебазируется в Акмолу. От нашего центра первыми поедут четверо сотрудников, включая меня.

 
Алматинская эпопея моей учёбы и самый первый этап государственной аналитической службы завершалась.

 
Дата отъезда и прибытия в новую столицу была назначена на 6 ноября 1997 года.


Рецензии