Чтобы была в земле правда. Часть Вторая

                Анастасия СОКОЛОВА

                «ЧТОБЫ БЫЛА В ЗЕМЛЕ ПРАВДА»

                Часть ВТОРАЯ



                СОВЕТ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
       
            В середине XVI века Московское государство, ослабленное многолетним  противостоянием боярских группировок    централизованной    власти,    нуждалось    в  проведении назревших реформ. «Сознание необходимости реформ достигло крайнего напряжения в царствование Грозного, - пишет академик Д.С.Лихачёв, - Вот почему с предложениями разного рода социальных преобразований, с описанием идеальных государственных устройств, а иногда с нравственными наставлениями и «изобличениями злодейств» спешат обратиться к Грозному представители разнообразных групп господствующего класса - друзья и враги, советчики и «изобличители», люди разных политических убеждений, разного писательского  темперамента, занимавшие самое различное общественное положение. С наставлениями и проектами обращаются к Грозному и митрополит Макарий, и протопоп Благовещенского собора Сильвестр, и псковский старец Филофей, и Иван Пересветов, и скромный монах Еразм, и родовитый князь Андрей Курбский. Вера в силу убеждения, в силу мысли, в  возможность построения лучшего государства на разумных началах была в этих посланиях выражена с предельной силой».

           К работе по созданию новой модели государственного, общественного и военного управления,  Иван привлекает   своих единомышленников   из  числа   членов Боярской Думы, чинов дворцовой администрации,  инициативных, талантливых людей.
           В историю это собрание реформаторов  вошло как «Избранная Рада» (1549-1560)  -    новое правительство, управлявшее от имени царя. Сам термин   «Избранная Рада»  в рассматриваемый нами исторический период встречается только в сочинениях князя Андрея Курбского (1528-1583),  обозначившего этот орган  на  южнорусский или польский манер.  В  русских источниках, относящихся к XVI веку, официального названия этому кругу лиц  не было дано. По своему значению  оно, скорее,   носило черты комнатной или Ближней Думы. 
          Неофициальными руководителями   царского совета  считались  митрополит Московский  и всея Руси Макарий,  боярин Алексей Фёдорович Адашев  и священник Благовещенского собора  Московского Кремля Сильвестр.    
          По словам историка, профессора  В.В.Назаревского (1870-1919),  «Громадный пожар 1547 года имел чрезвычайную важность не только потому, что потребовал от Иоанна IV большой строительной деятельности по восстановлению Москвы, но и потому, что произвёл благодетельный переворот в душе царя, сблизил его с протопопом Сильвестром, автором знаменитого «Домостроя», Алексеем Адашевым и другими благомыслящими людьми, во главе которых стоял митрополит Макарий, и побудил Иоанна к личной работе по управлению государством».
          «С преподобным пре¬подобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со из¬бранным избран будеши (Пс 17:26—27).  Эти слова  Псалма Давида вполне могут быть отнесены к жизни и деятельности духовного наставника, учителя и друга русского государя -  митрополита Макария, по совету и  по благословению которого проходили все важнейшие события в жизни царя: венчание на царство, супружество, проведение Соборов, военные походы.             
           Протопоп Сильвестр, по словам  современников,  «был у государя в великом жалованьи и совете духовном и думном и  бысть яко все мога, и вси его послушаху, и никто же смеяше ни в чем же противитися ему ради царскаго жалованья».
            Алексей Адашев (1510-1561) по воспоминаниям князя Андрея Курбского,  «был общей вещи зело полезен», принадлежа к кругу убеждённых реформаторов,  слыл  человеком  умным  и глубоко религиозным,  «подобным земному ангелу».  На государевом дворе  в разные годы  он служил окольничим, воеводой, начальником Челобитного приказа, постельничим и хранителем  личного  царского архива вместе с печатью «для скорых и тайных дел».      
            Кроме ближайших советников, в состав Рады вошли:  думный дьяк, руководитель  Посольского приказа Иван Висковатый,  князья Андрей Курбский, Михаил Воротынский,  Дмитрий  Курлятев, Семён Лобанов-Ростовский.    По мнению ряда историков, в состав Рады входили   князья  Шереметьевы, Одоевские, Морозовы и другие представители  самых влиятельных аристократических фамилий. Однако каких-либо документальных подтверждений, доказывающих причастность этих лиц к Избранной Раде,  не сохранилось.
            Опираясь на  поддержку нового правительства,  царь приступает к преобразованиям,  направленным на  укрепление самодержавной власти, единства и могущества государства. Реформы проводились  в области  церкви, центрального и местного  управления, законодательства,  вооружённых сил, управления казной.
            Решения Избранной Рады приравнивались к царской воле. Избранная Рада стояла над Боярской Думой. С  1551 г. Боярская Дума  прекратила проводить регулярные заседания. Осуществление задуманных реформ Иван IV  начинает с созыва  поместных  Церковных и Земских  Соборов.
   

                МАКАРЬЕВСКИЕ СОБОРЫ
 
           Церковно-государственные преобразования  имели целью устроение Московского Царства, как христианской империи,  наследницы  православной  Византии, утверждению духовного величия Русской Церкви.
           Собиратель Русской Церкви, митрополит Московский  святитель Макарий возродил соборное начало в церковной жизни Руси. При нем через каждые полтора-два года созывались поместные  Соборы Русской Церкви,  на которых принимались важные решения по церковному устроению.
           На Церковных Соборах в 1547 и 1549 гг.  было  впервые совершено общероссийское  прославление сонма святых Русской Православной Церкви.   Канонизировано 39 русских святых,  в числе которых – первый автокефальный митрополит Иона, благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества – преподобные Пафнутий Боровский, Александр Свирский, Савва Сторожевский, Никон Радонежский.
         Летописец замечает: "Теперь сияет земля русская славою святых своих по всей вселенной".    После прославления  для каждого из  святых  потребовалось  обновление или составление житий. Эту многотрудную работу митрополит Макарий  взял на себя.    Для жизни Церкви данные  Соборы имели огромное значение и вошли в историю, как  Макарьевские.  Период Макарьевских соборов называют «эпохой новых чудотворцев».
               
               
                СОБОР ПРИМИРЕНИЯ

         В 1549 году  Иван IV   собирает совет «всей земли» -   Земский Собор –  сословно-представительный законосовещательный орган, занимавший особое место в системе управления Московским государством  XIV-XVII вв. Земские Соборы созывались  исключительно по воле государя,  тогда, когда требовалось согласование действий между всеми привилегированными сословиями и всеми органами управления. Соборы  не имели законодательной инициативы и никак не ограничивали самодержавную власть царя.
          На Соборах обязаны были в полном составе присутствовать члены Боярской Думы, а также представители высшего духовенства и депутаты от служилых людей. Иногда к  участию в заседаниях допускались выборные от горожан, в единичных случаях - от черносошных.
          Земский Собор 1549 года был созван для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской Думы, принявшей положение о неподсудности, кроме как по крупным уголовным делам,  боярских детей наместникам.
           По мнению  русского историка, профессора И.Д. Беляева (1810-1873), в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.
      Царь трижды брал слово.  В сторону бояр  государь бросил обвинение в «нерадении» и «неправдах»:  «О, неправедные лихоимцы и хищники, неправедный суд себе творящие! Какой теперь ответ дадите вы нам, многие слёзы на себе воздвигшие; ждите своего воздаяния». 
          Бояре умоляли о прощении и обещали впредь служить «вправду безо всякия хитрости».  Повинившихся и раскаявшихся  бояр  государь простил.  Ко  всем собравшимся царь обратился с призывом  отныне   жить в мире и добром согласии, дабы совместными усилиями укреплять могущество государства.
          По словам В.О.Ключевского, «первый  Земский собор в Москве представляется каким-то небывалым в европейской истории актом всенародного покаяния царя и боярского правительства в их политических грехах».
          Земский Собор 1549 года вошёл в историю как «Собор примирения».    
           Но  высшая аристократия  не собиралась сдавать свои позиции. Так, на Земском Соборе бояре  добились того, что  Боярская Дума  получала право наложения вето на решения Собора, после чего это решение  могло  носить  рекомендательный, а не  законодательный характер.
           Собор обсудил и одобрил программу   реформ  Ивана IV, касающихся всех сторон государственного строительства.  Были приняты решения  о необходимости судебной реформы, о создании нового  царского Судебника, о реформировании  местного управления и о подготовке к войне с Казанским ханством.


                СТОГЛАВЫЙ СОБОР

          
           По инициативе митрополита Макария  и  протопопа Сильвестра  в 1551 году был созван Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви, призванный искоренить нестроения и содействовать упорядочению христианской жизни на Руси. Собор проходил с участием царя.  Принятые Собором решения были сформулированы в ста   главах, поэтому в историю  Русской Церкви Собор вошёл, как Стоглавый.
           На Соборе был учреждён кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства  и его взаимоотношений с обществом и государством,  произведена унификация церковных обрядов, все местно чтимые святые признаны общерусскими; установлен жёсткий иконописный канон, сформулированы требования к улучшению нравов духовенства, запрещено ростовщичество среди священников.      
           Стоглавый Собор одобрил принятие нового Судебника и проводимые  Иваном IV  реформы, направленные на укрепление центральной  власти. На Стоглавом соборе  царь подтвердил, что он предписал боярам «помиритися на срок» по всем делам «со всеми христианы» своего царства и оставить «друг другу вражды и тяготы».
          
            Ещё на рубеже XV-XVI вв. Русская Православная Церковь встала перед решением серьёзной проблемы, вылившейся в  противостояние двух ветвей русского православия, - «нестяжателей» и  «иосифлян».  Нестяжатели, приверженцы  учения  одного из духовных лидеров  русской  православной церкви,  старца Нила Сорского (1433-1508), призывали Церковь отказаться от крестьян и земельных угодий, требовали от монахов соблюдения обета бедности, данного при пострижении.  К   раскаявшимся  в своих грехах еретикам  нестяжатели призывали проявлять снисхождение.
             Оппоненты  нестяжателей  –  иосифляне, названные так по имени своего духовного лидера, старца Иосифа Волоцкого (1439-1515),  выступали за  права монашествующих  на владение землями и имуществом, а также за бескомпромиссную борьбу с еретиками,  число которых в России  неуклонно росло.  Ещё за полвека до Стоглавого Собора,  в постановлении  церковного Собора, созванного в 1503 г., на котором Нил Сорский и Иосиф Волоцкий впервые высказали свои взгляды на монастырские владения, в пользу иосифлян был сделан вывод: «Стяжатели церковные – Божии суть стяжатели». 
             На Стоглавом Соборе 1551 г.  иосифляне одержали  окончательную победу над своими оппонентами: владыка Макарий  не допустил принятия закона об ограничении монастырских  земельных наделов, продвигаемого нестяжателем,  протопопом  Сильвестром.


                "СОБОР НА ЕРЕТИКОВ"

             Сохранявшиеся  на Руси остатки язычества,  как и проникшие на Русь ереси, подверглись решительному наступлению со стороны  Русской Православной Церкви. Осенью  1553— зимой 1554 гг.  в Москве  в царских палатах  с участием царя проходил возглавляемый митрополитом Макарием  Церковный Собор, известный как «собор на еретиков». 
           Собором были осуждены еретики Матфей Башкин и Феодосий  Косой и другие  еретики,   отвергающие Таинства Церкви и распространявшие учение о Христе, как об обычном человеке. Еретики   отрицали благодатность Святых Даров,  отвергали святые иконы, называя их идолами, отвергали таинство покаяния,  не признавали святоотеческое предание, называя его баснословием. 
          В описи царского архива упоминаются «соборные дела, списки черные Матвея Башкина, да Ортемия… и Феодоса Косова и иных старцев». Сохранились «Соборная грамота в Соловецкий монастырь», челобитные благовещенских священников Сильвестра и Симеона, послание царя Иоанна Максиму Греку о ереси, материалы по делу дьяка Висковатого.    Собор рассмотрел также вопросы теории иконописи.
               

      
               
               
                РЕФОРМЫ ИВАНА IV
               
          Борьба с боярством, возвышение за его счет «неродовитых людей», усиление военных повинностей  происходило, как отмечает  действительный член АН СССР,  историк Р.Ю.Виппер (1859-1954), в условиях величайших военных потрясений. 
          При отсутствии постоянной армии, остро стоял вопрос об  охране и укреплении границ:    с юга и востока на  Московскую Русь   совершали опустошительные  набеги  отряды  из Казанского, Астраханского и Крымского ханств, образовавшихся  после распада Золотой Орды.  Только за первую половину XVI столетия летописные документы упоминают о 43 нападениях со стороны Крымского ханства.  Набеги осуществлялись практически ежегодно. В войнах с Крымом убыль гражданского населения, убитого или  пленённого, многократно превосходила  военные  потери.   Силовое разрешение многовекового конфликта между востоком и Русским Царством  было неизбежным.

          Начало военной реформы  связано  с  выходом специального Положения, согласно которому, формирование высшего командования не должно было зависеть от знатности рода, а исключительно от боевых заслуг и  воинских талантов.  По новому принципу из мелких феодалов и дворовых людей создается специальное воинское подразделение, подчиняющееся лично царю – «Избранная тысяча», которое образует основу ополчения.  «Тысяцкие» приравнивались к высшей знати. Из них сформировалось новое сословие «служилых людей московского списка».   
           В  1550 году    выходит царский  Указ  об учреждении в Москве  постоянного пешего полурегулярного  Стрелецкого войска: «В лето 7058 учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей три тысячи человек и велел им жити в Воробьевской слободе…».
            По благословению митрополита Макария в 1552 году Иван  во главе с армией стрельцов и «Тысячей» выступает в поход на Казань, закончившийся  освобождением томящихся в плену 100 тысяч соотечественников и присоединением  Казанского ханства к России.  Все последующие военные кампании  и великие территориальные приобретения проводились при участии стрелецких войск – первой регулярной армии на Руси с единообразным  для всех обмундированием.
           С целью наведения порядка, касающегося вопросов воинской повинности, в 1556 году было  принято  Уложение о службе:   служилые «по отечеству» бояре и дворяне, были обязаны служить в армии или на государственной службе с 15-ти лет, в противном случае они считались «недорослями». 
            Основу вооруженных сил составляло теперь конное ополчение землевладельцев. Помещик или вотчинник должен был выходить на службу "конно, людно и оружно". Служилые «по прибору» простые люди: стрельцы, пушкари, городовые казаки и др., набиравшиеся из крестьян и посадских людей, получали хлебное  и денежное жалование, освобождались от налогов и повинностей.    В незначительной мере  на службу в армию привлекались иностранцы. Усилилось оснащение артиллерией.  Границы Московского государства охраняли казачьи отряды.
               
            Укреплению центральной власти способствовало проведение  законодательной реформы.   В 1550 году был принят новый Судебник. Основой послужил свод законов Ивана III, куда был внесен ряд изменений, усиливающий централизацию власти. В результате, значительно сокращались полномочия наместников и волостелей.  Устанавливались суровые наказания за умышленное неправосудие и мздоимство.  Для зависимых крестьян право Юрьева дня сохранялась, но плата  за пожилое, то есть плата за пользование землёй помещика, увеличивалась. Была создана  «Челобитная изба», куда любой человек  мог обратиться с челобитной в суд на боярина.  Появилось  определение «крамолы»,  как антигосударственной деятельности, к которой  были отнесены заговоры, мятежи, уголовные преступления.
           Боярское  самоуправство практически уничтожило местные органы власти. Вопросом  реформирования местного управления Избранная Рада занялась в 1556 г. Произведен роспуск системы кормлений (сбора налогов боярами) и наместничества.   Наделялось правами  провинциальное дворянство. Появился чин Губного старосты, которого избирали землевладельцы конкретной области (губернатор), а для управления городом выбирали городового старосту. Там, где не было землевладельцев-дворян, был земский староста из зажиточного слоя населения. В результате образовалась выборная власть, наделенная большими полномочиями: эти чины контролировали исполнение законов и вершили судебные тяжбы. Кроме них, самостоятельно осуществлять суд имели право священники на местах.
              Реформирование вертикали власти освобождало  население от обязанности по содержанию местного управления, которое было возложено на государство. Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей.   вводилась  единица пошлины; для земледельца устанавливалась  единица налога с единицы площади «большая соха».  Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства.   

           Судебник 1550 года  устанавливал  систему приказного управления. Пути были преобразованы в  Приказы -  новые ведомства, отвечавшие за определенный вид жизнедеятельности государства,  фактически  являвшиеся органами местного управления, выступавшие промежуточным звеном между  населением и царём.  Были созданы такие Приказы, как:   Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий,  Разрядный, Казачий, Холопский тайных дел, Большой казны, Ямской, Большого прихода, Казанского дворца, Сибирский, Земские приказы.
           Чтобы противопоставить государственный аппарат боярской власти и её влиянию, во главу Приказов, как правило,  дьяк   назначался не из бояр, а из  неродовитых, но грамотных людей.   Ведомства занимались управлением внутри страны, собирали налоги и осуществляли суд.
            Царский указ от 15 января 1562 года, значительно ограничивающий вотчинные права  князей и ещё больше уравнивающий  знать с поместным дворянством, вызвал очередную волну   недовольства  феодальной аристократии, не желавшей мириться с покушениями  на прерогативы Боярской Думы.
             Решительно выступал против  передачи функций управления в руки дьяков идеолог боярства князь Андрей Курбский: «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих».
            Царь  продолжил  денежную реформу, начатую его матерью,  Еленой Глинской. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране.
             Упорядочение в кадровой политике  произошло  с появлением Дворцовой тетради. Тетрадь представляла собой список государевых людей, которых можно назначать на различные высокие должности: дипломатические, военные, административные.
      
               
                *   *   *         
          
             Реформы  первого русского царя Ивана IV Васильевича, проведенные  им в течение одиннадцати лет, с 1549 по 1560 годы  при поддержке Избранной Рады,  способствовали укреплению   централизованного государства, усилили власть царя, привели к реорганизации центрального и местного управления, укрепили  государственный аппарат и армию, подорвали власть боярства, ограничили влияние высшей аристократии на формирование вооруженных сил  государства и  на местное управление  волостями и землями.

               
               
                "И БЫСТЬ МЕЖ БОЯР БРАНЬ ВЕЛИЯ":
               
                ДУМСКИЙ КРИЗИС
 
            Во время возвращения из Казанского похода  (1552) царь получает  известие о рождении  сына,  долгожданного наследника: «родился у великие  царици   Анастасии царевич князь Дмитрей.   С тем   сеунчем   гонял    встречю   царю   и   великому князю Василий Юрьевич Малой Трахиниот».
            Выбору имени наследника князья придавали большое значение. Небесным покровителем первого русского царевича становится святой   Дмитрий  Солунский  (празднование  26 октября).  День  рождения  царевича,  наиболее вероятно,  выпал  на  19 октября - день святого Уара.  По мнению исследователей  княжеской антропонимики А.Ф.Литвиной и Ф.Б.Успенского, «Со всей очевидностью царевич, первенец Грозного, был назван  в  ”прародителя своего имя великого князя Дмитрея Ивановича Донского”,  как об этом напрямую говорится в одном из списков Софийской летописи. Мальчик оказывался полным тезкой своего великого предка, их обоих зовут  Дмитриями Иоанновичами   Несомненно, существенную роль в выборе этого имени сыграло триумфальное завершение Казанского похода.  Победа над татарами, одержанная Дмитрием Донским, и победа Ивана Грозного символически отождествлялись».
           Царевич   Дмитрий был третьим ребенком Ивана IV   и  Анастасии Романовны.  Царевны Анна и Мария, умерли во младенчестве*.               
              В начале  марта 1553 года  царь  заболел «тяжким огненным недугом»  и  потребовал от бояр присяги своему   сыну,  царевичу   Дмитрию.  Общая присяга членов Думы была назначена на 12 марта. 
           Сторонники  претендовавшего на царский трон двоюродного брата Ивана IV Владимира Андреевича Старицкого, отказывались присягать «царю в пелёнцах».   К этой группе бояр принадлежали: князь Семён Лобанов-Ростовский, князь Петр Щенятев, князь Иван Турунтай-Пронский, князья Куракины, князь Петр Серебряный, князь Семен Микулинский, боярин Семен Морозов, окольничий Фёдор Адашев (отец Алексея Адашева)  и множество других.   Протопоп Сильвестр фактически занял сторону Старицких.  Не торопились с присягой князь Курлятев и казначей  Фуников, связанные со Старицкими и  Шуйскими.
            Бояре, желавшие  видеть на троне князя Владимира Старицкого,  считали, что если царем станет  Дмитрий, то реально пра¬вить государством  будут родственники  царицы Анастасии,  Захарьины.  Отказавшиеся  присягнуть царевичу Дмитрию бояре подняли мятеж, стянув  в Москву удельные войска.
            Придворные разделились на две партии.  Победа досталась сторонникам царя.  Вот, как пишет об этом В.О.Ключевский:
          «В 1553 году, когда царь опасно занемог и потребовал от бояр присяги своему новорождённому сыну,  а его двоюродный брат  удельный князь Владимир (Старицкий – А.С.) заявил притязания на престол, Сильвестр и Адашев вели себя двусмысленно в этом деле, а их сторонники, большинство бояр, не хотели целовать креста младенцу, говоря, что его именем будут править родственники царицы Захарьины.  Больной царь на совете должен был через силу уговаривать непокорных бояр, и, между прочим, сказал им:
          “Вы нам и детям нашим служить не хотите, не помните, на чём нам крест целовали; так если мы вам не надобны, то это на ваших душах”.
          “Не дайте жены моей на поругание боярам, - говорил он Захарьиным и другим верным своим советникам,  -  не дайте боярам извести моего сына, возьмите его и бегите с ним в чужую землю”».

             *Царица  Анастасия (1530-1560) подарила самодержцу шестерых детей, четверо из которых скончались в младенчестве. Царевна Анна  - прожила меньше года, Мария -  чуть больше полутора лет, Евдокия —  два года,  первый сын Дмитрий прожил меньше года.  Сыновья: Иван (1554-1581), Фёдор (1557-1598).

 
              Как пишет  историк-славист, член-корреспондент РАН, Б.Н.Флоря, «Отец царского любимца (Алексея Адашева – А.С.) окольничий Федор Григорьевич Адашев, заявил: „Ведает Бог да ты, государь, тебе, государь, и сыну твоему царевичу Дмитрию крест целуем, а Захарьиным нам, Данилу з братию, не служивати; сын твой государь наш, ещё в пеленицах, а владеть нами Захарьиным, Данилу з братьею, а мы уж от бояр до твоего возрасту беды видели многия“.  Когда после этого ближние бояре, уже присягнувшие наследнику, стали настаивать на присяге, то другие бояре  „с ними почали браниться жестоко, а говоречи им, что они хотят сами владети, а они им служити и их владения не хотят. И бысть меж бояр брань велия и крик, и шум велик, и слова многие бранныя“.   Очевидно, что при этом проявилось скрытое соперничество группировок знати, и в частности недовольство чрезмерным возвышением Захарьиных, родственников царицы Анастасии…       В конце концов, после резких споров в присутствии больного государя, бояре принесли присягу его наследнику».    
                ___________________
         
            С тех пор Иван IV стал с недоверием относиться к своим  ближайшим советникам. Сторонники Сильвестра, не желавшие видеть царевича Дмитрия  на престоле, потеряли расположение  и царицы Анастасии. Однако первое время  царь ничем не выдавал своего нерасположения.  Более того,   в том же 1553 году Фёдор Адашев был пожалован в бояре,  а его сыновья Алексей и Даниил сохранили своё  прежнее положение при дворе.
            Оппозиционное  боярство, отчаянно боровшееся за сохранение  феодальной олигархической власти,  не пренебрегало сношением с внешними силами,   в ходе Ливонской войны   переходя на сторону противника.
            Князья  Семён и Никита и Лобановы-Ростовские,   в 1553 году  во время болезни царя отказавшиеся от присяги наследнику Дмитрию, тайно  вели переговоры с литовским послом Станиславом Довойной,   которому  князь Семён,  «и думу царя и великого князя послам рассказывал … и многие поносительные слова про царя государя и великого князя им говорил». 
            О «деле» князя Семёна Ростовского рассказано на страницах Никоновской, Львовской и Лебедевской летописей,  а также в Лицевом летописном своде. В 1554 году, в Топорце  Никита Ростовский, посланный князем Семёном к  великому князю литовскому Сигизмунду Августу,  на пути  был арестован  детьми боярскими  и доставлен к царю. На допросе он признался, что после выздоровления царя  бояре «меж себя почали говорить чтобы то дело укрыть»,  а  князь Семён со страху «съ того времени учялъ мыслите в Литву», «а с ним братья его и племянники». Государь приказал арестовать и допросить   Семёна.  Свои действия  против царя   князь Семён  Ростовский объяснял «от убожества и от малоумия». Судом Боярской Думы  князю Семёну Ростовскому был вынесен смертный приговор, но, благодаря вмешательству митрополита Макария и духовенства, приговор  заменён  ссылкой и заключением в Белоозере. Князь Никита Ростовский был помилован.      
           Еще задолго до думского кризиса  бежали в Литву   князья Семён Бельский  и Семён Серебренный.
           Во время кризиса  1553 года  князь Курбский  оставался на стороне царя.  За многочисленные ратные заслуги и верность царю  в 1556 году князь был пожалован боярским титулом.
           В  1564 году  в самый разгар военных действий  князь Андрей Курбский  перешёл на сторону противника.

               
                "КИРИЛЛОВСКИЙ ЕЗД"               
      
           Своё желание на время удалиться от пропитанного интригами  боярского окружения, Иван  IV  осуществил вскоре  после выздоровления.  В мае 1553 года вместе с царицей,   семимесячным царевичем Дмитрием и братом Юрием  царь  отправляется  на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. В Никоновской летописи  это путешествие  царственных паломников к святым местам упомянуто, как «Кирилловский езд». 
           На пути в Божию обитель  при загадочных обстоятельствах  погибает царевич  Дмитрий.  Причина его гибели по сей день остаётся тайной.  Существует множество  версий, но ни одна из них не признана достоверной.
           Так, по одной из версий, трагедия произошла  на реке Шексне. При сходе со струга  на берег по шатким сходням вся свита  - нянька или кормилица, на руках которой был царевич, двое бояр и родня царицы, Данила Романович и Василий Михайлович Захарьины-Юрьевы,  рухнули в воду. Все остались  невредимы, кроме  захлебнувшегося царевича. 
           По другой версии –  в дороге царевич    внезапно заболел и  скоропостижно  скончался: «В тот же год в месяце июне не стало царевича Дмитрия в объезде Кирилловском, умер назад едучи к Москве».
           Первый русский царевич Дмитрий Иванович  похоронен в Архангельском соборе Московского   Кремля, в  одной   могиле   со   своим  дедом  Василием III Ивановичем  – «и положили его в Архангеле, в ногах у великого князя Василия Ивановича», погребённого на солее храма близ диаконника -  «В том же гробе положен  царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии сын царевич Димитрий преставися в лето 7062 июня 6 день».
            Во время своей болезни в 1553 году двадцатитрехлетний  государь всея Руси Иван IV Васильевич  распорядился  приготовить себе гробницу внутри диаконника у самой стены. 
    

               
                ПЕРЕД КОНЦОМ "ПРАВЛЕНИЯ МНОГИХ"               
    
            Со времени думского кризиса отношения  Ивана IV с  Боярской Думой и членами Избранной Рады были напряжёнными. Царь уже давно тяготился опёкой Сильвестра: 
            «Мне ни в чём не давали воли: как обуваться, как спать, я же был как младенец… Всю власть с меня сняли а сами государились как хотели».  Но, несмотря на  разногласия с самодержцем, Сильвестру удавалось сохранять влияние при дворе, во многом, благодаря поддержке созданной им партии.
            Н.И.Костомаров  считал, что  «без совещания с этими людьми Иван не только ничего не устраивал, но даже не смел мыслить. Сильвестр до такой степени напугал его, что Иван не делал шагу, не спросив у него совета; Сильвестр вмешивался даже в его супружеские отношения. При этом опекуны Ивана старались, по возможности, вести дело так, чтобы он не чувствовал тягости опеки и ему бы казалось, что он по-прежнему самодержавен».       
             В конце 50-х гг. между царём и членами Избранной Рады Сильвестром и Адашевым обостряется конфликт, касающийся вопросов ведения Ливонской войны, начатой  Иваном IV   в 1558 году с целью овладения побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами.   Поводом к началу Ливонской войны  послужила длительная неуплата дани России Ливонским орденом.   Сильвестр и фактический руководитель внешней политикой того времени Алексей Адашев   настаивали на активных действиях против Крыма, но встретили сопротивление со стороны Ивана IV, настойчиво стремившегося решить балтийский вопрос.   
             В начале  Ливонской войны русская армия одержала ряд блестящих побед: в 1558-1561гг. были взяты Нарва и Юрьев. В 1561 году русскими войсками разгромлен и ликвидирован Ливонский орден. 
             После перемирия  марта—ноября 1559 года Русское царство сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Королевство Швеция, Королевство Польша, Великое княжество Литовское.   Затянувшаяся на 25 лет (1558-1583)  и проигранная  Россией война,  станет  причиной тяжелейшего экономического кризиса 1570-80 гг., получившего название «Поруха».  Страну опустошали эпидемия чумы, засуха и голод, польско-литовские рейды, морская блокада со стороны Швеции, крымско-татарские походы.               
              Но  основное противостояние между царём и членами Избранной Рады коренилось в отличие взглядов обеих сторон на вопросы централизованного управления государством. Благодаря проводимым членами Рады преобразованиям, централизованный аппарат укреплялся. Реформы проводились глубокие, но они не были рассчитаны на скорый результат. Избранная Рада выбрала путь постепенного реформирования. Государь считал необходимым форсировать этот процесс.
              Сам Иван IV был неудовлетворен результатами реформ. Все больше приходилось бороться с мятежами, заговорами  и изменами феодальной знати. По мнению историка С.Ф.Платонова, молодой государь   постепенно вышел из-под влияния Избранной Рады, которая  ставила государя  в зависимость от принятой ею программой действий, и превратился из «неопытного и распущенного юноши» в  искушенного политика. Наконец, царь пришёл к убеждению в том,  что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет её к гибели. 
      
               
               
                ПРОЩАНИЕ С МАТУШКОЙ-ЦАРИЦЕЙ               
   
              Беды продолжали преследовать  царскую семью.  В 1559 году «занедужила» царица Анастасия. Во время  московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась. Самые искусные медики, созванные  Иван IV для установления причины смерти царицы, не смогли дать какого-либо вразумительного заключения.
              Все  13 лет брака Анастасия была  для  Ивана Васильевича главной  опорой и поддержкой. По словам  Н.Карамзина:  «Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной».
              Царицу похоронили в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем».   
              «Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее, - пишет Н.Карамзин, - Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, князья Юрий, Владимир Андреевич и юный царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!  Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели …».
                На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. Всю жизнь Иван Грозный вспоминал об Анастасии.  Последующие браки приносили несчастье, как самому царю, так  и его избранницам.*


*Жёны Ивана Грозного: Мария Черкасская (август 1561-сентябрь 1569); Марфа Собакина (октябрь-ноябрь 1572); Анна Колтовская (1572); Мария Долгорукая (ноябрь 1573); Анна Васильчикова (1575); Василиса Мелентьева (1575); Мария Нагая (сентябрь 1580-1584).

               
                "НАЧА ЦАРЬ ЯР БЫТИ"               
               
               
             После смерти царицы Анастасии,  недоверие Ивана к своим бывшим  советникам усилилось.  В смерти жены, царь обвинил своих бывших советников, Сильвестра и Адашева,  которые  «отравами царицу Анастасию изведоша».
             Версия об отравлении царицы не вызывала сомнений у  состоявшего на службе у  русского царя немца-наёмника,  опричника  Генриха Штадена. В  своей книге «О Москве Ивана Грозного» Штаден пишет:
             «Когда отравили великую княгиню [Анастасию Романовну], великий князь послал в   Лифляндию, в Дерпт, за некоей вдовой Катериной Шиллинг. Ее везли на Москву в золоченой карете; великий князь надеялся, что она поможет великой княгине. Он щедро одарил платьем эту женщину и сказал ей: “Если ты поможешь моей царице, мы пожалуем тебя на всю твою жизнь половиной доходов с Юрьевского уезда  в Лифляндии". И великая княгиня просила: “Ты же можешь помочь мне. Помоги же!". Великая княгиня умерла, и женщина эта была обратно отвезена в Лифляндию».
             В 2000 году было проведено исследование останков царицы Анастасии.  При проведении  спектрального анализа  сохранившейся темно русой косы царицы   в значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец:  «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве — 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма)». В Средние века  при европейских дворах, знаменитых своими интригами,  именно соли ртути были главным методом устранения врагов.
                *   *  * 
          
           Гибель царицы  стала  причиной  тяжелейшего  психологического  кризиса Ивана  IV:  «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело». 
           С этого времени царь начинает  первую кампанию против своих бывших  советников.   На совместном заседании Боярской Думы и Освященного Собора во главе со святителем  Макарием,  обвиняемые были осуждены.
           Сильвестр был сослан в  Кирилло-Белозерский монастырь,  там он принял монашеский постриг с именем Спиридон. Остаток жизни Сильвестр  провел в Соловецком монастыре, куда по приказу царя он был заточён, как опальный ссыльный.  Предположительная дата смерти 1566 год.   
           Алексей Адашев  в 1560 году служил в Ливонии воеводой Большого полка, откуда переведён в Дерпт (Тарту), в Юрьев-Польский монастырь, взят под стражу и через два месяца после ареста скончался. Репрессиям подверглись почти все члены семьи Адашева.

           Избранная Рада распалась в 1560 г.  Опале подверглись  почти все  члены  неофициального царского правительства и многие представители феодальной знати.
           Единственный член  Избранной Рады митрополит Макарий,  до последних дней своей земной жизни (1482-1563)  обладал большим авторитетом и влиянием на царя.  3 декабря 1563 года владыка  известил  государя о своём намерении по немощи оставить митрополию и «отъити на молчалное житие» на место своего пострижения в Пафнутиев     монастырь. Царь  умолял  святителя не оставлять митрополии. Владыка  дал согласие  и оставался  на кафедре  до своей кончины, наступившей  31 декабря  1563 года.  В Успенском соборе  1 января 1964 года состоялось погребение  митрополита Московского и  всея Руси  Макария.
           На церковном облачении – саккосе, в 1549 году подаренном владыке  Макарию царём Иваном IV, вышита надпись: "На славу и хвалу Богу и на честь со многолетнее здравие своему царству и благоденству".
            Митрополит Московский и всея Руси Макарий канонизирован в лике святителей на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.

                *   *   *
          
           Среди историков  не существует единой оценки деятельности Избранной Рады.  Н.И.Карамзин подчёркивает «мудрую умеренность» неофициального правительства:  «Везде народ благословил усердие правительства к добру общему, везде сменяли недостойных Властителей: наказывали презрением или темницею, но без излишней строгости, хотели ознаменовать счастливую  государственную перемену не жестокою казнею худых старых чиновников, а лучшим избранием новых».      
           Как отмечает В.О.Ключевский: «В молодости, как мы видели, начав править государством, царь с избранными своими советниками повел смелую внешнюю и внутреннюю политику, целью которой было, с одной стороны, добиться берега Балтийского моря и войти в непосредственные торговые и культурные сношения с Западной Европой, а с другой — привести в порядок законодательство и устроить областное управление, создать местные земские миры и призвать их к участию не только в местных судебно-административных делах, но и в деятельности центральной власти… Но царь не ужился со своими советниками. При подозрительном и болезненном возбужденном чувстве власти он считал добрый прямой совет посягательством на свои верховные права, несогласие со своими планами — знаком крамолы, заговора и измены. Удалив от себя добрых советников, он отдался одностороннему направлению своей мнительной политической мысли, везде подозревавшей козни и крамолы, и неосторожно возбудил старый вопрос об отношении государя к боярству — вопрос, которого он не в состоянии был разрешить и которого потому не следовало возбуждать».

                Продолжение следует               


Рецензии