Деньги дешевеют. Охота на слова

Сначала о воспоминаниях детства. Мы были в гостях, народу было много, и нас, детей, отправили на печку. Это был наш наблюдательный пункт. Мы могли видеть, как мужики в комнате беседовали за столом и время от времени отхлёбывали водку из стаканов. А женщины на кухне в это время лепили пельмени. Самый младший из нас, Вовка,  устал сидеть на тёплой печке и пошёл к мужикам в комнату. Он крутился возле стола и неожиданно снёс отцовский стакан. Водка вылилась. Вовка поднял пустой стакан, поставил его на стол и, радостно подпрыгивая, закричал: «Не разбился! Не разбился!»

Через несколько лет, когда я уже учился в школе и научился читать, я увидел, что на дне стакана указана цена – 40к. (копеек). Водка в то время стоила 21-20, при этом 1 рубль 20 копеек – плата за стеклянную бутылку. Значит, отец его мог сердиться вовсе не из-за стакана, а из-за содержимого, вылитого на пол. После денежной реформы 1961 года такие стаканы выпускали по цене 4к., то есть по той же цене с учётом десятикратного изменения номинала.

Вспомнить об этом меня побудили нынешние события. Был в магазине, покупал продукты. Макаронные изделия я обычно покупал по 45 центов за килограмм, потом цены скакнули, потом начали снижаться до 99 центов за полкилограмма, я же 500 граммов купил за 79 центов. Некоторые продукты я перестал покупать из-за их высокой цены. Купил хлеб, булочки, лук, огурцы, макароны, сметану, раньше мне это обошлось бы в три евро, я заплатил около 10. Незаметно нас вогнали в нищету.

Пока я стоял в очереди в кассу, мужчина и женщина из немцев выражали сожаление, что все товары стали дороже. Я вклинился в их разговор и сказал, что Geld ist billiger – «деньги подешевели». Они никак не отреагировали на мои слова, но после, когда я покидал магазин, услышал, как они повторяли сказанное мною и обсуждали новое для них явление: не товары дорожают, а деньги дешевеют и обесцениваются. А это говорит о другом представлении о нашей жизни. Если дорожают товары, то вину или ответственность за это можно возложить на продавца и поставщика товара. А когда обесценивается рубль, евро, злотый, доллар – это прямая вина и прямая ответственность банкира и тех, кто им управляет.

Должен сказать, что настоящие деньги я видел только в годы моей юности после денежной реформы 1961 года.

 У меня в карманах сейчас собирается  много мелочи, евро и центы, на которые ничего нельзя купить. Когда я приезжал в Россию, в карманах накапливалось много рублей и копеек, а в годы перестройки и нарастающего дефицита, когда к нам в Челябинск зачастили китайцы, они охотно обменивали свои товары (конфеты, сковороды, запорную арматуру из незильбера, стеклорезы, сувениры, полотенца, пуховики, нижнее бельё) на монеты, особенно юбилейные рубли  и полтинники.

Настоящие деньги должны стоять на фундаменте реального производства, а не мифического золота, хранящегося в каких-то тёмных подземельях, и не на мнении неких  советов    экспертов из лондонского кафетерия. Денежная масса должна опираться на реальные товары, например, на совокупную энергетическую массу и не менять стоимость, как флюгер под порывами или даже дуновениями ветра.

Виктор Алексеевич Ефимов, бывший ректор университета из Санкт-Петербурга, а ныне член Экспертного  Совета высокого уровня БРИКС, много раз обращался к одному примеру: как будут реагировать покупатели, допустим, в магазине тканей, если эталонный метр утром будет 80 см, днём – 50, а вечером – 110? Ясно, что это если не мошенничество, то явный обман. А для банковской системы с кредитованием, залогом   и ростовщическим процентом это в порядке вещей.

В 1961 году в Советском Союзе произошла денежная реформа. Кто-то был недоволен. Но для нашей семьи она ничего не изменила, поскольку запасов драгоценных металлов и камней у нас не было, капиталов на счетах тоже не было, а в подушках мы ничего не прятали. С 1 января спички в магазине стали стоить одну копейку за коробок, килограмм соли – 5 копеек, а 200 граммов соды – 4 копейки. За одну копейку можно было купить стакан газированной воды без сиропа, за три копейки – стакан квасу из бочки. Я закончил среднюю школу, институт, пришёл в школу работать учителем, а стоимость перечисленных товаров оставалась той же. 3 копейки стоила одна поездка на трамвае в Челябинске и Магнитогорске, 5 копеек – поездка на автобусе во многих городах области, а по всей стране 1 киловатт/час   в городе стоил 4 копейки, а сельской местности – 2 копейки. Олигархи, которые захватили и присвоили себе общенародную собственность, обеспечить такую стабильность рубля не смогут никогда. Потому что для них главное – получение прибыли, естественно для себя. А деньги – не инструмент взаимовыгодных для всех сторон купли-продажи, а способ пополнение собственных  запасов и приобретения  движимости и недвижимости для себя, любимых.

Дешёвые деньги позволяют тем, кто сидит на денежных потоках, за бесценок продавать за границу природные ресурсы:  металл, нефть, газ, стройматериалы, продавать  даже в условиях санкций, даже участникам войны с нами, даже тем, кто громко на весь мир заявляет, что ненавидит русских и Россию. Для них деньги не пахнут. А для народа дешёвые деньги пахнут предательством.


Рецензии
У нас дома есть стакан на дне которого стоит 14 к. Мы мечтаем о стабильности. Но природа развивается в ьорьбе противоположностей. Высокеое и низкое давление и т.п. обязательно две величины. Рнформу 61 г. помню. Я ездил после рабты учитьс в Политех. По дороге зходил в каык брать стака кофе и две ватрушки 65 коп. Вкусно ти сытно. А потом ватршкт стали по 7 коп. малосъедобные.

Павел Каравдин   05.06.2023 10:37     Заявить о нарушении