Друг лётчик Мишка

                Друг лётчик Мишка.
Андрей Васильевич- будучи уже человеком с годами за спиной, когда обсчитал, чего больше- прошлого или будущего, прикинул подробно свои возможности и желания, и решил- пора.
Давнишнюю цель- построить самому настоящий самолёт и пролететь над  деревней, посмотреть на свой дом с высоты птичьего полёта хотелось давно. Только всё чего- то не хватало. То уверенности, и подходящей конструкции, а то и средств, или времени. Но вот звёзды сошлись- подправил здоровье и ушел на пенсию. Не хватало только одного- рано ушедшего сына- ведь с ним он когда- то обсуждал будущую постройку. Но именно этот факт и больше всего подталкивал- в память о Вовке и надо строить.
Начало работ было несложным- в детстве занимался авиамоделизмом- не все самолётики летали, но это лишь раззадоривало и приучало руки к инструменту. Хотя, материал был тогда «домашний», рейки, щепочки, остатки  после отцовских столярных работ, жестянки от консервных банок. Теперь все было по- иному.  В аппарат, сделанный из щепочек и консервных банок, не рискнёшь сесть, да полететь над деревней. А потому, в арсенале свежеиспечённого строителя было теперь много чего. Не хватало одного- умного и требовательного советчика. А в наших местах где его взять- если и работали над полями в своё время «кукурузники», то и они сами, да и лётчики, что управляли ими, были не здешние.
Но, притом, дело потихоньку продвигалось. После первых комбинаций со столом- стапелем , на котором будет собираться его мечта и первых изготовленных деталей крыла, что будет его держать в пространстве, словно птицу, его аж трясло как в лихорадке- как же: «Настоящий самолёт делаю!» Но, затем потихоньку приспособился, и даже времени стало хватать. Оказывается и в три, и даже в четыре ночи, а может утра, можно отправляться на сон, если ещё клей не выработал- это и есть  экономия.
  И вот уже готов каркас, по авиационному- фюзеляж. И пусть ещё не обтянуты крылья, но на стене висят. Даже, слегка распирала гордость: «А мы тоже чего-то- то могём!» Но терзало сомнение- возникают вопросы и с прочностью, и с подгонкой соединений механики управления, и ещё, и ёщё… И вопросы рождались гораздо быстрее, чем шла постройка. Поделился «горем» с товарищем, Валерой и тот неожиданно ответил;
-Привезу тебе лётчика, настоящего, военного. Он все твои проблемы разгребёт.
Ответ, конечно, понравился, но сомнения не проходили. Однако, дня через два запел телефон Валеры:
-Встречай, едем.
Андрей Васильевич поторопился раскрыть ворота гаража, и уже через несколько минут у дома остановилась машина.  Вышли двое, подали руки. Валера заулыбался:
-Получи профессора! Зовут Мишка.
Андрей Васильевич поблагодарил, а про себя засомневался ещё больше- этот мальчишка будет разгребать? Нашёл профессора. Но только вошли в гараж, «мальчишка», увидев каркас самолёта преобразился- глаза загорелись и без каких либо разговоров он просто «влез с головой» в конструкцию. Минуты две, не меньше, он молча  рассматривал узлы, пробовал на усилие крепление реек, прочность приклейки, но как перешел к рулевым узлам, посыпались замечания, точнее категоричные требования:
-Здесь люфт большой, а здесь тем более. И здесь не годится и здесь, и здесь… А это развалится при первой посадке.
Сомнения отпали. Конечно этот «мальчишка» не от выпендрёжа, а от понимания дела разбирал «по косточкам» его труды, только уже мокла спина- что, все переделывать? Но вслух не стал говорить, потому что после своей категоричности Михаил уже перешёл на более дружеский тон, но от этого «покладистей» не стал. Гордость у «авиастроителя» за сделанное, как корова языком слизала.
Мужики, глядя на конструкцию, поговорили, помечтали, погоготали и с надеждой в ближайшее время снова встретиться, распрощались. Только у Андрея Васильевича после их отъезда опустились руки. Из разговоров с новым знакомым, получалось, надо вообще чуть ли не себя поменять, не говоря о почти наполовину, построенном самолёте. К некоторым поправкам он просто не был готов, считал, как обычно-
  ничего и так сойдёт.  А в авиации такие мелочи недопустимы- рискуешь жизнью. Получалось- он вяжет метлу бабе Яге, а не самолёт строит?
На следующий день не хотелось заходить в гараж. Но всего один день и не хотелось. Стоило только пройти мимо ворот гаража и все настроение  решительно поменялось- не заглянуть «в гости» к своему созданию, он уже не мог. Но теперь на всю конструкцию пришлось посмотреть  другими глазами. Ужас! Как он сам не мог заметить того,  что не понравилось этому Мишке?
2            Неделя активной работы и практически все замечания были устранены. Некоторые работы были и       не так сложны, убрать зазоры в сочленениях, то- есть, всего- навсего выточить поточнее новые пальцы.  А порассуждав, и уняв эмоции, понял: все может и не так печально, как по началу казалось. Просто, надо было перебороть себя и согласиться с замечаниями. Ведь выходило, этот Мишка разбирался в авиации, мягко говоря, получше его самого. А к концу переделки Андрей Васильевич поймал себя на мысли- почему- то уже просто хотелось, что б другу Валеры понравились его  исправления.
Но, Михаил для Андрея Васильевича был новый человек, хоть по возрасту ему б в сыновья годился. Спесь уже лежала в стороне, но сначала решил, не теряя времени, позвонить Валере.  Начал тому по телефону рассказавать о переделках, а Валера заявил:
-Слушай Василич, я тебе на то и Мишку привозил, вот ему и говори, а я в самолетах ни в зуб ногой.
И продиктовал Мишкин телефон. Конечно, он не мог себе представить, что именно с этого дня он между ним и Мишкой завязывает узелок  дружбы.
Набрав номер Мишки, Андрей Васильевич позвонил. А тот не раздумывая, пригласил сразу к себе, не забыв  рассказать, как проехать. Когда наш «авиастроитель» нашел сегодняшнее «место дислокации» лётчика Мишки и почти сразу основательно поняв, что тот за «личность», отметил для себя простую истину- сначала б нужно было познакомиться с ним, а потом начинать строить своё детище.
-Здравствуйте, проходите, мы вот тут обитаем. И сами видите, не самолёты собираем, -Мишка шёл из глубины цеха и добродушно улыбался, будто они были знакомы с незапамятных времён.
Мишка пригласил Андрея Васильевича к себе в рабочий цех, где он занимался именно не авиацией, что поначалу вызвало у гостя легкую усмешку, только почти сразу ему же пришлось подавить её. В этом довольно просторном цеху, переоборудованном из старого склада, пусть и не очень обустроенном с точки зрения современных гигиенических, или эстетических условий, но обставленном современными станками и оборудованием, кроме его самого работали ещё несколько человек. Это была столярная мастерская, а точнее сборочный цех мебели для современного жилья. И что самое заметное бросилось в глаза- качеству сборки и отделки изготавливаемой мебели здесь, по видимом, уделялось особое внимание. А запахи клея, древесной стружки, даже пыли, невольно вызывали у Андрея Васильевича приятные ощущения: всё знакомое, его самолёт- то тоже строился из дерева.
Откуда- то из- под стола подтрусила, и для порядка пару раз звонко гавкнув, начала старательно обнюхивать ботинки неизвестного посетителя черная собачонка. Следом за ней выкатилась пара мешковатых щенят, не забыв вслед за мамашей прогавкать. Эта весёлая компания прибавила настроение.
-Ну- ка,  на место! –Мишка прихлопнул по ноге, попутно объясняя- приблудилась, думали Жучок, а оказалась- Жучка.
Сразу же, «мебельных дел мастер», Михаил повел гостя к себе в кабинет. Пока Андрей Васильевич вслед за хозяином проходил меж больших сборочных столов, с интересом смотрел по сторонам- вот бы где собирать самолет, а не в его тесной «собачьей конуре». И если раньше думал, что иной мог бы позавидовать наличию инструмента в его мастерской, теперь думал иначе- здесь было всё покруче. Кабинет шефа оказался,  скорее пыльной кладовой, со  множеством полок, забитых коробками со «скобянкой» для евроотделки, фрагментов каких то изделий в углу,  образцами материалов, оформленных в рамки на стене, и столом самого шефа с ноутбуком и горкой бумаг. И всё это не портило представление о самом хозяине заведения, наоборот, говорило о его незаурядности и деловитости. А у Андрея Васильевича после всего здесь увиденного, искала выход наружу уже не спесь, а робость: «Вот, тебе, и мальчишка!» Правда, осадок о том, что авиацией здесь и не пахло, пока не растворился. 
В кабинете Мишка сразу стал извиняться за неудобство, пыль и беспорядок, усадил гостя на стул напротив, и только тогда спросил:
-Ну и как у Вас дела?
Теперь уже Мишка нравился Андрею Васильевичу, без всяких сомнений.  И он сначала рассказал о проделанной работе, по замечаниям Михаила, а теперь ему хотелось называть этого парня именно так, а в конце своего  рассказа, решил откровенно поинтересоваться:
-Скажи, пожалуйста, а откуда у тебя такие знания по авиации? Рассей мои сомнения.
Михаил, секунду- другую помолчав, грустно улыбнулся, и сначала ответил несколькими словами:
-Я же ушёл в отставку из авиации.
Андрей Васильевич непонимающе нахмурился:
-Посчитал, что ошибся в призвании, лучше делать мебель, или я чего- то не понимаю?- Чувствуя неловкость хозяина добавил- извини за нахальство, но если не хочется говорить- не надо.
3
Михаил вздохнул:
- Да, нет, какой тут секрет- у других, может еще интересней. Мебель-  это просто заработок на жизнь, а авиация вот тут- он постучал ладонью по груди- ни куда и не девалась.
И полился рассказ, который Андрей Васильевич уже слушал, от удивления приоткрыв рот. Хотя ему пожившему, пришлось видеть на своём веку разного и удивительного не так уж и мало.
Оказалось, Михаил не только отставной, в звании  старшего лейтенанта, военный-летчик- истребитель. У него ещё есть и второе высшее образование. Экономический факультет он закончил сразу, как только вынужден был уволиться. К тому времени уже обзавёлся семьёй, которую в известные сомнительные девяностые годы прокормить на зарплату «старлея» было немыслимо тяжело. Лётчики в служебное время тогда не летали, как положено быть по уставу, а за отсутствием керосина и много чего другого, летом подметали взлетную полосу, а в зимнее время строем долбили на ней лёд. Зарплата- в соответствнии с рыночными законами, за квадратный метр. Уже тогда пошли разлады с красавицей женой- наверное ей было, при недостатке наличности в кошельке, не до мужниной тоски по романтике неба. А когда Михаил, уже будучи «отставником», и переехав на родину, нашёл для своих способностей нишу в местном бизнесе, жене это совсем не фартило- «… Какой ты нафик танкист…» пардон, лётчик! Вот и верь любви… Но, может она где- то и есть.
 Пришлось поднапрячься- что, пожалуй, не каждому под силу, и начать жизнь сызнова. А теперь новая семья, новая мебель и… Жучка с потомством- её тоже надо подкармливать.
-Вам не нужны собачки, два кобелька, хорошие!- Михаил впервые за весь рассказ откровенно улыбнулся.
-Спасибо, Миша, у меня свой надёжный Дружок. Но у соседей обязательно спрошу.- Андрею Васильевичу хотелось хоть чем- то угодить новому знакомому. 
Работа с постройкой летательного аппарата шла довольно споро. Что можно было делать годы, успевалось за месяцы. Наживался опыт. Терпение и желание добиться цели набирали обороты, как мотор на взлёте, штудировались книжки по практической авиации, а больше всего радовали посещения Михаила. Ему, по необходимости, для своей работы, приходилось ездить в город, и теперь он нередко попутно наведывался справиться- как идут дела. А кроме этого, и привезти из города необходимый материал- все равно мимо едет. Только для Андрея Васильевича это всё же было громадной помощью- ему б тогда специально ехать, как например, за известной эпоксидкой. Клей- замечательный, а опустела посудина- без неё ни куда! Все работы стали. Спасибо, Миша!
Советы, которые давал Михаил, можно было записывать, как трактат по практическому авиастроению. Андрей Васильевич теперь был готов исправлять малейшую ошибку по замечанию друга. Теперь он и не мыслил дальнейшеё работы с самолётом без советов Михаила.
Когда самолёт уже приобрёл «товарный» вид, и Андрей Васильевич, хмурив деловито густые брови привычно заводил старенький «днепровский»движок, Михаил, приезжая в этот раз, сам усаживался в тесную кабину. Что он чувствовал, выжимая из самодельного «сектора газа» из трубки от велосипедного насоса тарахтящие и чхающие обороты, и «выбирая на себя» штурвал из передней вилки от велосипеда «Орлёнок»? Вспоминал просторную кабину «Сушки», или «МиГа», с рационально расставленными на приборном щитке тумблерами, приборами навигации и управления мощной машиной? Или кровавые мозоли, натертые ломом, и скромные рубли зарплаты, которые отдавал недовольной жене?
А может простор неба и плывущую внизу, в далекой дымке землю под крылом управляемой им машины?
Хоть что, а в этот момент он был –лётчик.
Шло время.  Как- то Михаил присутствовал при установке винта для другого двигателя- теперь от мотоцикла «Урал». И произнёс  такое, от чего у Андрея Васильевича впервые возникли сомнения в правильности выводов друга:
-Вы, Андрей Васильевич, ещё не раз расшибёте и свой винт, и самолёт. 
Как неприятны эти слова были в тот момент, и какими они оказались пророческими впоследствии.  При дальнейших испытаниях пришлось поменять несколько двигателей, пока нашёлся подходящий настоящий- мощный. Мишкин друг теперь снял со своего самолёта- не пожалел. Уже были произведены первые попытки пробежек и… первые поломки винтов, первые замены колёс шасси, и первые «расшибания»!

4
И всё же, теперь друзья потянули «воз» в разные стороны. Михаил склонялся к мысли- такой ненадёжный самолёт вряд ли полетит, и если на нём лететь, значит рисковать. 
Но Андрей Васильевич уже «закусил удила»- зачем тогда нужно было «огород городить»? И вопреки советам друга продолжал тренировки на земле. А в один из августовских дней совершил несколько невысоких подлётов. Это надо было не просто видеть, а почувствовать: солнце, над убранным полем предосенний покой, паутинки беззаботно стелятся по сиротливым стебелькам, и только где- то на краю поля гвалт грачей и…стрекот мотора, да рассекает чистый воздух рёв винта. Короткий разбег, отрыв и полёт- самолётик прекрасно держится в воздухе и послушен  рулям!  «Летуна» перехлестывают эмоции. Он сбрасывает обороты. Посадка. Всё, как по книжной науке. И тут же, не сдерживая восторга,  звонит другу:
-Миша! Я летаю!
-Вы что?! Вам ещё рано, какая высота?
-Один метр…
-Тьфу, ты, это ж подлёты. Ну… продолжайте
И Андрей Васильевич продолжал. Где метр, где полтора… и снова ломал, восстанавливал, и иногда забывал о друге. А Михаил ведь не пенсионер- ему не только надо думать о «драндалете старика», да  себя и семью обеспечить. Надо не забыть и про зарплату для своих рабочих, и много других, организационных и семейных вопросов.  И ещё, ко всему, мама на старости лет решила уединиться в собственном домике. А его кроме сынка Миши строить- то некому. А у Андрея Васильевича самолёт построен! Вот главное!
И уже как пилот- созрел. Желания лететь- без меры. Про умения: «Ну так, кое что знаем. Для первого полёта, кажись хватит».   И его тянуло к облакам как молодого воробья на волю из тесного гнезда! И он уже был просто уверен- готов и он сам, и готово к полёту его детище. А тут уж не до Мишкиных советов. Вот он стоит – настоящий, красивый и надёжный!  Нужно было теперь только найти  ровное поле и дождаться тихой, безветренной погоды. И такой день, конечно, настал.
И был настоящий многокилометровый полёт.  На высоте поболее подлётных двух метров. Наверное было красиво…
  Уже по прошествии с полгода, Андрей Васильевич поправляя неудобные костыли, сидя у себя в доме, до хрипоты спорил с Михаилом:
-Этот полёт мог закончиться вполне удачно, просто…  засмотрелся и забыл подумать, что бензин может и закончиться…
Оба рассмеялись, хотя понятное дело, когда самолёт с остановленным двигателем падал на поле-тому другу, что сидел в кабине, наверное было не до смеха- правда он теперь этого не помнил- посадка на сентябрьское поле была далеко не мягкая, а потому неудачнику скорее всего, просто отшибло память.
И второму, другу, что в тот же вечер с тоской забирался на макушки берёз и напрягая уставшие зрение, высматривал- может где на  тёмном фоне убранного поля увидит светлое пятнышко упавшего самолёта с его «несерьёзным» другом- лётчиком,   также смеяться не хотелось.
Да и переживаний хватило не только им двоим. В таких случаях обычно с грустью говорят: «Было дело…» Но время лечит и раны, и мысли. Только остаются мечты. А эти раны, для таких людей, во всяком случае,  позаметнее и не заживают никогда.
Андрею Васильевичу умные доктора восстановили сломанную ногу, а сам он восстановил и самолёт. И по прежнему уверен: «А зачем тогда было огород городить?!»
А как помочь другу Михаилу? Да запросто! Его «однокашники», те, кто остался в армии и летает по сей день, подарили ему уже готовый, но не обтянутый фюзеляж легкого самолета. Двухместного, не то, что у Андрея Васильевича. Будем надеяться, Михаил найдёт время достроить аппарат- пример есть с кого брать, а ума и опыта у него и своего хватит. И полетят их самолёты! Пусть не там, где летают «МиГи» и «Сушки», но обязательно полетят, где летает их мечта!
А. В. Колесник                03. 11. 2019 г.


   


Рецензии