Как прекрасен микромир, посмотри!

Книги серии «Эврика» легко узнаваемы. Они выделяются и обложкой, и занимательностью, и насыщенностью иллюстрациями. Возьмите любую и на пятой странице, а то и раньше, вы увидите рисунок, чаще юмористический, на очередную тему из истории науки. Среди солидных авторов, снизошедших до «Эврики», академик Аркадий Мигдал («Поиски истины», 1976), а в 1966 году в этой серии вышел русский перевод «Эволюции физики» Альберта Эйнштейна и Леопольда Инфельда.

В общей сложности в этой серии вышло более трехсот книг. Среди них — две книги Веры Черногоровой. Первая, «Загадки микромира», увидела свет 50 лет назад. Она и сама из их числа. Биографическая справка на задней обложке сообщает: «Вера Александровна после окончания физико-математического факультета университета поступает в аспирантуру ФИАН, а затем становится сотрудницей Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Почти 12 лет она участвовала в экспериментах на ускорителе элементарных частиц — синхроциклотроне. Вера Александровна — соавтор многих научных работ по исследованию свойств мю-мезонов».

«Чудаки украшают жизнь» — так начинает автор свою книгу. Изложив вкратце историю открытия известных на то время элементарных частиц, автор переходит к новейшим достижениям тех лет. Если Герцен Копылов ставил целью доказать, что современный школьник в состоянии повторить за взрослыми кое-какие выкладки из взрослой физики высоких энергий, а Леонид Иванович Пономарев в доступной форме изложил жизнь замечательных идей, породивших квантовую теорию, то книга Веры Черногоровой — это рассказ о том, чем занимаются современные «следопыты микромира». Отмечен в книге, разумеется, и дубненский след в науке. Ультрахолодные нейтроны, которые можно хранить в банке (и одну такую подарили Илье Михайловичу Франку), «замороженные» мишени и «холодильник» Б. С. Неганова, мезохимия в Лаборатории ядерных проблем, метод сверхзвуковой газовой мишени В. А. Никитина и его команды, успешно примененный в Протвино, а затем и за океаном, в Батавии...

Полвека прошло с тех пор. Многие загадки микромира, над которыми ломали голову физики тех лет, уже решены. В 1973-м, в год выхода книги, родилась теория сильных взаимодействий, на которой держится современная физическая картина мира — стало ясно, почему не удалось обнаружить кварки в свободном состоянии. В 1975-м Раймонд Дэвис поймал наконец солнечные нейтрино, а Бруно Понтекорво объяснил, почему их в три раза меньше, чем ожидалось. В начале 1980-х в ЦЕРНе открыли W- и Z-бозоны, подтвердив теорию электрослабых взаимодействий, второго столпа так называемой Стандартной модели. 11 лет назад на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе обнаружили наконец последнюю предсказанную в рамках Стандартной модели частицу — хиггс-бозон... А вот монополь Дирака, который искала группа В. П. Зрелова, до сих пор не найден. Не обнаружен и электрический дипольный момент нейтрона, ради которого физики ЛНФ научились выделять из общего потока ультрахолодные нейтроны...

Сейчас книга Веры Черногоровой интересна прежде всего как исторический срез состояния физики частиц на рубеже 60-х – 70-х годов прошлого столетия. Такова цена, которую платит автор за то, что стремится рассказать читателям о последних достижениях и проблемах своей науки. Но «Загадки микромира» интересны не только этим — в книге запечатлелась атмосфера тех лет, когда наука физика была на службе у государства. И когда открываешь «Загадки микромира», то как будто снова погружаешься в ту эпоху, когда физики были в почете, а деревья были большими.


Рецензии
Вы считаете, что "Картина мира, начертанная физиками, меняется медленно, но верно", а я убеждён, что эта картина уже нарисована полностью, наносятся лишь незначительные мазки для усиления оттенков, то есть физика зашла в тупик, потому что исчерпала себя, свою концепцию, возможности своей ошибочной основы. В этой основе современной физики лежит мир материи в форме пространства-времени, где материя обладает таким свойством как движение.

Декарт правильно считал, что опыт это хорошо, но голова - важнее, потому что без ума и верный вывод из опыта сделать невозможно. Вся история науки - это один длинный опыт, и я, как и многие до меня, сделал из него верный вывод, что надо менять концепцию, надо искать другую основу. Другое дело, что мне, в отличие от других, удалось за много лет размышлений найти эту основу. В этой основе не Материя, а Движение и Покой, как два равноправных состояния. Соответственно и мира тоже два - это Вселенная как мир объектов Покоя и Бытие как мир субъекта Движения.
И, Вы знаете, всё встало на свои места, буквально все неопределяемые ныне термины стали отлично определяться, появилось полное понимание о пространстве, времени, энергии, массе и прочим нынешним "непоняткам". Я уже вплотную подошёл к определению такого процесса как вращение, а именно оно объясняет устройство физических тел, в т.ч. атома и молекулы. Не хотите стать соавтором новой физики, логической? Она ни в коем случае не отменяет физику экспериментальную, она её, наоборот, дополняет, обогащает верными, а не надуманными истинами.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   27.08.2023 06:05     Заявить о нарушении
Добрый день, Борис.
Не могу с Вами согласиться.

Александр Расторгуев   01.09.2023 14:26   Заявить о нарушении