Орксэ - основание для воспитания и социализации уч

ОРКСЭ - основание для воспитания и социализации учащихся или социальный заказ на раскол российского народа?

В статье изложен взгляд автора на проблему обучения российских учащихся взаимодействию в поликонфессиональном и полиэтническом пространстве на основе учебного предмета «основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ).

Ключевые слова: социальное взаимодействие, ОРКСЭ, социальный заказ на раскол, деморализация многонационального российского народа.


Социальное взаимодействие людей во многом зависит от их культурного уровня, от образованности, в том числе и от религиозности. Знания истории, нравственных предписаний, духовных основ и моральных ценностей позволяют устанавливать паритетные отношения между гражданами, представителями разных конфессий и этносов.
Россия – уникальная страна по разнообразию исповедуемых религий, в ней живут представители мировых, национальных и последователи языческих религиозных учений. В ней издревле мирно сосуществуют православные, католики, мусульмане, иудеи, лютеране и последователи других религиозных направлений. Культурные достижения всех народов  страны должны обогащать общий социокультурный фонд с учетом соотношения религиозного и светского начал в культуре поведения, быта, коммуникации.

1 сентября 2012 года в учебный процесс всех муниципальных общеобразовательных школ был введён курс ОРКСЭ – «основы религиозной культуры и светской этики» как учебный предмет. Введение этого курса регламентируют следующие нормативные акты:
•  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р.
•  Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 № 69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».
•  Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 № 241, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Курс ОРКСЭ является комплексным, в него включены 6 модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики».
Изучению всех модулей курса выделен одинаковый объём часов и составляют 34 учебных часа. Обучение по этому курсу  ОРКСЭ должно проходить в  4-х классах.
Идея хорошая.  Задачи предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ): знакомство обучающихся с  основами мировых религиозных культур и светской этики, выяснение основных задач и функций религий, изучение влияния религий на социальные отношения, изучение ошибок прошлого, истории народов и  в конечном  итоге развитие у детей нравственных норм и общечеловеческих ценностей. То есть предмет ОРКСЭ должен быть ценностным основанием для воспитания и социализации учащихся. К сожалению, на практике этот предмет. А точнее – метод его преподавания  выступает в качестве института, непосредственно участвующего в формировании социального заказа на раскол нашего российского народа и регулировании его выполнения школьными учебными заведениями. Вместо того, чтоб изучать весь курс, то есть все модули, учащимся (их родителям) предоставляется возможность выбора того или иного модуля. Считается, что только первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на изучающих те или иные модули. С целью изучения модулей предмета класс делится на группы по числу выбранных модулей. Деление (раскол) с раннего детства – вот основная скрытая задача этого курса. В наших учебных заведениях нет деления классов по желанию учащихся, к примеру, на тех, кто желает изучать русскую литературу, и тех, кто желает изучать иностранную литературу, не делятся учащиеся на тех, кто желает изучать алгебру, и тех, кто желает изучать геометрию, на тех, кто желает изучать историю древнего Рима, и желающих изучать российскую историю. Учащимся необходимы обширные знания. Так почему же деление учащихся навязывается нам  на основе изучения предмета  ОРКСЭ?
Религия - это укоренившийся общественный институт, который, возможно, никогда не исчезнет. Религия - очень удобная платформа для разъединения, разобщения людей. Мы признаем разнообразие мировых религий, формирующих мощные геополитические образования, но совершенно недопустимо, чтоб внутри нашей многонациональной страны формировались эти геополитические группы.
С целью ослабить нашу страну некие силы стремятся уничтожить взгляды, выработанные веками относительно дружбы народов и патриотизма, поместить наших детей и  молодежь в вакуум по отношению к этим понятиям. Средства массовой информации, оказавшиеся в руках западников, с момента перестройки стали пропагандировать отсутствие дружбы между народами при СССР, что  создает кризисное положение в вопросах воспитания молодёжи. Определенные круги политиканов преднамеренно толкают российский народ к катастрофе своей пропагандистской деятельностью, натравливая одних народов против других. При этом они, внедрившись во властные структуры, используют все доступные им формы, они прикрываются заботой об образовании наших детей, наукообразными высказываниями, «умными» выражениями, подхватываемыми СМИ. Курс предмета ОРКСЭ умело используется ими для достижения своей цели – формирования в сознании людей с раннего детства неприятия иных культур и религий. То есть к деморализации многонационального российского народа.  Разделение учащихся по их желанию изучать тот или иной модуль курса конечной целью имеет разрушение многонационального и поликультурного социума, выработанного нашими народами в своём историческом прошлом, и в особенности во времена социалистического строя.
Усилия сторонников раскола нашего общества посредством внедрения в учебный процесс  курса предмета ОРКСЭ в удобном им варианте (с делением детей) даёт плоды: часто дети изъявляют желание следовать традициям и ритуалам своей религии в стенах школы, например, совершать молитвы в определенное время, носить определенные головные уборы, отличительные знаки и т. п.  В ряде школ России выдвинуты к ученикам требования к одежде с учётом национальных традиций, родителями и учащимися выдвигаются требования к питанию с учётом постов и прочие требования, основанные на религиозных традициях, то есть школам выдвигаются требования способствовать совершению учащимися определённых религиозных обрядов в стенах учебных заведений. Получив знания отдельного модуля (выбранной религии), иные учащиеся становятся приверженцами того или иного религиозного учения и даже пропагандистами его. Учитывая многонациональность аудиторий наших школьных классов, при следовании той или иной религии дети разобщаются, что порой приводит и к конфликтам. В истории народов многие войны развязывались именно на почве религиозных разногласий.

При изучения в школах предмета ОРКСЭ не допустим выбор учащимися того или иного модуля курса. Необходимо давать учащимся общие обширные знания о религиозных учениях, являющихся мощным культурным пластом народов и народностей. Этот предмет должен обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их гражданское становление, определение идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов мира.
Главная задача  курса ОРКСЭ - формирование общества, основанного на дружбе народов, на согласии, понимании, взаимоуважении. В многонациональной России должно сохраняться общество – российский народ, умеющий уважать ценности представителей всех культур.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р.
2. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 № 69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 № 241, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
4. Филиндаш Л. В. Святость, софийность, духовность как основы русской ментальности / Л. В. Филиндаш //
Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 12 (19). Часть 2. – С.113–115.

5. Данилюк Б. Православная культура в школе. Практика, проблемы, перспективы: сб. материалов и док. – М.: Синодальная б-ка, 2008. – С. 57.

6. Косиченко А. Основные принципы религиозного образования в современном мире // Мир человека. – № 1. – 2013. – С. 59.


Рецензии