Цифровизация - самостоятельно к George Orwell

Сразу оговорюсь – это не о вреде гаджетов и не о гибели неокрепших душ во всемирной паутине. Написанное ниже – мысли о людях и мотивах их действий.

В 1957 году свет увидел фильм «Балтийская слава» – о противостоянии немецкому флоту на Балтике в 1917 году и – куда же без них! – о революционных событиях. Лента очень яркая, динамичная, в отдельных моментах фантастическая – потопление немецких эсминцев, например, архивами современной Германии не подтверждено, в отличие от революции в Российской империи.

По законам жанра все начинает сцена прохода колонны вооруженных матросов по задымленной набережной Петрограда. Звуковой ряд не отстает от визуального: с первых секунд звучит решительная песня про отпор неназванному врагу, сопровождаемая эмоциональной музыкой оркестра Ленинградской государственной филармонии. Ни хитом, ни шлягером это произведение не стало, но задало настроение кинокартины, как и следующая за ним такая же решительная и эмоциональная симфоническая музыка на фоне титров. Ни дать, ни взять законченное произведение искусства – советский кинематограф к этому стремился в рамках возможного.

Все было так до минувшей субботы, 27 мая 2023 года, когда обнаружилось, что в YouTube (РКН: сайт нарушает закон РФ) на канале «КЛАССИКА ЖАНРА» (@user-uc8wg2do7s) вместо оригинального звукового сопровождения фильм начинается песней «Раскинулось море широко», исполненной под гармошку в расслабленном и разухабистом стиле «а-ля Митьки». В аннотации канала о каком-либо «препарировании» ранее созданных кинофильмов не сообщалось: «Представленная коллекция российских и советских фильмов, состоит более чем из 1000 картин: от вечной классики и старых хитов до малоизвестных картин».

Оказывается, такая теперь у нас вечная классика, на деле легко изменяемая в угоду вкусам.

Начинаешь читать отзывы к фильму на странице канала и диву даешься – в большинстве своем зрители принимают подделку за чистую монету, в том числе принадлежащие к старшему поколению! Никто не указал, что песня в фильме другая. Воспринимаемая реальность оказалась искаженной, если не вовсе подмененной. Приведу комментарии с сохранением орфографии и пунктуации первоисточника.

Галина Арсикова
3 месяца назад (изменено)
Песня школьная, пели на уроках пения! Концертах! , события меняются, года уходят, а история остаётся! Это было! Историческое поколение  для будущего, для потомков! Спасибо, за фильм!

Марианна Дрогунова
2 месяца назад
Смирнов ещё молодой. Ещё нет "Операции Ы" и "В бой идут одни старики".
Интересный фильм. На трофейной плёнке.
Спасибо создателям.
Мне 61 год. Смотрю впервые.
Приятно увидеть всех молодыми.
Стржельчик, Копелян...

Людмила Лопуха
2 месяца назад (изменено)
ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ!!!!!

Не говорите, что описанный мною факт малозначителен – в современном информационном обществе все совсем наоборот. Цифровая среда крайне пластична и изменчива, а способы ее преобразования сейчас доступны многим, если не каждому. При этом ценность размещенной информации определяется не содержанием, а количеством обращений к соответствующему ресурсу.

Отметим, что у канала «КЛАССИКА ЖАНРА» 358 тысяч подписчиков. Конечно, не все из них посмотрели данный видеоролик, у него «всего лишь» 207 тысяч просмотров. Это во многом объясняет, почему поисковая система «Яндекс» в качестве наиболее популярного запроса уже показывает: «песня из фильма балтийская слава про кочегара». Таким образом, общность ее поклонников стараниями неизвестного специалиста по модификации информации в цифровой среде уже сформирована!

Можно, конечно, объяснять, но посмотревшими зрителями эмоционально и безотчетно все уже воспринято, им понравилось, у них сложился стереотип, их сложно, а иных вообще невозможно переубедить, что песня и музыка к фильму другие!

В целом, попытки убедить перейдут в спор, а от него до «секретной» истории недалеко. Например: ото всех скрывали, что в фильм «Балтийская слава» сначала был включен подлинно народный шедевр «Раскинулось море широко», но зловредная коммунистическая цензура заменила его на безликую музыку советского композитора Попова, удостоенного к тому же Сталинской премии; только благодаря каналу «Классика жанра» опубликован единственный дошедший до нас подлинный вариант! Оформит кто-то ссылочку на Интернет-ресурс по правилам Высшей аттестационной комиссии, потом даже документами не убедишь – архивы, как всем известно, составлялись какими-то негодяями, поэтому всегда все врали, а потом оказались вычищены…

Да и если в дискуссии с глазу на глаз всегда с известным допущением можно поставить окончательную точку, то заочно, в электронной форме приводимые аргументы можно просто игнорировать, а пишущего их пользователя – заблокировать, после чего никакого решения по существу поставленного вопроса о достоверности размещенной информации принимать не придется.

Казалось бы, зачем отстаивать неприкасаемость произведения искусства? Полагаю, для того, чтобы в нем сохранялись содержание, заложенная авторами эстетика, ощущаемые не рационально, а бессознательно. Вот, характерный комментарий подобного восприятия того же фильма, оставленный на том же канале.

Константин Колонтаев
2 месяца назад
Песня, которая в начале совершенно не в тему.

А ведь в подлинном произведении искусства должно быть обязательно «в тему»! Как в «Чапаеве», где именно звуковое сопровождение во многом формирует у зрителя эмоциональное напряжение, сопереживание. Например, в запоминающейся сцене с психической атакой – как только смолкает барабан, суеверный ужас перед наступающим врагом рассеивается, а потом именно музыка расцвечивает успешную кавалерийскую атаку и знаменует перелом в сражении. При чем здесь «Чапаев»? Просто автор музыки к фильму тот же – Гавриил Николаевич Попов, пострадавший от рук неизвестного…

Не понятна цель сделанной замены. Зачем этот нелегкий путь вниз от симфонической музыки к воспроизводству звуков «митьками», которым «кроме водки и самовыражения ничего не нужно» (это они сами так себя позиционируют)? Фильм не нравится – не смотрите, не согласны с идеями – не соглашайтесь на здоровье!  Но модифицировать вообще для чего? Подкорректировать под свой вкус? Просто в вечности отметиться? Этакое цифровое граффити, подобное тому, которое рисуют на дворцах или скульптурах предыдущих веков: накрасил ногти античной богине – герой! Безответственно? Безусловно. Думал ли заменивший звуковой ряд человек о последствиях своих действий? Вряд ли, скорее он считал, что его действия последствий не повлекут. А они есть – в сознании посмотревших фильм людей и в уже их последующих действиях.

Конечно, дело не в конкретном видеоролике, а в тенденции. В дополнение к анонимной безответственности цифровое пространство ярко демонстрирует очевидное снижение уровня эстетических ожиданий: от высокого искусства к примитивному лубку, что ведет к сужению кругозора и деградации культуры, духовной жизни, сознания. От этого проистекают неуважение к достижениям прошлого и одновременная неспособность их повторить – добро пожаловать в «1984», серый мир необразованных и управляемых людей. Только ведет нас туда не жестокий Большой брат, на которого так хотелось бы переложить ответственность за происходящее – как это просто у Владимира Семеновича Высоцкого: «Не надо думать! – с нами тот, Кто всё за нас решит» – в этот серый безликий мир в потоке цифровой реальности безудержно стремимся мы сами.


Рецензии