Человек homo informaticus

Направлением современного знания о человеке претендует быть философская антропология, возникшая в 20-х годах как результат состоявшегося тогда в философии «антропологического» поворота.

Современная мысль переходит от крайне пессимистичного взгляда к крайне оптимистичному. Возникла ситуация «человеческого кризиса» - перед человеком встала проблема его конечности — не только индивида, но и человечества в целом. Нет никакого готового образца, модели человечности, которую следует копировать и наследовать. Доисторический опыт человеческого существования нам ныне неочевиден, исторический – императивен, современный – критичен, будущий – омрачен тревожными ожиданиями.

Возьмем начало: Человек пылинка Космоса – Античность, и начало отсчета современной эпохи - Просвещение - человек как венец творения, а затем и Творец. Итак, в центре Нью-Возрождения как проекта XXI века — та же идея антропоцентризма и ведущей роли личности человека-творца, осваивающего гармонию в природнокультурных и космических процессах.

Тогда исходная позиция ныне должна быть в том, что логика развития информационного общества во второй половине XX века привела к формированию нового типа человека — homo informaticus. Так проявилась парадоксальная ситуация, которую можно выразить вопросом: человек информационный — человек ли он?

С позиции философов можно сказать, что человечность находится «в движении», является «открытым», творческим (а также моральным) переживанием, произведением искусства, которое создается людьми из поколения в поколение. Тогда возникает вопрос – кто он Человек?

Ответ ищут уже тысячи лет, но мне кажется, пока не нашли. И дать исчерпывающего представления о природе и сущности человека никакая наука и философия, а тем более повседневность, не может.

Все же, на сегодняшний день известно несколько десятков определений понятия «человек», но все существующие определения, все же оставляют пространство для вопросов. Следует также констатировать, что попыток ответить на подобные вопросы было гораздо больше, чем сформулированных ответов.

Вопрос о сущности человека различными философами решался по-разному, в зависимости от общей мировоззренческой установки конкретного мыслителя, и от того, что выдвигалось в качестве высшей ценности. В связи с этим возникает вопрос, почему именно сейчас, в начале XXI столетия, обнаружился такой интенсивный запрос на распознавание специфически человеческого.

Разберем это по порядку слагаемых человека. Есть философское определение, приведенное в энциклопедии: «Человек, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественной деятельности о культуры...». 

Подтвердим, что возможность кардинально влиять на духовную эволюцию человека, создание различных способов обучения этому пришло к нам из глубокой древности.
 
Мышление – это способность создавать знания и оперировать ими. Последнее означает - использовать, применять, потреблять… Разум перестаёт быть определяющей характеристикой рационального, человек же становится слишком сложным, чтобы его, возможно бы стало логически объяснить.

Поставим по-иному несколько вопрос: Где и в чем человек способен найти себе опору, пребывая в вечных своих сомнениях?

Человеческая натура проявляется в разном, но в чем-то обнаруживается верховное, самое важное качество человека. Биологический компонент человека поставляет натуралистические переживания, социальная компонента – деятельностные и коммуникативные, культурная – выразитель кодированных ценностно-информационных интенций.

Физически каждый человек смертен. Но: биология и медицина обеспечивают знанием физической сути человека, специалисты-врачи способны определить состояние здоровья, могут «починить» сбитые режимы функционирования организма, восстановить, и даже заменить искусственным аналогом, многие человеческие жизне-элементы, обеспечивая больший комфорт в человеческой жизнедеятельности.

И как следствие этого — способность к сочувствию, состраданию, стремление к освоению нравственных и эстетических ценностей, к постижению интерсубъективных социальных смыслов.

Но эти ли тенденции развития информационного общества конструируются ныне?  Скорее следует утверждать, что в глубинах новой социокультурной ситуации, на наших глазах зарождается новый тип человека — homo communicativus, выходящий за границы жестко заданных рамок индивидуального чувственно-предъявляющего себя пространства.


Рецензии