Пушкин Цицерон Судьба
В ГЛАВЕ ВОСЬМОЙ В ПЕРВОЙ ЖЕ ЕЕ СТРОФЕ ПУШКИН ДАЛ ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАНИЯ:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
А зря…
Это он Маху дал
Цицерон - авторитет (в хор смысле мысли) по проблеме Судьба и Фаталитэ
Может и не та была б твоя, Поэт, судьба, была она иной, а рок (путь в удел, к цели, к судьбе) не таким коротким, прерванным насильственной смертью от пули того, в кого влюбилась жена
Ведь Цицерон в своей религиозной системе много размышлял о Судьбе, о devination = как о важнейшей составляющей религии, ибо divination это предсказание, предвидение, что происходит от бога, от судьбы и природы.
Цицерон дает определение судьбы как греческого понятия hеimаrmеnе – извечной причины всего, что произошло в прошлом, происходит в настоящем, произойдет в будущем.
Он опровергает утверждение, что все зависит от судьбы
Признание извечного ряда причин не должно превращать человека в раба судьбы, он свободен в своем выборе.
А Пушкин судьбе покорился:
После долгого нытья по поводу кокетства жены с царем он в итоге сдался и позволил ей кокетничать:
в 43-ем письме к Наталье от 20 и 22 апреля 1834 г из Петербурга в Полотняный завод он издал наказ:
Кокетничать позволяю, сколько душе угодно.
И снова в 59-ом письме от 30 июня 1834 г:
Благодарю тебя за то, что ты обещаешься не кокетничать:
хоть это я тебе и позволил, но всё-таки лучше моим позволением тебе не пользоваться.
И снова 3 августа 1834 г :
Кокетничать я сам тебе позволил —
но читать о том лист кругом подробного описания вовсе мне не нужно.
Не читая Цицерона, Пушкин не смог был цицеронистом: он не был свободен в своем выборе = пара «царь и его фаворитка» Пушкина пересилили, сделали младшим царедворцом, а его семью посадили на царскую кредитную линию …
***
Доппаек:
Первые трактаты «О судьбе» принадлежали Ксенократу и Эпикуру (D. L. IV 12; X 28); оба соч. утрачены
Потом идеи о Промысле, Гадании и Судьбе стали развивать стоики: академик Карнеад, Боэт Сидонский, а затем Посидоний с его концепцией астрологического фатализма.
Цицерон в трактате «О судьбе» признает судьбу и гадание, но отвергает тотальный детерминизм, вытекающий, по его мнению, из стоической системы.
Критике детерминизма и фатализма были посвящены трактаты Псевдо-Плутарха , эпикурейца Диогениана, киника Эномая из Гадары.
Затем появились важный трактат перипатетика Александра Афродисийского, который опровергает фатализм Хрисиппа с логической, этической и теологической точек зрения, и того же толка трактат Плотина «О судьбе»
Самым синтетическим по тематике является трактат Прокла «О промысле, судьбе и о том, что от нас зависит».
***
Лик без души:
• Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990
• Столяров А.А. СУДЬБА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008
• Корзун. ТОЛКОВАНИЕ «СУДЬБЫ» ЦИЦЕРОНОМ В ЕГО РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЕ
• Михайлов. Цицерон о возможности предвидения будущего
***
В 1825 г Пушкин в Михайловском записал 8 стихов:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
А болдинской осенью, оказавшись женихом нелюбящей его Натали, он, сознавая, что совершил непоправимое, записал
СТИХИ,
СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ
ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
(Октябрь, 1830)
Свидетельство о публикации №223060200238