Дуга Времени

***
«Что бы ни совершилось, всегда окажется, что это самое было предвидено и приказано...».
Лев Николаевич Толстой.

***   Вступление.

Когда мы учились, то преподаватели нас уверяли, что никакие параллели в истории невозможны.

То есть, человеческая история в разные эпохи никогда не повторяется.

Причинами тому были: разные исторические неповторяющиеся условия, разные уровни развития человеческого общества, разные исторические личности, действующие в конкретных периодах времени.

И мы, живя в период развитого социализма, этому в общем-то, верили.

Сейчас у нас странный, какой-то неразвитый капитализм.

У многих людей, в том числе которых я знаю, изменились взгляды на наш мир.

Атеисты – безбожники становятся верующими.

Бывшие члены бывшей компартии, даже бывшие работники идеологического фронта, активно пропагандируют буржуазные ценности и капиталистическое мировоззрение.

***   Часть первая.

Вся история человечества пронизана войнами. Некоторые длились шесть дней, некоторые – семь лет, другие - тридцать лет, и даже сто лет.

Сейчас мы живём в период новой войны, идущей без объявления таковой, то есть, СВО.

Коллективный Запад не скрывает того, что желал бы уничтожить Россию и захватить её территорию.

Я не историк, мои суждения не являются научными и не претендуют на академичность.

***   Часть вторая.

Но вот что можно отметить.

Как я полагаю, подавляющими причинами и целями войн, уже в периоды образовавшихся государств, были захват территорий другого государства, свержение их руководства и даже полное уничтожение другого государства.

Тем самым, если мы будем исходить из таких посылок, то можем прийти к следующему выводу.

Если и невозможно говорить о параллелях в исторические периоды, то вполне можно сказать – существует некая дуга времени.

***   Часть третья.

В очень давние и не очень давние времена складывались ситуации, при которых начинались войны одних государств (и их коалиций) против других.

Рассуждая о превратностях мира и его истории, мне вспоминаются события, происходившие в Древней Греции, точнее – в Афинах.

В марте 341 г. до Р.Х. политический деятель и знаменитый оратор Афинского государства Демосфен, выступил в Народном собрании с речью в защиту Диопифа.
Наказания этого человека требовал Филипп II, македонский правитель, обратившийся к Собранию с угрозой объявить войну Афинам.
Его поддержала афинская оппозиция, ярким представителем и идеологом которой был писатель и оратор Исократ.

Он полагал, что подчинение Филиппу может спасти государство от уничтожения. Вот его слова: «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан».

***   Часть четвёртая.

Царь Македонский Филипп II (382-336 г. г. до Р.Х.), отец Александра Великого, правил сравнительно небольшой горной страной Македонией, находившейся на севере Балканского полуострова.

Филипп был умным, деятельным царём.

Ему удалось создать большую и боеспособную армию.

Он вёл достаточно агрессивную политику в отношении соседних стран, в том числе покоряя греческие города-полисы, которые, надо отметить, часто воевали друг с другом.

Войн и конфликтов у него с соседями было много.

Здесь мы коснёмся только одного. 

В VI веке до Р.Х. афинские поселенцы обосновались на полуострове Херсонес Фракийский и долго боролись за то, чтобы обладать им.

Он, в отличие от Херсонеса Таврического (Крымского), имел важное значение для торговли, ибо располагался на северном берегу Геллеспонта, по - нынешнему, Дарданелл, что позволяло контролировать путь из Средиземноморья в Чёрное море.

В 346 году был заключён Филократов мир между фракийским царём Керсоблептом и Афинами, по которому за крупнейшим полисом Греции был закреплён весь Фракийский Херсонес, но кроме города Кардия.   

Афины направляли на полуостров своих колонистов (клерухов), то есть граждан, сохранивших свои гражданские права. Один из таких отрядов возглавил Диопиф.

Этот военачальник воспрепятствовал стремлениям Филиппа захватить полуостров при содействии Кардии.

Власти этого города, просили у Македонии поддержки в противостоянии с наместником Афин - Диопифом.

***   Часть пятая.

Великий политик и оратор Демосфен был смелым человеком. В 338 году он сражался в составе союзных афинских и фиванских войск в битве при Херонее, за что был награждён золотым венком.

О себе он сказал так «Ни дерзостью, ни наглостью, ни бесстыдством я не отличаюсь и не хотел бы отличаться, но мужеством, мне кажется, я значительно превосхожу многих политических деятелей…

***   Часть шестая.

Речь Демосфена, о которой я упомянул выше, называлась «О делах в Херсонесе».

В ней он смог показать депутатам Народного собрания истинную позицию Филиппа по отношению к Афинам, его цели и стремления. 

Обращаясь к гражданам Афин, он говорит:
«Филипп хочет не просто подчинить своей власти наше государство, а совершенно его уничтожить. Он знает отлично, что рабами быть вы не согласитесь, и, хоть бы даже согласились, то не сумеете…».

Мы видим - много веков назад существование города-государства (полиса) Афины угрозами и действиями Филиппа было поставлено под сомнение.

***   Часть седьмая.

Ах, как эти слова перекликаются с нашей сегодняшней действительностью!

Через много веков после сказанных Демосфеном слов о стремлении Филиппа уничтожить Афинское государство, история неоднократно повторялась и повторяется на наших глазах.

***   Часть восьмая.

Положение города осложнялось и тем, что сочувствующие Филиппу горожане (были и такие) объединялись в своеобразную партию (мы назвали бы её «промакедонской») и, в данном случае, они требовали отозвать из Херсонеса Диопифа и наказать его.

Каково было отношение Демосфена к промакедонской оппозиции во главе с Исократом?

Вот его непримиримая оценка таким людям:
«Борьба сейчас идёт за само существование, и потому людей, продавшихся ему (то есть, Филиппу), надо ненавидеть и запороть на колоде. Нельзя ведь, никак нельзя одолеть внешних врагов государства, пока вы не покараете врагов внутри самого государства».

И далее:
«Честным гражданам надлежит направлять свою политическую деятельность к тому, чтобы вместе с ней возрастало могущество государства».

Как оказалось, сегодня мы увидели, что внутри России оказалось много врагов.

И, как провозгласил Демосфен, врагов надо одолеть и призвал их казнить.

Дело в том, что в те времена в Афинах смертная казнь была распространённым видом наказания. «Запороть на колоде» означало такой вид казни, при которой приговорённых укладывали на круглую плаху – колоду и насмерть забивали палками.

В России смертной казни нет (мораторий), но внутренних врагов следует «одолеть».
Без этого и нам не победить внешних врагов, как в Афинах.
А уж таковых у нас много.

***   Часть девятая.

Несомненной заслугой Демосфена в описываемом эпизоде является и то, что Диопиф сохранил свой пост в Херсонесе и даже получил поддержку афинского государства через Народное собрание.

Речи Демосфена, направленные против Филиппа, его политики, вошли в историю под общим названием «филиппики».

Судьба Демосфена была трагична. Он погиб на острове Калаврия, у побережья Пелопонесса, спасаясь от преследовавшего его отряда македонцев. Он не сдался им в плен, приняв яд.

***Часть десятая.

Македонскому царю Филиппу удалось покорить Афины, хотя он и не назвался царём Греции.

Афины, как и другие города Древней Греции, принесли ему присягу верности, они признали его своим военным предводителем.

Так что действительно, параллелей в истории человечества не бывает.

Но некоторые события своей схожестью в чём-то повторяют друг друга.

Всё-таки дуга времени существует.

Она будет существовать и дальше, поскольку природа человека за многие века не изменилась.

Современные западные политики и главы этих государств, облечённые властью и деньгами, как когда - то Филипп II (а затем и сын его – Александр), стремятся получить господство над другими народами и странами.

Даже завоевать весь мир.

Для этого они готовы пойти на уничтожение и нашей страны – России.

Историческая наука хранит память о всех завоевателях прошлого, но не всем им сохранились памятники - как рукотворные изваяния из камня или металлов.

По заданиям современных правителей в некоторых странах занялись переписыванием истории.

Надо бы этим псевдоисторикам повнимательнее знакомится с историческими памятниками, сохранившимися на досках, свитках папируса, в рукописях и в книгах.

***Заключение.

Знаменитый индийский мыслитель, писатель, поэт, художник Рабиндранат Тагор, написавший гимн Индии и ставший первым не европейцем, удостоенным Нобелевской премии по литературе, много путешествовал по миру.

Но увидев в своей стране сепаратистские движения, однажды воскликнул: «Войну, где восстает на брата брат, Всевышний проклянет стократ».

Россияне не восставали на украинцев. Вина за военные действия на Украине лежит на странах Запада.

За это те страны должны ответить перед Всевышним.

Победа будет за Добром и за Россией.

А Дуга Времени обязательно всё расставит на свои места.


Рецензии
Думаю это не единственный пример из истории. Такие примеры хорошо бы разыскать и предъявить. У Вас это получилось. Спасибо!!!

Игорь Тычинин   02.06.2023 06:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.