Глава 288. Моцарт. Маленькая ночная серенада

Вольфганг Амадей Моцарт
Серенада №13 соль-мажор «Маленькая ночная серенада»
Ансамбль солистов симфонического оркестра Московской филармонии
Игорь Ойстрах (скрипка)

sir Grey: Маленькая ночная серенада.

Хочу спросить у музыкантов: с какой ноты начинается гениальность? Первый аккорд могу написать и я. Вторые два — тоже. Следующие шесть, мне кажется, тоже смог бы. Где в этом дебюте начинается гений?

sir Grey: Я глупый вопрос задал, конечно. И вряд ли мне кто-нибудь на него ответит. Думаю, композиторы — в последнюю очередь, потому что вопрос — дилетантский.

Но я все равно остаюсь с этим вопросом. В моем (да не только моем!) любимом Allegretto из Седьмой симфонии Бетховена мне кажется гениальным первый аккорд. Но ведь это, наверное, потому, что я знаю всю музыку, знаю, что дальше будет. Может быть, в этом аккорде как-то хитро подобраны инструменты, не знаю. Но насчет «Маленькой ночной серенады» — можно не только Булгакова, но и фильм Формана вспомнить.

Maxilena: Придя на Форум, я была крайне озадачена, это теперь притерпелась. Оказалось, что Моцарта, чей феномен для меня был sine qua non на костномозговом уровне, Моцарта, трепетное обожание которого, казалось, вливается в человека с молоком матери, чтут и страстно любят вовсе не все подряд, причем не обожают — особенно профессиональные музыканты. Изначально это был просто шок для моей слабенькой головки. Я очень долго думала об этом, пригорюнившись и почесывая репу. И, в конце концов, пришла к тому, что этот анти-феномен — не Моцарта, а тех, которые не. Не взыщите. Я просто не в состоянии понять, как это вообще возможно — не обожать Моцарта.

Mikhail_Kollontay: Ну, кто же спорит, что Моцарт супертворец и феномен.
 Речь же о том, почему «Маленькая ночная серенада» так безнадежно прилипает к мозгу и никогда оттуда не вылипает. Ну конечно. Вот Вы посмотрите, много ли субдоминант так употребляет он. И много ли там не дву- или четырех-тактов. Мало совсем, а все вдалбливаются: тоника-доминанта; доминанта-тоника. И все четно. Тут еще ничего, а когда Моцарт уж совсем откровенно хулиганит, то вообще этих субдоминант не будет: ария Фигаро «Мальчик резвый». Там про солдатчину, ать-два. Если уж резвится мальчик, то он таки резвится. Даже трубы в конце появляются, в первый раз в первом акте, между прочим.
 И вот еще, Двадцать шестой концерт, вторая часть. Ну, идиотизм, для ограниченного ума аристократов. Да и первая часть в этом концерте недалеко ушла. Далеко не весь Моцарт лубочный, ну конечно, даже в «Волшебной флейте» нашлось место для арии Памины, для риторики восходящего хроматизма и многое другое. Жалобы турка, что поделать, нелегко было жить человеку в обществе коз, баранов, мух, котлет, вперемежку с крокодилами. Но все равно главное в «Волшебной флейте», конечно, лубок, и не случайно Папагено и Папагена там царствуют. И ведь «Волшебная флейта», вероятно, высшее достижение Моцарта.
Конечно, прямо оскорбительно читать о зависти. Вы считаете, профессионалам нельзя высказывать суждения? Или надо только петь хвалы? Мне казалось, этот этап на форуме давно пройден, поэтому недоумеваю. Я старался выражать свои чувства так мягко, как мог, прошу простить, если задел Вас.

Maxilena: Да что Вы, Михаил Георгиевич, я же вовсе не о зависти, я вообще никогда такими высказываниями не грешила. Я как раз о том, о чем вы сейчас написали! Что профессиональный музыкант вот как раз все это и видит, все это для него, само собой разумеется, а для любителя — нет. И меня не перестает удивлять именно вот это вот — что моцартовский примитивизм и хулиганство продолжают чаровать меня, даже после вашего замечательного поста. Вероятно, действительно надо понимать больше, чем просто любитель. А пост Ваш я в папочку уложила, где все жемчужинки держу. Не сердитесь. Даже если я Вас малешко спровоцировала. Ради Вашего поста — дело того стоило.

sir Grey: Круто заверчен период!

Но ведь Моцарта ругают очень многие, и ничего больше пушкинского Сальери никто не придумал.

Кстати, подозреваю, что Гульд читал эту трагедию. Где-то он писал, что — я пересказываю по памяти — музыкальный мир — это как большой рынок. Каждый композитор ходит по этому рынку и выбирает — что он может себе позволить, что нет, присматривает цены. Идет торговля, надо разбираться, надо думать. И вдруг на этот рынок пришел человек, который несметно богат. Он не выбирает, а просто скупает все, что попадается на глаза.

Гульд резко высказывался о Моцарте.

Еще кстати. Вы писали выше, что у Моцарта все просто. Но ведь не совсем. Скажем, мелодия Двадцатого концерта? Гайдн позавидовал бы? И много у него очень непростых изысков. Но вот есть и такая тупость, как «Маленькая ночная серенада», первая часть. И мне правда непонятно, почему она задевает душу, а Чижик-Пыжик — нет.

Anonymous: Ни разу еще не слушал эту серенаду полностью! Забыл о ней, хотя она и достаточно известна. Но с кем не бывает. Нужно послушать как-то... Все дело в том, что я большой любитель Люлли.

victormain: Думаю, что Вы, Дима, сегодня самый преданный его почитатель на всем белом свете. Это хорошо.

Anonymous: Я думал, Вы скажете, что это, как минимум, странно.

victormain: Нет, я думаю, это хорошо. Это как первая любовь.

karapyzik: Первая любовь

Заскрипела цепь времен.
Словно в назидание.
Был я молод и влюблен
в нежное создание.

Пахло мятой по ночам.
Сахарными плюшками.
Рассыпались по плечам
кудри завитушками.

А за окнами, тайком,
стежками просечными,
убегало босиком
лето скоротечное...

Заскрипела цепь времен.
Словно в назидание.
Как бурлящий водоем
те воспоминания.


Рецензии