Приключение немецкой субмарины в Тихом океане

О действиях немецких подводных лодок во время Второй мировой войны написано немало. Известно,  что они топили суда и корабли противника и в Атлантике, и в Северном Ледовитом  и Индийском океанах. Но вот о действиях немецких субмарин в Тихом океане почти ничего не известно. А ведь они отметились победами и там.  Вот об этом я и хочу поведать своим читателям.

Это была U-862 серии IXD-2, такие лодки могли пройти 12-узловым ходом 23 700 миль, что на 2000+ миль превышает длину экватора, погружаться на 230 метров и несли на борту 24 торпеды.

Но для начала о её командире Генрихе Тимме, ибо Рыцарским крестом не каждого награждали, а ещё он приложил руку к разгрому конвоя PQ-17, что мы ему, конечно, не забудем

А ведь мог даже офицером не стать. Тут дело такое - каждый набор курсантов Кригсмарине назывался экипажем с номером года набора. Например, Besatzung 32, - экипаж 32 года. И каждый экипаж проходил длительную практику на учебном парусном судне. Так вот, экипаж 32, членом которого был Тимм, на учебном судне "Ниоба" попал 26 июля 1932 в так называемый "Белый шквал" на Балтике

Судно перевернулось, помимо части штатного экипажа погибли 27 курсантов. Тимм оказался среди 48 выживших. И тут снова магия чисел - из этих 48 человек во время войны погибли опять таки 27.

Первоначально Тимм, подобно другим асам - Прину, Люту или Хардегену, который вообще поначалу был лётчиком, - служил на надводном флоте. И отличился уже здесь. Британская подлодка HMS Starfish пыталась атаковать тральщик М-7, которым он командовал.

Атака не удалась, а в ответ Тимм так забомбил её в течение нескольких часов, что англичане были вынуждены сдаться. Всю их команду немцы подняли из воды, а лодка затонула.

После захвата Норвегии, за что Тимм был награждён Железным крестом, он прошёл подготовку на командира ПЛ и в сентябре 1941 года вступил в командование новёхонькой U-251 серии VIIC.

Лодка действовала в Заполярье. 3 мая 1942 года Тимм добил оставленный командой после авиабомбёжки транспорт Jutland из состава конвоя PQ-15, а 10 июля транспорт El Capitan в таких же обстоятельствах из конвоя PQ-17

Тимм также принимал участие в операции "Вундерланд" в Карском море, всплыв вблизи острова Уединения и разрушив советскую метеостанцию артиллерийским огнем из своего палубного орудия. Однако радиостанция не пострадала и семь полярников продолжили передавать сводки погоды.

У Тимма была привычка услаждать слух команды музыкой по трансляции, что нравилось далеко не всем, поэтому он получил прозвище T;te - это конусообразный пакет, например для сладостей, напоминающий раструб граммофона. Этот пакет с торчащей из него торпедой стал частью эмблемы лодки, где изображён также трубочист, приносящий удачу:

Тимм действительно был удачлив. Экипаж научился уважать своего командира, поскольку обнаружил, что он не намерен бессмысленно жертвовать лодкой или своими людьми ради личной славы; никогда не избегая боя, он всегда возвращал свою лодку в базу неповрежденной.

U-251 была выведена из эксплуатации для капитального ремонта в июне 1943 года, опытной команде грех было сидеть без дела и её перевели на новую U-862.

21 мая 1944 г . лодка покидает Киль с другими подводными лодками и эскортом. U-862 перевозит различную документацию, модели и чертежи немецкого вооружения и техники для Японии. Ее отсеки заполнены колбами с ртутью, слитками свинца, стали, необработанного оптического стекла и алюминия.

Тимм заходит в норвежские порты Кристиансанн, Берген и Тронхейм Экипаж обнаруживает течь топливной цистерны, и лодка отправляется в Нарвик для ремонта.  3 июня покидает Нарвик и направляется на юг через Датский пролив. 25 июля в Южной Атлантике Тимм отправляет к рыбам пароход Robin Goodfellow

Все 69 человек на его борту погибли. 5 июля на лодку приходит радиограмма о присвоении Тимму звания Корветтенкапитэн.

13 августа в Мозамбикском проливе потоплен Radbury. 16 августа 30 членов его экипажа и пять артиллеристов высадились на необитаемый остров Европа. Три моряка и один артиллерист покинули остров на плоту, но 1 ноября только один из них достиг Келимане, Португальская Восточная Африка. Остальные выжившие на острове были спасены 27 октября корветом HMS Linaria.

16 августа атакован Empire Lancer

Погибли капитан, 36 членов экипажа и пять артиллеристов. 34 члена экипажа и трое артиллеристов достигли берега в 60 милях к югу от Лумбо, Португальская Восточная Африка, десять дней спустя.

18 августа пришла очередь парохода Nairung. Погибли капитан, 82 члена команды и восемь стрелков. Взрыв был столь силён, что некоторые подводники подумали, что в них попала их собственная торпеда, к тому же обломки попали в подводную лодку, правда, не повредив ее.

20 августа на лодку налетел самолет Consolidated PBY «Catalina» из 265-й эскадрильи RAF. Была успешно сбита.

9 сентября 1944 года лодка прибыла в Пенанг. Её торжественно встречали представители германского и японского командований. Взаимные визиты, банкеты и вот это всё. Знали бы они, что их ожидает в будущем...

19 сентября пришло сообщение о награждении Тимма Рыцарским крестом. После прибытия на Дальний Восток U-862 провела семь недель на ремонте в Сингапуре и 10 дней в Джакарте, что дало экипажу время на короткий период восстановления сил в горах

18 ноября 1944 г. U- 862 отправляется из Батавии на боевое патрулирование к Австралии и Новой Зеландии

9 декабря 1944 г. в 130 милях к юго-востоку от Аделаиды был встречен греческий танкер ILLISOS. Обнаружив корабль слишком поздно для подводной торпедной атаки, Тимм всплыл и приказал пустить в ход свою 105-мм палубную пушку. В бурном море невозможно было вести точный огонь, и, поскольку танкер также вел ответный огонь, Тимм вскоре решил прекратить атаку.

Узнав об инциденте, местное командование приказало двум находившимся поблизости австралийским корветам, HMA Burnie и Maryborough, искать подводную лодку. Корветы ничего не обнаружили собственными гидролокаторами, зато были контробнаружены гидрофонами U-862 . Тимм всплыл, но из-за плохой видимости не смог идентифицировать боевые корабли и, поскольку ухудшение состояния моря предотвратило торпедную атаку, решил вместо этого уйти на юг на большой скорости.

25 декабря 1944 г. у острова Монтегю U-862 торпедирует 7180-тонное судно типа "Либерти" ROBERT J. WALKER. 20-мм артустановка УОКЕРА взрывает вторую приближающуюся торпеду, но Тимм выпускает еще четыре торпеды и добивается еще двух попаданий. После второго попадания выжившие в числе десяти офицеров, 32 матросов, 26 вооруженных охранников (корабль был вооружен одним 5-дюймовым, одним 3-дюймовым и восемью 20-мм орудиями) и один пассажир покинули корабль на трех спасательных шлюпках и четырех плотах. Два члена экипажа погибли. Выжившие были подобраны HMAS Quickmatch примерно через 24 часа.

ROBERT J. WALKER стал единственном кораблём, потопленном во время войны немецкой подводной лодкой в Тихом океане.

Первый самолет RAAF прибыл в этот район через десять минут после взрыва последней торпеды, начав обширную охоту, которая продлилась более двух недель. Среди охотников также были несколько военных кораблей Австралии и США из Сиднея и 4-я флотилия эсминцев Королевского флота, которая вышла в море из Мельбурна. Это должна была быть самая крупная и продолжительная охота за подводными лодками, когда-либо проводившаяся у берегов Австралии. Все поиски оказались безрезультатными.

Меж тем Тимм направился в Новую Зеландию. По пути было замечено еще одно грузовое судно. Была достигнута хорошая позиция для атаки, но снова подвела неисправная торпеда. Пытаясь экономить свои запасы, Тимм выстрелил только из одного торпедного аппарата, и торпеда преждевременно взорвалась в 300 метрах от подводной лодки. Транспорт ушел невредимым.
После пересечения Тасманова моря U-862 обогнула мыс Нордкап и двинулась вдоль восточного побережья Новой Зеландии. Время от времени Тимм подводил подводную лодку очень близко к берегу; достаточно близко к Гисборну и Нейпиру, чтобы увидеть машины на улицах и услышать музыку из кафе. Достойных целей не было.

U-862 вошла в гавань Гисборна в надводном положении в полночь 15 января 1945 года, надеясь найти там отстаивающиеся суда, но ничего не нашла. Под килём лодки кое-где был всего метр воды, но всё закончилось благополучно. В связи с этим событием ходит байка, что немцы высадились на берег неподалеку от Нейпира, чтобы натихую подоить бродящих коров, соскучившись по молочку. Но это, конечно, только фольклор.

С семью оставшимися торпедами Тимм планировал вернуться в район у Сиднея, но 19 января 1945 года он получил приказ немедленно вернуться в Джакарту.

6 февраля 1945 года, 700 миль к юго-западу от Фримантла, Австралия. В 22:40 по местному времени U-862 атакует 7176-тонное судно типа "Либерти" PETER SILVESTER, следовавшее в одиночку из Мельбурна в Коломбо с грузом из 137 армейских грузовиков и припасами армии США. Лодка выпускает 6 торпед, и несмотря на очень живучую конструкцию, судно обречено

Это была последняя атака подводной лодки Оси в австралийских водах и в Индийском океане.
Спасшиеся на шлюпках и плотиках в течение месяца частями находились кораблями союзников и доставлялись на берег.

Подводная лодка вернулась в Джакарту 15 февраля, потопив всего два корабля общим водоизмещением 14 000 тонн за трехмесячный рейс. В своем отчете о походе Тимм объяснил неутешительный результат: «Ошибка при планировании операции заключалась в том, что акватория была слишком велика. Можно ожидать лучших шансов, если сосредоточить внимание на движении к северу и югу от Сиднея. Этот район щедро отплатил бы за спланированную операцию для нескольких лодок.»

С другой стороны, несмотря на отсутствие достигнутых результатов, поход U-862 , путешествующей в одиночку, дальше от дома, чем любая другая подводная лодка военного времени, должен выделиться как эпическое достижение. К 1944 году средняя продолжительность жизни подводной лодки Третьего рейха в море составляла всего восемь недель. Несмотря на болезни, скуку, экстремальный климат, разочарование из-за неисправного оборудования и моменты реальной опасности, Тимм поддерживал мотивацию и приподнятое настроение своей команды, хотя все уже понимали, что война проиграна.

20 февраля 1945 г, Сингапур. U-862 прибывает на военно-морскую базу Селетар. Начинается ремонт. Ожидается, что U-862 с 66% процентной емкостью батареи будет готова к отбытию в конце апреля. Лодка должна загрузить как можно больше каучука и нести восемь торпед для промежуточной операции у юго-восточного побережья Африки по пути в Атлантику. Берлин отклоняет запрос ВМС Японии о высадке агентов у побережья Мадраса, Индия, по пути.

Формальная безоговорочная капитуляция немецких войск во всех районах вступила в силу в полночь 8 мая 1945 года. За два дня до этого корветтенкапитэн Тимм приказал экипажу собраться на борту. Незадолго до полудня прибыл старший японский военно-морской офицер вице-адмирал Сигеру Фукудомэ и его штаб, чтобы сообщить немцам о неизбежном интернировании. Во второй половине дня к пристани подъехало несколько грузовиков, а напротив подводной лодки выстроился вооруженный отряд японских солдат. На короткое время немцам показалось, что японцы намереваются захватить U-862 силой. Ситуация, однако, была под строгим контролем, и в течение нескольких минут флаг Кригсмарине был спущен, "Восходящее солнце" поднято, а подводная лодка переименована в I-502 . Церемонии не было, и немецкий экипаж без единого слова высадился и загрузился в другие грузовики, готовые перевезти его в свои помещения.

U-862 не использовалась японцами в боевых действиях и в конце войны была обнаружена англичанами в Сингапуре вместе с U-181. 15 февраля 1946 г. оба корабля были под эскортом фрегатов Королевского флота HMS Loch Lomond и HMS Loch Glendhu выведены до середины Малаккского пролива и затоплены на глубине 52 сажени.

Командир U-862 и его команда пережили войну. Позже Тимм служил в немецком Бундесмарине после его формирования в 1955 году, уйдя в отставку в звании капитана цур зее в 1966 году. Он умер в Бремене в 1974 году.


Рецензии
Навскидку вижу, что вооружение U-251 типа VIIC было 14 торпед, пушка 88 мм., но поражает глубина погружения, 220 метров, и это была лодка из класса средних. Сдаётся мне, что у нас таких лодок не было.

Вячеслав Горелов   17.06.2023 20:50     Заявить о нарушении