Певец Эмиль Горовец

Во второй половине 60-х его имя гремело на весь Советский Союз. Лучшие композиторы писали ему песни, которые мгновенно становились шлягерами: «Я шагаю по Москве», «Катарина», «Люблю я макароны» - эти и другие композиции из репертуара Эмиля Горовца звучали на всех модных пластинках той эпохи, в радио- и телеэфире. В судьбе и биографии певца сплелись и военное детство, и всесоюзная слава, и тяготы эмиграции.

Эмиль (Рахмиль) Горовец родился 10 июня 1923 года в городе Гайсине, Украина. В большой семье кузнеца Якова Горовца маленький Миля, так его называли в детстве, был младшим из пяти детей (две дочери и три сына).

Мальчишкой он бегал босиком по улицам крохотного зеленого городка с ребятами и распевал песни, которые очень любил. Знал и пел много композиций на родном идише. В довоенном Гайсине часто можно было услышать еврейскую речь. От еврейской общины даже был открыт народный театр, куда пришел юноша и попросился в труппу.

Талантливого паренька приняли, но вот отец оказался весьма не рад этому обстоятельству. В его планах было вырастить из сына кузнеца, а не артиста. Эмиль не слушался, обманывал, изворачивался, но все равно убегал в театр. Тем более что на сцене уже появились успехи. Юному Горовцу дали роль в спектакле. Но тут возникло новое препятствие – война.

Братья ушли на фронт, а отец Эмиля вывез всю семью в эвакуацию в Ташкент. Здесь сын заболел брюшным тифом, долго лежал в больнице, и в тот день, когда его выписали, он шел по улице и случайно увидел объявление в еврейскую драматическую школу Соломона Михоэлса, куда поступил тайком от родителей.

Выдающийся режиссер Соломон Михоэлс был художественным руководителем Государственного еврейского драмтеатра (ГОСЕТ), который также эвакуировали в Ташкент. По окончании школы худрук берет Эмиля к себе в театр и лично опекает талантливого протеже.

Через 2 года театр возвращается в Москву. В столице Эмиль поступает в московское музыкальное училище имени Гнесиных и играет на сцене ГОСЕТа. Но в конце 40-х годов, после дела еврейских врачей-вредителей, в ГОСЕТе прошли аресты, а за пение на идише можно было получить немалый срок. В это время Эмиль переводится с дневного отделения на вечернее и устраивается работать.

Горовец пел в кинотеатрах перед началом сеансов, в кафе, крутился как мог. И вот судьба вновь улыбнулась ему и подарила знаковую встречу – на этот раз с известным джазменом Эдди Рознером, который в 1954 году открыл при Москонцерте эстрадный оркестр.

Эмиль стал петь на концертах оркестра, его стала узнавать столичная публика. В 1960 году за моноспектакль «Фрейлакс» Горовец стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Записывался с оркестром Всесоюзного радио, инструментальными ансамблями «Мелодия» и «Кристалл», ведущими музыкантами страны. Выступал в основном на русском языке. Да так, что никто даже не догадывается, что в ранней молодости он не знал его и выучил уже намного позднее, так же, как и избавился от врожденной картавости.

Каким бы ярким не становился его успех, Горовец никогда не забывал о родных корнях и часто выступал с песнями на идише, тогда собиралось огромное число представителей диаспоры. Для них Эмиль Горовец стал артистом, сохранившим родную культуру. В 1959 году певец побывал в Париже вместе с группой других артистов-евреев на праздновании 100-летия Шолом-Алейхема.

В 1962 году выходит его первая пластинка. А вскоре Горовцу предложили сделать сольную программу на русском языке. И год спустя артист представил ее на суд публики. Она состояла из песен народов мира на языке оригинала и в переводе на русский язык. И, конечно, в шоу вошли выступления на идише. После этого концерта звезда Эмиля Горовца взошла на небосклоне советской эстрады.

Для исполнителя стали писать ведущие композиторы и поэты того времени. Горовец был первым исполнителем таких хитов, как «Дрозды» Владимира Шаинского, «Голубые города» и «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова, «На седьмом этаже» Павла Аедоницкого, «Люблю я макароны» Юлия Кима и другие.

Казалось бы, большего успеха достичь невозможно, но Эмиль Горовец покоряет новую высоту. Он одним из первых стал исполнять хиты западных исполнителей, получив невероятную популярность. Афиши пестрят фотографиями певца. На его концерты приходят сотни тысяч человек, Горовец собирает стадионы в городах-миллионниках, в том числе в Москве. Его пластинки-альбомы раскупают как горячие пирожки.

И на таком пике славы Эмиль Яковлевич принимает судьбоносное решение – оставить страну, где он является кумиром миллионов, и отправиться на историческую родину – в Израиль. Произошло это в 1972 году.

Годом позже Горовец с супругой Маргаритой Полонской прибыл на землю обетованную. Но здесь он не смог реализоваться как певец. И в 1974 году Горовец уехал работать в США по контракту. Отработав в Америке 7 лет, Горовец возвратился в Израиль, но потом вновь уехал за океан. Преподавал вокал в школе, работал на радио, выступал в собственном ресторане на Манхэттене. Много ездил с концертами по Америке и Европе, дважды, в 1989 и 1999 годах, артист побывал с гастролями в Москве. Всю свою жизнь в эмиграции певец переводил на идиш и исполнял советские эстрадные песни.

Эмиль Горовец был женат трижды. Первой супругой стала юная сокурсница исполнителя. Этот брак очень быстро распался, но подарил Эмилю Яковлевичу первого сына – Георгия (Гарика).

Второй женой певца стала Маргарита Полонская, которая училась в этом же институте. Она и стала верной спутницей артиста практически на всю жизнь. Супружеская пара прожила вместе свыше 50 лет. В этом браке родился сын Александр. Он не пошел по стопам отца и стал врачом.

В середине 90-х Горовец овдовел. Смерть любимой супруги надломила певца. Но, как оказалось, судьбе было угодно подарить Эмилю Яковлевичу новое счастье в личной жизни. Почти за 5 лет до своего ухода он встретил женщину по имени Ирина, которая приехала в Нью-Йорк из Москвы и тоже имела непосредственно отношение к музыке – работала в ГИТИСе на факультете эстрадного искусства. Сегодня Ирина бережно хранит память о муже, бережет его дискографию и клипы, помогает записывать песни Горовца молодым исполнителям.

Эмиль Горовец скончался в США 17 августа 2001 года после продолжительной болезни. Легенду советской эстрады 60-х похоронили на кладбище в Нью-Джерси рядом с бывшей супругой Маргаритой.
Дискография
• 1956 — «Вос ост ду мир обгетон»
• 1960 — «Мумэ этл»
• 1962 — «Мексико»
• 1962 — «Белый парус»
• 1963 — «Очень хорошо»
• 1964 — «Голубые города»
• 1964 — «Я шагаю по Москве»
• 1965 — «Хорошо мне шагать»
• 1965 — «Катарина»
• 1966 — «Королева красоты»
• 1967 — «Старый город»
• 1967 — «Падает снег»
• 1968 — «Девушка из Ипанимы»
• 1969 — «Нет, так не бывает»


Рецензии