Глава 292. Бах. Пятый клавирный концерт
Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо №5 фа-минор
Авторское переложение утерянного скрипичного концерта
Симфонический оркестр «Columbia»
Гленн Гульд (фортепиано)
Владимир Гольшман (дирижер)
Maxilena: В отпуске переслушала огромное количество Баха (и не только!) в исполнении Гульда. И вот, что скажу: человек, который после Пятого концерта для клавира и струнных (пятого, потому что первый все-таки восхитительно играет и Перайя) и второго тома ХТК не посчитает Гульда единственным, неповторимым, божественным, Моцартом среди пианистов —
«...как некий херувим,
он несколько занес нам песен райских,
чтоб, возбудив бескрылое желанье
в нас, чадах праха, после улететь...»
— так вот, такой человек либо глух как пень на оба уха, либо упертый, как.... Ну, в общем, сильно упертый. Таким образом, уезжала я в отпуск гульдофилкой, а вернулась законченой, страстной и трепетной гульдоманкой с признаками острой малерии, но это отдельная история. За что всех истинных гульдоманов сердечно благодарю! Я без вас всех сильно скучала!
sir Grey: Совершенно не могу принять этот концерт на скрипке. Я думаю, сам Господь сказал Баху, когда тот переделал для клавира: «А первый вариант выброси. Так лучше».
tagantsev: Насколько я помню, этот концерт исходно был написан для виолы да гамба и сегодня он успешно исполняется гамбистами и виолончелистами.
Romy_Van_Geyten: Митя, везде пишут, что неизвестно, но предположительно был скрипчный в соль миноре.
Достоверно известно только, что он вторую часть в 156-й кантате использовал в качестве синфонии.
sir Grey: А любопытно, как Бах сдвигал тональности. Мне кажется, многие композиторы не могут представить свое произведение в столь далеких тональностях. У меня-то слуха нет, мне сыграют в соль миноре — и не замечу, но ноты даже страшно представить себе с одним диезом. Скулы сводит, как ножом по стеклу.
А пример с Французской увертюрой, которую сдвинули на полтона (!), только чтобы она не путалась с Итальянским концертом.
Romy_Van_Geyten: Итальянский концерт — в фа-мажоре, а Французская увертюра — в си-миноре.
sir Grey: Но Вы же знаете, что была написана сперва в «до».
Romy_Van_Geyten: Ну да, я только не очень понял, каким боком тут Итальянский концерт затесался.
sir Grey: Слушайте. Они же выходили вместе, и Бах специально подвинул увертюру на полтона, чтобы было контрастно. Я что-то перепутал?
У меня есть ноты, где в обеих тональностях увертюра.
Romy_Van_Geyten: Так принято считать. Тритон туда-сюда… может быть. Я не уверен, что Бах руководствовался именно соображениями контрастности. Может, ему просто си-минор больше нравился. Он вообще питал слабость к этой тональности.
tagantsev: А по мне так — лучше соль-минора ничего нет.
abcz: Есть. Ми-бемоль минор.
tagantsev: Да я пошутил. Просто соль-минор это самая удобная тональность для игры на ренессансной лютне.
abcz: Так ведь как настроить. И сколько выпить, опять же...
tagantsev: Вот, черт подери! И возразить нечем!
Свидетельство о публикации №223060200633