Этимология образования фамилий священников на прим

ЭТИМОЛОГИЯ ФАМИЛИЙ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА МОКРОУСОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Историческое происхождение фамилий

«С конца XVII века духовенство начинает долгую и упорную борьбу за право иметь фамилии «как у людей», то есть такие, которые приближали бы их к привилегированным сословиям, к дворянам. В итоге, духовенство - единственное из сословий Российской империи - получило привилегию свободной смены фамилии  и стало особой социальной группой в России, сделавшей из введения в обиход искусственных фамилий систематическую практику» - пишется в Википедии.  Отчасти, эта практика была связана с тем, что священники, происходившие из крестьян, могли иметь неблагозвучные, неподобающие сану фамилии (например, Пьянков ; Собриевский, от лат. «трезвый»); либо же могли вовсе не иметь настоящих фамилий и поступать в училище с патронимическими фамилиями, то есть полуотчествами (Петров, Иванов). В XVIII—XIX веках ученики, ранее не имевшие фамилий, происходили из семей, социальное положение которых не давало права на наследственную фамилию.
Поначалу искусственные фамилии служили просто для фиксации личностей бесфамильных детей, но впоследствии создание таких фамилий стало повсеместной практикой. Красивая и порой непонятная фамилия могла придать некую важность воспитанникам семинарии. Часто она получалась переводом русской фамилии на латынь — процесс латинизации начался на Украине в XVI—XVII веках, а затем коснулся и России.
Фамилии могли меняться запросто по одному лишь решению руководства духовного учебного заведения. Их давали в качестве награды или наказания. За время учёбы фамилию могли сменить не один раз с воспитательной целью: Ландышев ; Крапивин (за плохой ответ в классе). Братья из одной семьи могли носить совершенно разные фамилии, поступая в академии в разное время. Например, описан случай с шестью братьями с фамилиями: Миловидов, Петропавловский, Преображенский, Смирнов, Скородумов, Седунов; или три брата — Крылов, Тумский и Веселоного.
Эта тема меня интересовала неоднократно, пока я работала над материалом об истории мокроусовских священников, подвергшихся гонениям советской власти в революционный и после  периоды. Интересовала по той причине, что фамилии были явно искусственного происхождения: Виноградов, Световостоков, Добромыслов, Протопопов и другие.
Вот что пишет об образовании священнических фамилий Светлана Владимировна Никитина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Омской духовной семинарии Омской епархии, Русской Православной Церкви: «Нередко фамилия свидетельствует о принадлежности предков к той или иной социальной группе. К подобной категории относятся фамилии лиц, происходящих из духовного сословия. В современном обществе духовные по происхождению фамилии довольно распространены, а многие их носители даже и не подозревают, что отдаленный предок мог принадлежать к духовному сословию. До середины XVIII века представители духовенства в России вообще не имели фамилий. В дофамильный период священников называли только по имени (поп Василий, отец Александр, батюшка Иван), иногда с присовокуплением прозвища (поп Василий Рябой) или места, где служил священник, например, Покровский поп Василий (т. е. священник Покровской церкви по имени Василий), при этом никакой фамилии не подразумевалось. Их дети, если возникала в том необходимость, часто получали фамилию Попов (или Дьяконов).
Фамилии у русского духовенства начали появляться только во второй половине XVIII века. Некоторые священнослужители приобретали фамилии при выпуске из семинарии: Афинский, Духосошественский, Бриллиантов, Добромыслов, Благонравов, другие - по месту своего служения или по названию больших церковных праздников: Покровский, Благовещенский, Богоявленский, Введенский, Воздвиженский и т. д.»
И я вполне соглашусь с ней, потому что, изучая этимологию мокроусовских фамилий священнослужителей, явственно прослеживалось искусственное их происхождение, а не только родовое по кличке отца или местоположению проживания данной семьи.
Обучаясь в Тобольской или Ишимской семинарии, студенты, явно унаследовали фамилии по родовому признаку своих отцов и дедов, которые, как правило, являлись священнослужителями, передавшими профессию, если её можно так назвать, по наследству. Мало находила детей от клириков, которые пребывали на гражданской службе.
К примеру, Симон (Семён)  Петрович Сосунов, который окончил духовное училище и в 1884 году подвизался псаломщиком. Это из плеяды целой династии священников Сосуновых! Откуда же произошла его фамилия? Скорее всего, фамилия Сосунов происходит от прозвища «Сосун». Так могли назвать ребенка, которого мать долгое время кормила грудью или имевшего привычку сосать палец. Менее вероятно, что эта фамилия восходит к уменьшительной форме мужского имени Сосипатр, которая звучала как Сосун. Само имя Сосипатр в переводе с греческого значит «спасший отца». Сосипатром звали одного из 70 апостолов. Есть ещё одна версия происхождения этой фамилии. Она, якобы,  происходит от древнерусского слова «сосун», которое означает «стремительный конь». Фамилия Сосунов была широко распространена в древней Руси и была характерной для дворянских семей. Она была популярна в России и Украине, а также в других странах бывшего СССР. Эта фамилия означает не только стремительность, но и достоинство и достойное поведение. Но я предполагаю ещё одну версию образовавшейся фамилии и связываю её с ласковым телёнком, сосущим вымя у матери-коровы, лошади.  Дело в том, что семьи священников второй половины 18 века, имевшие своё подворье и приусадебное хозяйство, обзаводились и крупнорогатым скотом, что было в новинку для них. За скотом ухаживали нанятые крестьяне со стороны. Коров доили явно не жёны клириков, а молодые девки из прислуги. На дворе у священника также имелась и лошадь, которая ему была необходима для выезда в малые деревни округа для совершения треб. Сосунов – питающийся канонами православия, сосущий влагу, нектар знаний из Библии и приносящий их в массы. Фамилия не самая благозвучная, конечно, но она имела место быть и в более ранние периоды веков в православии! [1]

Прутский Иоанн (Иван) Александрович, дьячок Троицкого храма в Мокроусово с 1900 года. Значение этой фамилии неоднозначно. Фамилия Прутской образована от прозвища «Прут», так сообщает сайт names.neolove.ru. Ему вторят и другие сайты в интернете.
 По одной из версий, фамилия ведет свое начало от гидронима Прут — река в Украине, Молдавии и Румынии, левый приток Дуная. У Геродота (V век до н.э.) этот гидроним упоминается со значением «брод». Другие исследователи, поддерживая иранское происхождение названия, предлагают иную основу — со значением «брызжущая, бьющая ключом». Так или иначе, один из клириков от своих прародителей получил данную фамилию явно искусственного происхождения. Я поддерживаюсь версии, что кто-то из рода Прутских служил полковым священником в период июля 1711 года.  Прутский поход ознаменован противостоянием в рамках войны между Россией и Турцией. В результате пришлось отдать  Турции крепость Азов, которая была ранее завоевана российскими войсками. Печальная история, а фамилия послужила постоянным напоминанием об этом событии. [2]

Иван Васильевич Черемшанов. Довольно-таки, интересная личность. По документам Тобольской епархии, ни места рождения, ни даты рождения не известны. Образование домашнее. Тем не менее, он рукоположен в сан диакона в 1912 году. Служил в Знаменской церкви села Мостовского.  Откуда же произошла такая сочная фамилия? И имеет ли она к искусственному происхождению фамилий? В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. История фамилии Черемшанов насчитывает несколько сотен лет. Первое упоминание фамилии Черемшанов встречается в XVIII—XIX веках, именно в это время на Руси стали распространяться фамилии у служащих людей и у купечества, а также, у клириков. Поначалу только самое богатое — «именитое купечество» — удостаивалось чести получить фамилию.  Фамилия Черемшанов восходит к гидрониму Большой Черемшан - река в Самарской области, Татарстане, Ульяновской области, левый приток Волги. В конце XVII века началось освоение земель в верховьях Большого Черемшана, т.к. задолго до 1736 года действовал закон, запрещавший покупать и продавать башкирские земли. К примеру, первопоеленцы села Черемшанские Вершины по словесному договору, как гласят предания, всё же покупали и брали в аренду башкирские земли. Сам гидроним, по одной из версий, восходит к старославянскому «черемисан» - река черемисов (марийцев). Согласно другой гипотезе, название произошло из татарского языка и в переводе означает - река масляного (смолистого) леса, место сбора войск, сарматская река. Более правдоподобна этимология, основанная на наиболее ранней известной форме гидронима, записанной арабским путешественником А. Ибн-Фадланом, 992 г. - Джарамсан, которую объясняют из иранского джарм – течь - текущий, проточный. Вероятно, основатель фамилии Черемшановых родился или долгое время жил на одном из берегов реки Черемшан. Черемшанец, со временем получил фамилию Черемшанов. Вполне правдоподобная история и с нашим клириком, который получил свою фамилию от прародителя. [3]
Михаил Иосифович Батарлыков (ок. 1860 - не ранее 1926), священник, настоятель Георгиевского храма села Могилевского, клирик Тобольской епархии.
Родился около 1860 года. Окончил курс Омской военной прогимназии.
С 1882 года - псаломщик. Фамилия Батарлыков в 50% случаев имеет русское происхождение.
Фамилия Батарлыков относится к виду довольно уникальной на территории России и стран ближнего зарубежья. В ссылающихся уникальных древних дневниках граждане с этой фамилией относились к высшему обществу из славянского новгородского дворянства в 17-18 в., имеющих в своем распоряжении хорошую власть и почести. Изначальные упоминания фамилии можно почерпнуть в перечне переписи Всея Руси в период царствования Ивана Грозного. У государя имелся особенный список уважаемых и благозвучных фамилий, которые давались приближенным только в случае особых заслуг или поощрения. Поэтому настоящая фамилия пронесла собственное первичное обозначение и является редкой. Топононим слова «батарлык» означает «крепкий, не поддающийся невзгодам». К отцу Михаилу фамилия пришла явно не семинарского именования, а гораздо раньше, от прапрадеда. [5]


Фамилии искусственного происхождения

Успенский Павел Павлович. Родился во второй половине девятнадцатого века. Окончил Московскую академию богословия, магистратура. Приехал на учебу с Пермского края, как записано в реестре. Служил некоторое время в Знаменской Мостовской церкви. Записи, сделанные его рукой в клировых ведомостях прихода, говорят о том, что человек обладал невероятным складом ума, имел каллиграфический почерк.
 Успенский - типичная семинарская фамилия. Подобные фамилии давались учащимся духовных семинарий. Они образовывались от названий церквей, где служили их отцы. Фамилия Успенский образована от церковного праздника Успение Божией Матери и от названия посвященной этому празднику церкви. Так, фамилия Успенский связана с христианским праздником – Успением Пресвятой Богородицы, который празднуется в Православной церкви 15 августа (по юлианскому календарю), в Католической церкви 15 августа. Посвящён Успению — праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Её пречистого тела. Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами. В православии праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1(14) по 14(27) августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы). Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую, как царица, на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним; Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Обычно церковнослужители имели возможность дать своим детям хорошее образование, а потому с конца XVIII века семинарские фамилии часто встречаются также и у представителей интеллигенции: государственных деятелей, учёных, философов, писателей, художников, музыкантов. [4]


Клирик, некогда проживавший на территории Мокроусовского района - Вениамин Яковлевич Добромыслов. Согласно справке Епархиального ведомства, он родился в 1876 году в Туринском округе Тобольской губернии. Закончил Тобольскую духовную семинарию. 6 августа 1903 года поступил священником (на вакансии диакона) в Троицкую церковь села Мокроусово, параллельно служил в приписной церкви д. Семискуль. Фамилия отца Вениамина явно искусственного происхождения, так называемая семинарская. Перешла от деда, который подвизался священником, к внуку. От словосочетания слов «добрые мысли». Как известно, смирение, кротость и чистота помыслов является одними из главных христианских добродетелей. Такая фамилия могла быть дана ученику в качестве поощрения. Возможно и то, что давая такую фамилию, наставники надеялись, что семинарист будет проявлять себя достойным христианином. [6]


В селе Михайловка стояла красивая церковь, и был обширным приход. Служили в нём два священника, которые известны по Справочнику Тобольской епархии - Пётр Павлович и Василий Константинович Поповы. Фамилия явно искусственного происхождения, данная от первоосновы – «сын попа». То же самое и с фамилией Протопоповы, имеющей явные признаки отношения семьи к священническому сану. Фамилия дана по наследству от прадеда, являющимся священником не одно десятилетие. [7]

Интересны в семинариях так называемые «цветочно-фруктовые» фамилии, имеющие искусственное происхождение. В Мокроусовском округе в свое время служили два клирика – Цветаев и Виноградов. Священник Никольской церкви – Петр Гаврилович Цветаев. Родился первый клирик в Рязанской губернии Пронского уезда в селе Погорелки. Отец – Гавриил Иванович, мать – Анна Васильевна. Окончил Сапожковское духовное училище, четыре класса. В сентябре 1905-го года рукоположен «во диакона» епископом Тобольским и Сибирским Антонием. Фамилию свою получил по наследству от отца. А тот, в свою очередь, от своего родителя. Вся семья была священнической и фамилия, скорее всего, пришла с 18 века в духовном заведении. Эта фамилия была излюблена духовенством, так как напоминали о цветении, преуспевании. Часто присваивались семинаристам. Фамилия Цветаев могла быть образована от прозвища на -ай: Цветай процветающий. Характер фамилии Цветаев связан с действием и активностью, беспрестанным движением вперед. [8]
Интересна и необычна судьба священника Виноградова Николая Петровича. Родился в 1871 или 1872 году. Умер в 1943-ем. Отец и тесть по роду занятий – священники. Впервые фамилия Виноградов встречается в летописях духовенства с середины XVIII века. Обычно фамилии образовывались от названий приходов и церквей или имени отца. Некоторые священнослужители приобретали фамилии при выпуске из семинарии, при этом лучшим ученикам давались фамилии наиболее благозвучные и несшие сугубо положительный смысл, как например,
обладатель фамилии Виноградов, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.
Фамилия Виноградов относится к многочисленному пласту фамилий, принадлежавших русскому духовенству.
Фамилия Виноградов относится к типу самых необычных российских фамилий, поскольку является искусственной по своему происхождению. Такие фамилии, как правило, возникали в семинарской среде в следующих случаях:
- когда человек к моменту поступления в семинарию ещё не имел официально закрепившейся фамилии, а её, тем не менее, требовалось указать в документах;
- когда естественно сложившаяся фамилия будущего церковнослужителя ассоциировалась с неподобающими сану вещами (например, Пьянов, Любовников, Разгуляев), семинарские наставники рекомендовали сменить ее на более подходящую.
В основе фамилии Виноградов лежит слово "виноград". Виноградная лоза всегда играла огромную роль, как в христианской, так и в языческой символике, где она считалась олицетворением плодородия и богатства. Одним из наиболее почитаемых олимпийских богов был Дионис – бог винограда и виноделия. (Не отсюда ли ещё одна фамилия клирика Мокроусовского округа Денисова (Дионис)?  В его честь устраивались празднества, ставшие прообразом театральных представлений. Виноград часто упоминается в религиозных книгах; виноградные гроздья, выточенные из дерева, издавна служили украшением православных церквей. Фамилия Виноградов, как пожелание процветания и преуспевания, нередко присваивалась воспитанникам духовных учебных заведений. Между тем, многим из них так и не удалось отведать винограда. В центральных областях России он появился в широкой продаже только с развитием железнодорожного сообщения, к концу XIX века. Тогда же в России появилась и фамилия Виноградов.
Среди людей с такой фамилией немало выдающихся личностей. В числе таких людей знаменитый художник, член "Товарищества Передвижных выставок" С.А.Виноградов; народный артист СССР, бывший главный балетмейстер Ленинградского театра им. Кирова О.М.Виноградов; великий русский ученый-лингвист академик В.В.Виноградов и создатель русского фарфора Д.И.Виноградов.
Таким образом, предок Виноградовых, скорее всего, происходил из среды русского духовенства и приобрел свою фамилию достаточно поздно. Однако более точно о происхождении фамилии можно говорить лишь на основании генеалогических исследований. [9]



Арсений Васильевич Урбанский , священник Лапушинской церкви. Откуда произошла эта фамилия? Так, фамилия Урбанский образована от имени Урбан, которое в переводе с латинского языка означает «благовоспитанный, образованный, любезный, учтивый».  Впервые фамилия Урбанский встречается в летописях духовенства с середины XVIII века. Обычно они образовались от названий приходов и церквей или имени отца. Некоторые священнослужители приобретали фамилии при выпуске из семинарии, при этом лучшим ученикам давались фамилии наиболее благозвучные и несшие сугубо положительный смысл, как например, Урбанский.
Типичные русские фамилии ведут начало от имени или прозвища основателя рода. Однако фамилия Урбанский относится к самым необычным русским именованиям, имеющим искусственное происхождение. Поначалу искусственные фамилии служили для идентификации личности безымянных детей (как правило, незаконнорождённых, а также сирот и найдёнышей). Со временем такие именования распространились среди учащихся семинарий. В семинарской среде даже бытовала поговорка, в которой перечислялись основные источники искусственных фамилий: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство». Так, фамилия Урбанский образована от имени Урбан, которое в переводе с латинского языка означает «благовоспитанный, образованный, любезный, учтивый». Это имя носили восемь римских пап. Наиболее заметный след в истории христианства оставили трое из них. Урбан I (? - 230), согласно легенде, умел молитвой разрушать идолов; он обратил в христианство множество язычников. Урбан II (1042 — 29 июля 1099) в 1095 на созванном им Клермонском соборе объявил Крестовый поход против мусульман, пообещав его участникам отпущение грехов. Урбан VIII (1568 — 1644) памятен прежде всего тем, что при нём состоялся инквизиционный процесс, завершившийся осуждением Галилея (1633). Обычно церковнослужители имели возможность дать своим детям хорошее образование, а потому с конца XVIII века семинарские фамилии часто встречаются и у представителей интеллигенции: государственных деятелей, учёных, философов, писателей, художников, музыкантов, предки которых явно были в священническом сане. [10]

Добров Григорий Васильевич, священник Знаменской церкви, умерший в 1905 году и погребенный на приходском кладбище села Мостовское (Маломостовое). Окончил Тобольскую семинарию в 1891 году. Фамилию свою получил от предков, которые являлись служителями духовенства. Фамилия Добров образована от прозвища «Добрый» (Доброй), которое, в свою очередь, восходит к слову «добрый» в значении «хороший». Происхождение прозвища, перешедшего далее в фамилию через потомков некоего доброго, хорошего человека (суффикс -ов означает принадлежность, в том числе сыновью), было связано с чертами характера. Милосердие, человечность, доброта были отличительными чертами русского православного клирика. [11]

Кораблёв Александр Михайлович. Родился в середине 1860-х годов. Учился в Тобольской духовной семинарии, но окончил только первый класс, возможно, по болезни. В 1881 году подвизался псаломщиком в Знаменскую церковь села Мостовское. В 1882 году умер. Такая коротенькая о нем справочка. А фамилия несёт за собой целую историю. Основой фамилии Кораблев послужило мирское имя «Корабль». Такое имя присоединялось родителями ребенка к имени, полученному им при крещении. Это имя употреблялось чаще крестильного и закреплялось за человеком на всю жизнь. Наличие второго, мирского, имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. Ее целью было сокрытие главного, церковного имени от «нечисти» и «злых духов».
Мирские имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные и даже в документах могли выступать в качестве официальных имен. Так, еще в летописях встречаются записи типа «родился у великого князя Всеволода сын Федор, а прозван бысть Ярослав» (1190), или, например, упоминается сын новгородского священника «Максим, а мирское имя Станимир» (1310).
Образ корабля связан с символикой поиска, странствия, в частности мореплавания (как бытия, стремящегося преодолеть собственные границы, выйти за рамки существующего). Также это символ прибежища в бурных водах, подобно острову и Ноеву ковчегу, и образ спасения. Так, например, в христианской символике церковь уподобляется кораблю. Самый известный мореплаватель западной традиции — это Одиссей, олицетворяющий путь к истокам. Антитезой Одиссею становится образ Синдбада-морехода, великого мореплавателя восточной традиции, вновь и вновь стремящегося к неведомым землям, преодолевающего пространство, противостоящего ограниченности существования.
Вероятно, родители именно таким именем нарекли своего ребенка в надежде, что его будущая жизнь будет полна путешествий и странствий в прямом и переносном смысле этих слов. В документальных источниках зафиксированы это имя и фамилии, образованные от него: Корабль Степан, вторая половина XV века; Гридка Кораблёв, 1495 и другие. Уже в XV–XVI веках на Руси начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов/-ев, -ин, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомки человека, обладавшего именем Корабль, со временем получили фамилию Кораблевы. Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, о точном месте и времени возникновения фамилии Кораблев в настоящее время говорить сложно. Однако с уверенностью можно сказать, что она принадлежит к числу древнейших русских семейных именований и может немало рассказать о жизни и быте наших далеких предков. Не исключено, что фамилия Кораблёв дана семинаристу в духовном заведении. [12]

Выводы: из примеров вышеперечисленных фамилий естественного и искусственного происхождения можно сделать вывод, что во втором случае этимология их была придумана в стенах семинарий и гимназий высшим духовенством, отражающая эпоху новообразований 18-19 веков в православном мире. Но это отнюдь не умаляет фамилии исторические, данные предкам в 13-16 веках, типа, Дурыгин, Злобин, Ильин или Тютрин, которые унаследовали семинаристы Тобольской епархии от своих пращуров и не сменили их на новые, более благозвучные.

Источники:

[2] https://names.neolove.ru/last_names/15/pr/prutskijj.html
[3] http://значение-имен.рф/происхождение-фамилии/черемшанов
[4]  https://names.neolove.ru/last_names/19/us/uspenskijj.html
[5]  https://onomastikon.ru/proishogdenie-familii-batarlykov.htm
[6] https://names.neolove.ru/last_names/4/do/dobromyslov.html
[7] [8] imena-znachenie.ru

[9] familiya.website›vinogradov/ Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Ономатология (Матвеев А. К.).

[10]  https://names.neolove.ru/last_names/19/ur/urbanskijj.html © NeoLove.ru
[11] https://www.analizfamilii.ru/Dobrov/proishozhdenie.html

[12]  Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.).


Рецензии