Кинотеатр Комсомолец

05.06.2018 года.               

Кинотеатр «Комсомолец».               

  Кинотеатр «Комсомолец» в Сталино  был первым, построенным в советское время. В сети предлагаются скудные сведения о первенце, поэтому могу поделиться собственными воспоминаниями и впечатлениями только послевоенного периода. А началось возведение очага культуры задолго до войны. В 1927-28 годах строится одноэтажное здание, в 1937 году кинотеатр расширяют и достраивают второй этаж. В период оккупации здесь обслуживаются вояки и обслуживающий этих вояк персонал с пониженной соционально-патриотической ответственностью. В благодарность стране пребывания этими же непрошенными постояльцами на прощание здание было полностью разрушено. После войны прошла основательная реконструкция и кинотеатр открылся ко дню Сталинской конституции – 5 декабря 1952 года. Кассовый вестибюль располагался в правом крыле здания и обилеченые зрители, выходили из него на Первую линию, чтоб войти в фойе. Наиболее предусмотрительные могли заглянуть в гастроном №27, находящийся на противоположной стороне улицы. В фойе нас встречает билетерша и большая фигура внимательно всматривающегося в своих подданных Сталина, за спиной которого вход в большой наклонный зал. Новинкой того времени был занавес, закрывающий экран. После третьего звонка опоздавших зрителей и задержавшихся (уже поддавших в гастрономе) в партер не пускали, а направляли в наказание наверх в бельэтаж. С продольных балконов только сидящим у барьера был виден экран полностью, да и то как-то сверху-сбоку, а остальным трем соседям в ряду приходилось маневрировать влево-вправо, чтоб увидеть хотя бы часть экрана. В зимний период просили сидящих впереди снимать головные уборы, что исполнялось неукоснительно, и никто не обижался на просьбу с улыбкой на лице: «Будьте добры, снимите, пожалуйста, голову!». Зрителям  фронтальной, наклонной части бельэтажа слега перекрывала экран огромная, красивая люстра, висящая посредине зала.

  Несмотря на перечисленные неудобства, «Комсомолец» пользовался спросом у изысканной публики. Не знаю, как это удалось руководству заведения, но оно смогло обойти флагманский кинотеатр «Шевченко», и показать у себя фильмы с великолепным Отто-Вильгельмом Фишером. Два из них я до сих пор помню: «Пока ты со мной» и «Я ищу тебя» по пьесе Арчибальда Кронина «Юпитер смеется». Третий фильм был, кажется, «Портрет незнакомки». От игры этого актера, сравнимого с Лоуренсом Оливье и по амплуа, и по мастерству, я ходил неделями как ошалелый. Это сейчас, в эру интернета можно узнать, кто есть Отто-Вильгельм Фишер. А тогда, более 6 десятков лет назад мы ели то, что нам дадут и без вопросов. Оказывается, - это австрийско-немецкий актер, начавший сниматься в нацистской Германии и отметившийся даже в антисемитской ленте «Вена 1910». Ну, что ж? Бывают и такие сочетания гениальности и злодейства. Дело в том, что пока «Комсомолец» отстраивался-перестраивался,  многозальный «Шевченко» потчевал нас и прививал вкус к высококлассному кино, шедшему на экранах с преамбулой: «Этот фильм взят в качестве трофея при разгроме немецко-фашистских войск под Берлином». Без титров шли голливудские фильмы: «Тарзан», «Мадам баттерфляй», «Мост Ватерлоо», «Случай в пустыне», «Сети шпионажа», «Газовый свет», «Миссис Икс»... Эти фильмы врезались в память с детства, а мы и не знали, что они американские. Наверное, их сейчас можно посмотреть в записи, может быть и в цвете, но я не хочу новым просмотром искажать свое детское восприятие ивпечатление. Был классный немецкий (тогда говорили взрослые) фильм «Человек-невидимка»; французский «Их было пятеро». Да и советское кино поработало на повышение уровня культуры познания искусства кино – «Подвиг разведчика»; «Сердца четырех»; «Зигмунд Колосовский»; «Тринадцать» – все это откладывалось в детском сознании.
 
 Но вернемся в кинотеатр «Комсомолец». В левом крыле был пристроен сзади примитивный кинотеатр «Спутник» с залом амбарного типа и выходом-входом прямо на проспект в сторону ЦУМа. В нем шли фильмы, сошедшие с первых экранов. Но в тех случаях, когда новый фильм большого зала вызывал ажиотаж, подключался пристяжной «Спутник», и тогда новинка демонстрировалась ежечасно. Там я смотрел несколько раз подряд шедевр Курта Хофмана «Мы – вундеркинды». А еще в правом крыле кинотеатра на самой верхотуре был оборудован камерный «Малый зал». Что там показывали утром и днем – не знаю, кажется, детские фильмы, но по вечерам можно было насладиться просмотром добротных зарубежных и отечественных шедевров. Одни только имена, после которых можно ставить исключительно восклицательные знаки. Сильвана Пампанини, Джульета Мазина, Симона Синьоре, Джина Лоллобриджида, два Жана – Габен и Маре, Жерер Филип, Тото, Людмила Целиковская, Валентина Серова, Иван Переверзев, Сергей Лукьянов…!!! У этого зала была одна тайна – по четвергам вечером в 10 там показывали иногда (!) особые фильмы. Дело в том, что в Доме Советов для особо высокопоставленных лиц устраивали просмотры полузапрещеных фильмов. Не знаю, кто именно, но ему большая благодарность, смог утащить с барского стола для особо низкоположенных такую вкуснятину, как «Амаркорд», «Репетиция оркестра», «И корабль плывет». Вот и все. Кажется, приплыли.            


Рецензии