Лев Толстой и Тщеславие

Реальность далека от идеала, влиять на неё, голос в пустыне, остаётся окунуться в литературу.
Князь Игорь в Слове о полку  Игоревом
хочет славы и князь Болконский в Войне и Мир , оба хотят славы, замечает профессор литературы в своей лекции.
 Но князь Игорь - по сути  глава государства и он идёт походом на половцев, потому, что половцы постоянно нападают на Киев, грабят и разоряют земли княжества, уводят людей в рабство, нападают на торговые караваны, идущие в Византию и тд.
То есть князем Игорем, как главе государства надо что-то с этим делать, чтобы защитить свой народ, то есть им движет необходимость, конечно ему нужна победа и это равносильно тому, что его народ будет оставлен в покое. То есть его не просто интересует слава, как известность, но слово о победе,  разнесённое,  как можно на большую территорию, что он защитил свой народ, разбил половцев и они больше не смеют соваться в его земли и его народа, а так же это внушит многим другим народам, которых терроризируют половцы, что с ними можно бороться и можно побеждать.
Князь Андрей не глава государства, а высокородный дворянин. То что он князь говорит о том, что его предки имели монархическую родословную. Монархия уже в то время стала не популярной в дворянских кругах, всё началось с Екатерины Второй, которая принесла во дворец идеи социализма, вела личную переписку с Дидро и когда стала царицей
помогала ему материально. Воспитала своего внука Александра Первого на социалистических идеях и пригласила для этого учителей близких к Просветителям.
Высокообразованные дворяне рвутся к власти их не устраивает монархия, но они не столько хотят социализма и раскрепощения крестьян, как власти.
Им настолько ненавистно их придворное положение, что они готовы умереть лишь бы не быть вторыми лицами в государстве. Они завидуют не Дидро и Вольтеру они завидуют Наполеону, который по трупам рабочих и солдат и простолюдинов проложил себе путь к власти  и слава об его подвигах разнеслась по всему миру.
   Читаю дневники Софьи Андреевны Толстой, у неё часто очень сложные отношения с Толстым. Она не всегда понимает его и он не всегда в силу своей плотной занятости уделяет ей и детям требуемое  внимание. Софья Андреевна обвиняет Толстого в тщеславии. Они уже достаточно прожили вместе дети взрослые Толстого печатают во всём мире на многих языках, у него настоящая слава, как писателя и как-то на станции его приветствует  огромная толпа почитателей и Софья Андреевна отмечает в своём дневнике, что по лицу Лёвушки видно, что ему это нравится и она ставим это ему в упрёк .
Но Толстого в то время не столько занимает художественная литература, сколько несправедливое   устройство общества, которое держится на агрессии и порождает новые формы агрессии Именно несправедливость даже по Адаму Смиту является  источником агрессии. А Агрессия по определению Аристотеля и есть абсолютное зло, дьявол , ад.
Толстой видит фальшивость всех институтов существующей власти и так же христианской церкви, которая слишком много внимание уделяет обрядности и мало искренним чувствам сострадания и любви к ближнему, святость убивает человечность, а вместе с тем и человека.
Толстой занимается благотворительством, открывает бесплатны столовые на свои гонорары, даёт огромные средства для устройства жизни беженцам, отказавшимся от воинской повинности и за это преследуемым,  двери его дома всегда открыты и это не метафора это реальность, ему посылают записочки что его убьют, как  его любят так есть и те кто его ненавидят, он не принимает никаких мер предосторожности, он десять лет служил в действующей армии и он много раз смотрел смерти в лицо, у него выработалось  мужество не пасовать, он инстинктивно презирает страх. Какая глубокая характеристика причин войны, данная в Войне И Мире, когда армия Наполеона вторгается в Россию. Толстой пишет письма царям подвергая критике их неправовые и неправильные  действия. Толстой создаёт теорию Непротивление злу насилием, влияние Толстого на разные круги, в том числе властные по всему миру огромно и его влияние очень положительно,   его дружба с Ганди закончилась тем что Индия без применения вооружённых сил получила независимость от Англии. Уверена что если бы он прожил дальше то он не допустил бы вступления России в Первую Мировую войну, а значит возможно не было бы и Гражданской, которая началась не по воле Ленина а по причине отречения Царя от престола и ошибочного решения царя вступления в Первую мировую и  Второй Мировой бы не было и Мир был бы другим.
Поэтому Толстой понимал тщетность славы, основанной на военных подвигах на убийстве себе подобных, ради удовлетворения чьего-то мелкого самолюбия, ради кучки негодяев финансового капитала финансирующих войны и извлекающих из этого свои огромные барыши на производстве и продаже оружия и гонке вооружения, ради мелочного  себялюбия политиканов  и сколько горя этот минутный одурманенный ложными понятиями и представлениями восторг принесёт людям и их близким  которые многие будут искалечены убиты, лишены крова использованы, как убийцы и насильники,
потому что они оказались на войне не по своей, а чаще по чужой воле, направленной директли или экономическим манипулированием.
Но какое позитивное влияние имеет слава, если она сеет разумное, доброе, вечное и препятствует росту агрессии в мире и увеличению сил добра, которые Толстой и представлял, поэтому его и радовала его слава, как залог мира на земле, потому его слава была и есть не тщетна. 


Рецензии