Финны в Орловской губернии

В 1893 году будучи призван организовать психиатрическое дело в Орловской губернии, Павел Иванович Якобий (1842-1913), в частности, организовал учет различных психических расстройств у жителей губернии. Полученные данные, нанесенные на административную карту, показали очень резкое различие по некоторым расстройствам в разных уездах. Это привлекло его внимание и побудило заняться, посильно, антропологическими, этнографическими, топонимическими исследованиями в этой местности. На основании своих наблюдений и результатов исследований он пришел к выводу о том, что в центральных уездах Орловской губернии проживает этнически финское население, которое как бы зажато с двух сторон двумя другими этносами.

Этот финский этнос является частью клиновидной формы зоны проживания финнов, обращенной острием на юг и располагается на территории сегодняшних Калужской и Тульской областей проходит через западные районы Орловской (цепляя восточные районы Брянской) и Курскую области и, возможно, уходит в Воронежскую.

Павел Иванович предположил, что так как места, где был обнаружен этот финский этнос, близко совпадают с местами, где согласно летописям обитали легендарные и воинственные Вятичи, то он счел его недорастворенным остатком этого «ассимилированного» примерно в начале 13 века этноса. Это революционное утверждение вызывает к жизни еще одно не менее революционное, для некоторых, его заявление о том, что легендарные Вятичи были финским племенем.

Надо отметить, что это утверждение находит массу подтверждений. Например, по мнению Т. Н. Алексеевой Вятичи в антропологическом отношении могут рассматриваться как «ославяненное» узколицее восточно-финское население.

Необходимо упомянуть, что многие не глубокие исследователи этих мест воспринимали и воспринимают жителей орловского края как весьма однородный великорусский этнос, говорящий хоть и с местными особенностями, но на самом что ни на есть великорусском наречии.

Замечательная книга столь наблюдательного, смелого и творческого человека (свободного от казенного гипноза) каким является доктор П. И. Якобий дает нам уникальный временной срез процесса этногенеза на территории Орловской губернии в самом конце 19 века, который прошел очень спокойно для этих мест, и привлекает внимание самых различных специалистов к изучению столь мало изученного народа, каким является Великорусский. И примыкающему к нему совершенно не проработанному вопросу о роли финнов в формировании Великорусского этноса и Русского государства.


"... значительное большинство Орловских географических имен вотяцко-пермяцкого происхождения, или аналогичных и даже идентичных, встречающихся в большем или меньшем числе в вотяцко-пермяцкого, и вообще в восточно-финском крае, относится в местах, лежащих по левую сторону от Оки, и занимающих, по-видимому, область, тянущуюся дальше к западу нежели какая занята Вятичами или была занята ими.
По странному невниманию к географическому onomasticon русского центра, авторы, финнологи как Европеус, Becke, Castren, или занимавшиеся этим вопросом как Смирнов, ограничивают финское население непосредственно прилежащею с юга к Московской губернии областью, хотя финское племя, и именно восточная его ветвь, и теперь занимает восточнее край далеко более южный. Но убеждение, что Вятичи - славяне, настолько установилась, что самые резкие факты или проходят незамеченными, или объясняются очень странно и совершенно голословными утверждениями. Так как нет возможности отрицать, что финны жили в южной части нашего центра, то авторы придумали связную цепь событий, на которых в истории не имеется даже и тени намека, и просто игнорируют события, очень точно занесенные в летописи.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии