Учительница первая моя

Смелый, стремительный, обучающий, интересный 2023-й – Год педагога и наставника. Об этом объявлено в Указе Президента России Владимира Путина. Миссия года – признание особого статуса педагогов, в том числе выполняющих наставническую деятельность, и задача мероприятий в этом году – повысить престиж профессии учителя. А вы помните своего первого учителя? Нашу героиню помнят почти 42 года. Почему? Об этом мы поговорим сегодня с учителем начальных классов школы № 352 Сосновой Поляны Татьяной Николаевной Богатыревой.

Сейчас она обучает свой 14-й выпуск. Посчитаем: 30 учеников умножим на 14 выпусков = 420, а на самом деле их 500: одни уезжали, другие приезжали... Вот сколько ее птенцов уже разлетелось по свету!

Кем быть?

Родилась моя рассказчица в Ленинграде в 1963 году. Родители наградили свою дочь таким внушительным зарядом оптимизма, что она, чуть повзрослев, раздает его всем окружающим. О себе, вернее о своих ребятах, моя визави рассказывает воодушевленно. Она все время улыбается – родничок такой: напьешься, и вмиг тебе хорошо и весело. Кажется, этот источник никогда не пересохнет:
– Мама работала главным бухгалтером в машиностроительном техникуме и хотела, чтобы я училась именно в нем (под неусыпным оком Аргуса). А я уже с детских лет мечтала стать учителем. Мы с подругой проверяли тетрадки с придуманными диктантами, с ошибками, ставили друг другу оценки… Учитель – мечта! И она сбылась. Мы стали учителями. Сначала педучилище, потом институт. И вот что интересно: я обучала и младших, и старшеклассников, а привязалась к своим «малышам» – я выбрала начальные классы. Вы представьте: полдня я с ними – и знаниями поделюсь, а они еще маленькие, им тепло нужно, и после урока подходят, обнимают, рассказывают свои секретики – ну что сравнится с этим? Люблю детей.

Она встала к доске в 18 лет, а ее первым первоклашкам было по семь-восемь лет. Почувствуйте разницу всего в 10 лет, и вы поймете, что испытывала молоденькая учительница, только-только отучившаяся сама. Старшая сестра? Подружка? Конечно, да. Но и защитница тоже. Первоклашки для нее всегда малыши, ворвавшиеся в незнакомую жизнь.

Праздники для детей и родителей

Через месяц волнения улеглись, а дальше работа была на высоте: и занятия, и ученики (хотя в классе иногда было по 40 детей), и родители:
– Мне везет на родителей, – смеется Татьяна Николаевна. – Всегда находятся те, кто понимает, что мои идеи нужно поддерживать, воплощать, потому что они направлены на развитие детей, и не только на физическое, но и культурное, нравственное.
Везет? Нет, это им повезло с таким учителем: родительское око все видит, все замечает! Они отмечают праздник азбуки. И не нужно ждать какой-то даты или окончания учебного года. Изучили всю книгу – праздник! Ура! К ним приходят сказочные герои (обычно это бывшие ученики), и веселый праздник с элементами КВН превращается в чудесную сказку. А соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья»? А ее разновидности – «Родители против детей» и «Дети против родителей»? А игра «Знай и люби свой город»? Ее класс пришел в костюмах с гюйсами и занял первое место в районе. А вот еще: много лет по окончании учебного года они ходят в поход. Еще бы: этого похода они ждут с большим нетерпением: ведь там им обещано много приключений!

Праздник для мам, праздник для мальчиков и девочек, «До свиданья, первый, второй класс!» (и все последующие), «Светофор», костюмированный бал в Елагином дворце… бесконечные экскурсии – кажется, энергия Татьяны Николаевны никогда не иссякнет.
– В одном классе у меня была мама – музыкальный руководитель детского сада. Именно от нее пошли все мои праздники, именно она помогла мне понять, что можно не только учиться, но и интересно жить. Если ученик не так успешен в учебе, как сосед по парте, то он может быть хорошим спортсменом, артистом, слесарем и так далее. И я у каждого нахожу хорошие качества.
 
Внимание, а теперь на сцене появляется бывшая ученица Анастасия Парфенова. Ей слово:
– Выходить «на сцену» все так же волнительно. Несмотря на то, что мне уже тридцать три, сцена импровизированная, а большинству зрителей нет еще и восьми. И к слову, моему творческому стажу в рамках праздника «День Букваря» – 23 года. Первый раз в роли Азбуки я вышла, когда мне было 10 лет. Слова прекрасно помню: «Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Правильно, я королева Азбука…». Всех персонажей играли мои одноклассники, и фото с того дня бережно у нас хранятся. Раз в четыре года я прихожу в родную школу к любимой первой учительнице, чтобы снова стать частью моей персональной сказки. Наши праздники – особый вид воспоминаний. Все они проходили в библиотеке, которая со временем стала такой же родной, как парта, класс, доска со шторкой. Лучшие «ёлки», игры, чаепития всегда случались именно там. Скоро в школу пойдет моя дочь, и я мечтаю, чтобы в ее памяти школьные годы остались такими же светлыми и радостными, как мои. В моем детстве была чудесная Татьяна Николаевна, которой было важно все: чтобы хорошо учились, крепко дружили, чтобы всем было весело, интересно...

«У вас много заданий!»

352-я школа давно стала для нее родной. С фундамента, со строительства. Со дня основания школы они с коллегами сделали там очень многое: встречали и провожали грузовики, грузили и разгружали мебель, расставляли, общими силами наводили в классах блеск, чистоту и красоту – и новая школа приняла учеников после трудного лета.
Есть одна давняя история под грифом «Синхронность». Несколько лет она совмещала работу с вечерней учебой в институте. В школе очередной выпуск, а в институте выпускные экзамены. Она вытягивает билет «Первое родительское собрание», и в школе через несколько дней она проводит первое собрание родителей очередных первоклашек.

– Были две мамы и их дочери-подружки, причем распределили их в разные классы. Как усадить подружек за одну парту? Какой класс выбрать? Мамы поочередно побывали на собраниях у двух педагогов:
– После моего собрания подходит ко мне мама моей ученицы и говорит, что хочет перевестись в параллельный класс, туда, где учится подружка. Я удивилась:
– Я могу узнать, почему?
– Мы были на собрании в параллельном классе, и сравнили: учительница задала нам мало, а у вас много заданий – вот даже кассу букв, да еще и цифр нам нужно делать, и еще!..
– А для кого вы будете делать эти кассы? Для своих детей! Ведь они быстрее научатся читать, считать, писать!!!
Девчонки в это время гуляли в школьном дворе. Позвали их. Отошли в сторонку, пошептались, вернулись:
– Мы тут посовещались, и все же решили к вам идти.
– Но ведь я даю много заданий! А когда придете в сентябре, я еще новые задания придумаю… Много!

Как говорит народная мудрость, слухами школьный двор полнится.

«Я дружу со многими…»

Потом у нее стали учиться их дети, приходили в ее класс чьи-то братья, племянники, соседи… и несть им числа. Ходит даже поговорка такая в родительской среде: «Мы Татьяну Николаевну передаем из рук в руки». Вот что значит авторитет!
Кстати, вот что рассказала недавно Татьяна Алексеева: «Это было в 2003 году. Я записывала свою дочь Лиду Алексееву в первый класс и пошла на беседу к директору. Когда я изъявила желание учиться у Татьяны Николаевны, директор рассмеялась: «Все хотят к ней. Нам что, для ее класса актовый зал предоставлять?!!». А потом у нее учился и мой сын Георгий Москаленко. Мы с большим теплом вспоминаем ее».

Мы рассматриваем фотоальбомы, и каждого своего ученика она называет по имени. Она помнит их всех! У Танюшки она крестила Левушку (кстати, пятый), а у Мити, Лиды, Андрея, Татьяны была на свадьбе:
– В мою жизнь давно уже вплетены мои выросшие ученики: то они, то их родители приглашают меня в гости, на дачу, на какие-то праздники, крестины, именины… Приходят и ко мне в гости. Я дружу со многими…
У нее пять крестников. Когда ей предложили стать крестной в пятый раз, она долго сомневалась, можно ли иметь так много крестников. Батюшка ответил: количество не влияет на качество. А родители добавили: им нужны беседы с ней, с их старшим другом, о главном: о жизни, о любви, об отношениях. Оказалось, что им до сих пор нужны ее простые житейские советы, ее оптимизм, ее смех.

Она любит повторять: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Пятиклассники, перешедшие из-под ее заботливого крыла в среднюю школу, прибегают к ней на переменках и устраивают «обнимашки». «А как же, – объясняет она, – я должна поделиться с ними своей энергией. Я рада, что они такие успешные!».

И снова выпускной,
и снова слезы

Она не может сказать, какой класс у нее любимый. Она гордится каждым выпуском. И каждый класс она выпускает со слезами. Четыре года – это ведь целая жизнь! Однажды на выпускной ученики подарили ей вальс. Танцевали всего пять обученных пар, у каждой в руках было по одной розе. Но когда танец кончился, у одариваемой начались слезы, валерьянка и потекшая тушь, потому что весь класс нес и нес ей эти самые розы… Ну кто такое выдержит?!

Она стояла и плакала… И сама не могла объяснить себе, почему. А под конец ревели и выпускники. Наверное, именно тогда, на этом маленьком последнем звонке, они осознали, что потеряли одного дорогого человека.
Я спросила, как она борется со слезами в такие минуты.
– Никак – последовал тихий ответ. – Маленького, хрупкого Человека приводят к нам родители, и он, неокрепший, начинает свой путь к знаниям. Где-то глубоко в нем спрятались его способности и таланты. Для меня он не ученик, а ребенок со своими проблемами, интересами. И ведь он хочет видеть во мне друга, помощника! И каждый раз, входя в класс, я вижу их глазенки: у одних игривые, у других – любознательные, у третьих – грустные, у четвертых – задумчивые. Продолжать? Их радость – и моя тоже. Их переживания – и мои тоже.

С праздником!

Какому учителю откроется сердце ребенка? Наверное, такому, кто честен, кто живет по законам добра и справедливости. И как не прост путь к сердцу каждого! Но «мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому наша учительница такая… Сердечная, веселая, спортивная – да-да, у нее и значок ГТО имеется! Почетная грамота от Министерства образования РСФСР, Почетный знак «За добросовестный труд» I степени, медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» – и эти награды тоже ее!
14 мая у нее был юбилей. Скромной учительнице хотелось отметить его тихо, без помпы, но получилось, как всегда: море цветов, путешествие и рядом дорогие люди – ее бывшие ученики. С днем рождения, дорогая Татьяна Николаевна! Пусть все ваши дети дарят вам счастье!

А вот и весточки, которые прислали дети и родители:
«Татьяна Николаевна, огромное спасибо за школьные годы наших детей! Профессиональных успехов, творческих достижений и благополучия!». (С искренней благодарностью родители и учащиеся 11А класса выпуска 2016 года).
«Мне повезло общаться с Татьяной Николаевной и в качестве мамы, и в качестве сотрудника Центральной детской библиотеки. А началось это в 1988 году. Татьяна Николаевна набрала наших первоклашек. И мы приступили к работе: проводили праздники, утренники, встречи с ветеранами, занятия по внеклассному чтению. Татьяна Николаевна, большое спасибо за Ваше огромное желание работать, за любовь к детям, за уважение к родителям, за то, что Вы сплотили нас всех. Мы благодарны за то, что по субботам могли приходить в школу и присутствовать на уроках, видеть своих детей со стороны. Сейчас наши дети уже сами родители. И они с благодарностью вспоминают Вас. От всей души поздравляем Вас с юбилеем, благодарим за наших детей и многолетнее сотрудничество. Вы рождены быть учителем! Успехов Вам в дальнейшей работе!». (Т.В. Тарадай).

***
На Востоке говорят: «У человека два колена. Одно, чтобы преклонить его перед врачом, другое – перед учителем». Мудро. Учитель оставляет после себя невидимый след, но как он важен! Великие педагоги не возвели пирамид, дворцов, не построили плотин, но их мысли повлияли на мир. Мы не знаем фамилий тех учителей, которые обучали Эйнштейна и Менделеева, но в достижениях этих учеников есть и их заслуга. Швейцарский педагог Песталоцци писал: «Чтобы изменить людей, их надо любить».
Как вывести формулу учительского счастья, когда мы знаем, что не все величины в ней постоянны? Если оставить эти три: Веру, Знания и ту самую Любовь к человеку, то получится нехитрая формула: В+З+Л=ТН. Любите своих учеников и дальше, дорогая ТН!


Рецензии