Глава 1. Рассказы о детстве отца, часть 2

   Предыдущее: Рассказы от детстве отца, часть1.
   http://proza.ru/2023/03/19/596
 
     - хазары, половцы, монголы и моя бабушка Ксения Лазаревна; род отца; любовь к природе и грибам; настоящее состояние села Старые Бурасы.
   
Нашла в Интернете сайт, посвященный знаменитому конезаводу в селе Старые Бурасы, где родился мой отец. Этот конезавод, как и село в целом, возглавлял тогда генеральный директор ЗАО «Кудашевский конезавод» Исхак Яхъинович Кудашев.  Завод специализируется на разведении лошадей торийской породы. Есть ещё племенной завод по разведению лошадей орловской рысистой породы в том же Базарно-Карабулакском районе, так что традиция кочевников, любивших своих лошадей, сохранена до настоящего времени, была и есть сейчас.

Задумалась о том, откуда взялись в русской глубинке такие имена, как Исхак, Яхъя или Лазарь … А тут ещё песни на непонятном языке, которые, как мне помнится с детства, да и в более поздние годы чему свидетель мой муж, любил петь Лазарь Андреевич после особо обильных семейных застолий. Когда мы спрашивали, о чем это и на каком языке, он отмахивался, весело смеялся и говорил, - да я сам не знаю, чего пою…
 
Итак, моя версия истории села Старые Бурасы и происхождения его жителей. Официальная история Саратовской области обычно начинается только с 1590 года, когда Саратов был основан Московским правительством как крепость, защищавшая русские земли от набегов кочевников. И название его идет от татарского «Сары тау» – «желтая гора». А до этого как бы ничего и не было. Однако, земли Саратовской области имели и до 1590 года богатую историю. Будущий город Саратов с прилегающими землями с IV-V веков входил в состав средневекового Хазарского каганата, образованного в 650 году, с иудейской верой в качестве государственной религии принятой с 730 года.
 
Каганат представлял собой химеру, где правящая верхушка и знать исповедовали иудаизм, а низы, представлявшие собой в основном конгломерат тюркских племен с различными укладами жизни, несмотря на формальное принятие иудаизма, были язычники. Хазары всю свою историю находились на стадии кочевания с зимовками, хотя некоторые их орды кочевали постоянно, а другие переходили зимой на оседлый образ жизни. Зимовка кагана и его воинов Итиль стала впоследствии столицей каганата. Из письменных византийских источников известно, что каган Иосиф называл Итиль своим «местопребыванием во дни зимы».

По весне каган и хазарская знать отправлялись кочевать в степи. Каганат включал в себя также многие земледельческие племена и народы, что позволяло верхушке общества оставаться по традиции полукочевой. Продукты земледелия, товары ремесленников они получали от своих подвластных оседлых сограждан. Благодаря симбиозу кочевников и земледельцев, каганат был степным государством с развитой экономикой, которое вело агрессивные войны. При этом хазары не разоряли хозяйство покоренных народов, а заставляли их работать на себя.

Хазарский каганат продолжал существовать до середины XI века, но затем пал после нашествия очередной кочевой волны — половцев - воинственного тюркского народа. Половцы, видимо, народ смешанного происхождения, так как славянское его название происходит от слова «полова» – солома, что по общепринятому мнению учёных указывает на светлый цвет волос. Однако среди них все же преобладали люди темноглазые и темноволосые. Те и другие имели европейскую внешность. Самоназвание половцев – кипчаки  (или кыпчаки), а название этого народа в исторических трудах Византии и арабского мира – куманы. Сведения о них можно найти в Интернете, причем кипчаки зачастую выступают в разных статьях под этими тремя разными именами, что вносит определенную путаницу.

В XIII веке Поволжье настигла третья волна завоевателей - монгольское нашествие. После того, как Чингисхана не стало, большая часть монголов вернулась восвояси, а гигантские территории, завоеванные монголами, были поделены между его наследниками. Обычной практикой монгольских правителей стал наём в свои войска и дружины местных жителей из числа покоренных народов. Происходило это из-за малочисленности монгольских воинов. Постепенно все эти покоренные народы в европейской историографии получили название «татары».

Более других народов поддержали завоевателей многочисленные и воинственные половцы-кипчаки. Другие завоеванные народы черкесы, славяне, булгары, аланы и прочие далеко не полностью принимали главенство монголов, воевали с ними, а в мирное время платили им дань.

Волга не была в то время русской рекой, нижнее течение ее и земли до Хорезма занимали завоеванные монголами пространства. Причем Ислам оказывал большое влияние на культуру монгольских улусов-государств, хотя сами ханы - наследники монголов - придерживались традиционной религии монголов Бон. Впоследствии царевич Узбек, не чингизид, отравивший очередного хана Золотой Орды и захвативший в ней власть, перешел в мусульманство. Он зверски расправился с монгольскими царевичами и военачальниками, большинство из которых отказались принять мусульманство.

Оставшиеся в живых со своими войсками бежали на Русь, которая пользовалась известной самостоятельностью и, поскольку монголы отличались веротерпимостью, правители Руси и её народ оставались христианами. Так в русские земли ушли боеспособные части монгольских войск и их руководители, которые не хотели принудительно менять веру.

Со временем они в большинстве своем  приняли православие и в правящем классе Руси произошло русско-«татарское» смешивание - метизация. Большое число русских дворянских фамилий имеют корни в миграции этой части монголо-татар. Примеры таких фамилий известны: Аксаков, Апраксин, Баранов, Басманов, Бибиков, Булгаков, Бунин, Гоголь, Годунов, Горчаков, Державин, Карамзин, Корсаков, Кропоткин, Мичурин, Рахманинов, Строганов, Третьяков, Тургенев, Тютчев, Ушаков, Чаадаев, Шереметьев, Юсупов и другие. Здесь только те, кто вошёл в нашу историю, можно посмотреть в Интернете, что эти люди сделали для России.

Однако, соответственно нашему происхождению, нас интересуют народные массы. Как в них проходила метизация «татар» с русским и другими народами Руси? Как показали последние генетические исследования – смешение в народных массах славянских племен и народов центральной России с ними в целом не случилось. Исключения по местностям имеются.

Конкретно о Поволжье ясный ответ находим в книге «Черная легенда» глубоко уважаемого историка, мыслителя и этнолога Льва Николаевича Гумилева на странице 168: «Много рядовых воинов (из монголо-татарских отрядов) поселилось на юго-восточной окраине (Руси), были зачислены в пограничные отряды и составили сословие  дворян-однодворцев – подобие польской «застенковой шляхты»*. Только Екатерина II, упрощавшая систему Российской империи, перевела их в сословие государственных крестьян.

Ареал однодворцев стал рубежом между двумя новообразовавшимися энтосами – русским и татарским, и, более того, между двумя суперэтносами – православным и мусульманским». Делаем вывод, что среди порубежных однодворцев метизация всё же  постепенно стала происходить.

Итак, происхождение семьи отца - однодворцы. Другие названия – застенковое, околичное, мелкопоместное дворянство, государственные крестьяне, короче - однодворцы. По образу жизни это были те же крестьяне, но свободные и зачастую более обеспеченные. Они были обязаны государству военной службой на границах. Общины однодворцев этнически базировались на местном населении, в основном, с русским самосознанием и православным вероисповеданием.

Отсюда пошли нетипичные имена, смешение культур и внешность жителей порубежных поселений. Отец был похож на восточного человека – карие большие яркие глаза, темные густые волосы, маленькие руки и ноги. Это у него по линии матери Ксении Лазаревны. Непререкаемо признавали его за своего узбеки и киргизы. За своего признавали евреи и цыгане. И если бы были такие знакомые, то и хазары тоже. Уверена. Всё это, в целом, не противоречит сложному происхождению коренного населения Саратовской области.

Мои дедушка и бабушка со стороны папы были очень старенькие. Наш папа был рождён Ксенией Лазаревной в 1905 году,когда ей было 50 лет. Отсюда год рождения бабушки (дедушка Андрей был несколько, но не на много старше) 1855-1856.  Наш папа был самым младшим из сыновей, младше его на 2 года только маленькая – необъятных размеров - тётушка Анна, называемая в семье по Саратовской традиции тётя Нюра. Последнюю дочь тётю Нюру Бабушка родила в 52! Рекорд по тем временам. Да и сейчас такое редкость. Всего бабушка родила 16 детей, из них в живых осталось, несмотря на всякие катаклизмы, войны, революции и голод, 10 человек, 9 из которых умерли уже в пожилом возрасте.

В результате такого длительного периода рождений детей в семье отца большинство моих двоюродных братьев и сестёр годились нам в отцы и матери, а двоюродные племянницы оказались аккуратно моего возраста. Сейчас у меня есть дети двоюродных внучатых племянников вполне детородного возраста, то есть я давно являюсь прабабушкой, а может быть где-то и пра-пра-бабушкой. Поскольку у меня в роде было 44 двоюродных брата и сестры (из них только четверо со стороны мамы), то их потомки, наши кровные родственники, надеюсь, существуют в огромном количестве на просторах нашей страны и, насколько мне известно, после 90-х годов прошлого века, появились они и в русской диаспоре за рубежом.
 
Особенно много наших родичей живут в Саратове, Энгельсе и Саратовской области. Моя двоюродная племянница Людмила Слепова, москвичка, лет 30 назад была в Саратове на похоронах своей родной тёти, моей двоюродной сестры Анны Александровны (она дочь от первого брака старшего отцова брата Александра). Она рассказывала, что это были грандиозные похороны, на которых собралось более 200 человек Слеповых и Слеповых по женским линиям.

Громадные размеры отцовского семейства и могучие жизненные силы этой семьи меня всегда искренне восхищали и поддерживали. Впрочем, не меньше, чем ум и прекрасное воспитание маминых родственников.

Мне кажется, неотъемлемая черта личности отца - это глубокая любовь к природе, походам, путешествиям, ловле рыбы и грибам. С детства в памяти сохранились наши походы «на природу». Не только за грибами и ягодами - за цветами, орехами, для любования красотой лесов, полей и рек, животных, знакомство с памятниками архитектуры, древними русскими городами.
 
Отец очень любил лес, грибы же знал безукоризненно, различал их идеально. Мы с детства были полностью в курсе, никогда проблем с отравлениями не было. Кроме одного случая, когда мы, безнадзорные, насобирали со старшей сестрой с пенька летние опята. Да видно что-то маленько перепутали. Отравиться не отравились, но животами маялись. С отцом такого не случалось никогда.  До конца жизни он сохранил редкостное чутье к грибам и любовь к тихой охоте. Мог наестся до отвала и накормить всех нас даже на дачном участке, собирая не только свинушки-чернушки, но и грибы подозрительно похожие на мухоморы.
 
Даже на склоне лет уже тяжело больной (а он с 1972 года тяжко болел, перенес операцию, инфаркты) отец продолжал свои поездки. Только уже не осмеливался ездить один, по велению врачей обязательно его должен был кто-то сопровождать, чаще всего  вызывалась я, так как очень любила эти походы и за отца беспокоилась.
 
В заключение моих комментариев  к первой главе мемуаров отца, опубликованных в сборнике , немного о настоящем села Старые Бурасы. Совсем недавно я писала о том, что село Старые Бурасы имело в Интернете статус быстро растущего, бурно развивающегося. До середины десятых годов ХХI века, когда я работала над мемуарами отца и возвращалась к написанному, чтобы порадоваться процветанию Старых Бурас, так и было.

Завод торийских лошадей, призы на скачках, прекрасная школа, элитный детский сад, автобусное регулярное сообщение, поликлиника, музей.
Затем статус резко упал. Теперь пишут о нем, как об окраине района, отрезанной от жизни, отсутствие медпомощи, нет автобусного сообщения. Как это случилось, не берусь судить. Тут и очередные эксперименты над сельскими жителями, и ушли из жизни мастера-заводчики. Пожалуй, это подтверждение роли личности не только в истории всего народа, но и жизни отдельных регионов. Как говорил один из наших великих деятелей – кадры решают всё!

В конечном итоге, кадры – это каждый из нас. От нашего ума, образования, культуры, здоровья, воспитания наших детей и внуков, активности, понимания ситуации, мудрости, памяти, способности к сопротивлению, стремления к свободе и добру, от нашей веры, от любви к своему народу и от соблюдения нами традиций зависит всё.

Продолжение следует.  Глава 2 Воспоминаний Л.А.Слепова


Рецензии
Галина! Какую работу Вы проделали, обратившись к воспоминаниям Вашего отца!
Публикация мемуаров отца - это не только сохранение памяти о родном человеке, не только предоставление возможности читателям увидеть исторические события глазами одного из свидетелей. Это и вклад в общее осмысление нами того, что, как и почему
происходило и происходит в стране и мире.
С уважением,

Тамара Николенко   12.08.2023 07:47     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас, Тамара, за прочтение мемуаров и рецензию.
Согласна с Вашими словами об осмыслении происходящего в мире через познание живого исторического процесса.
С уважением и признательностью -

Галина Слепова   12.08.2023 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.