Никогда не говори никогда

               
                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ


                НИКОГДА НЕ ГОВОРИ НИКОГДА
                (рассказ)

Сегодняшний вечер получился необыкновенно сказочным…  Небо, будто сиреневый туман опустилось на город, и наш маленький дворик наполнился запахом майских цветов. Где-то совсем рядом заливался соловей, а легкий морской бриз освежал тротуары улицы.

Я присел на лавочку и тихо произнес:
- Красота-то какая – жить хочется!..
Откинувшись на спинку скамейки, я закинул ногу за ногу и потер больное колено. Но даже оно, в этот дивный вечер, почему-то совсем не беспокоило меня. Я ухмыльнулся приятному случаю и вздохнул.
- Странно, - подумал я и пощупал пульс на запястье.
- Живой, - с иронией подметил я и почему-то посмотрел на небо.
Оно было серым-голубым, а местами казалось сиреневым и даже розовым. Редкие звезды на нем были чуть заметны и от этого казалось, что они только зарождались в огромном пространстве.
Вдруг светлая полоска перечеркнула небо, и я воскликнул:
- Звезда упала!..
Я не стал загадывать желания, а только процитировал Пушкина:
«Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты».
Громко ухмыльнувшись, я произнес:
- А от себя, что-нибудь добавишь?
- Скажу, что мои желания и мечты не исполнимы, - отвечал я.
- Это почему же?
- Потому, что мои желания необыкновенные и несбыточные. Они никогда не сбудутся, - заключил я, а из куста сирени донесся голос:
- Никогда не говори никогда!..
Я вздрогнул и встал с лавки:
- Кто здесь? – Тихо спросил я, а голос ответил:
- Не бойся, это я!..
Через мгновение куст зашуршал листвой, и у его основания появился черный кот. Я отступил к лавке, а он подошел ко мне и стал тереться о мою ногу. Он мурлыкал, а из куста сирени выполз мужчина. Он приподнял голову, а я от неожиданности присел на лавку. Кот запрыгнул мне на колени и, заглядывая мне в глаза, жалобно мяукнул.
- Кот твой? – Приходя в себя спросил я у незнакомца.
Тот покачал головой и встал на ноги.
- Я присяду? – Произнес он и тяжело опустился на край лавочки.
Мужчина выдохнул перегар и, как старый знакомый упрекнул:
- Вечер классный, а ты грустишь…
Я не ответил и, брезгливо взглянув в его сторону, подумал:
- Бомж…
Тот, не обращая внимания на мою выходку, опять спросил:
- Ты чего такой хмурый? Обидел кто?
- Никто меня не обидел, – поспешил ответить я и спросил:
- А тебе, я смотрю, весело?
- Нет, мне невесело, но мне хорошо. Мне всегда хорошо, - заявил незнакомец и протянул мне руку. – Меня Константином зовут, а тебя?
- Иннокентий Павлович, - ответил я, но руки не подал.
Мой собеседник опустил руку и, ухмыльнувшись, произнес:
- Брезгуешь, понимаю.
Я собрался уходить, а он спросил:
- А, что ты за стихи здесь читал? Пушкина, что ли? – Он опять обдал меня перегаром и заключил, - Пушкин, конечно, гений, только иногда, Кеша, надо и своей головой думать - у каждого своя жизнь…
- Не тебе меня учить, - грубо оборвал я собеседника, - посмотри на кого ты похож, в кого ты превратился? Ты же бродяга - бомж…
Константин хотел что-то сказать, но я продолжал наступать:
- Ты сейчас начнешь мне жаловаться на судьбу, на злодейку жену и рассказывать, как сильно тебе не повезло в жизни. Меня жизнь тоже не баловала, но я не опускался до такого и никогда этого не сделаю.
- Ой не зарекайся, Кеша! – Остановил меня собеседник и посоветовал. – Никогда не говори никогда. Ничего невозможного нет и в нашей жизни все может случиться. И твоя несбыточная мечта тоже…
Последней фразой Константин остановил мою прыть, и я отступил. А мой собеседник воспользовался паузой и продолжил:
- Вот ты говоришь я бомж, то есть человек без определенного места жительства. А у меня, между прочим, есть своя комната в общежитии, есть и паспорт, и прописка. И жил так, я не всегда. Была у меня и семья, и хорошая работа, и деньги у меня водились немалые…
Константин заметил, что я его слушаю и вдруг признался:
- А счастливым я стал только сейчас.
- Это как? – Удивился я.
- Всю жизнь я мечтал стать счастливым человеком, - продолжал свой рассказ Константин, - и это стало целью моей жизни - заветной мечтой. Я успешно окончил институт, устроился на перспективную работу, женился на красавице, но счастья не приобрел. Я занялся бизнесом и открыл свою фирму. Я быстро разбогател, но счастья и здесь не было. Проходило время, я терял веру и все чаще стал говорить о том, что моя мечта никогда не сбудется. Но свершилось чудо, и я стал счастливым человеком. Вот поэтому я тебе и советую - никогда не говори никогда. Ничего невозможного нет, все может случиться…
Он посмотрел на меня и спросил:
- Тебе, наверное, непонятно, как бомж может быть счастливым?
Я пожал плечами, а Константин продолжил:
- Не удивительно, я и сам не сразу это понял.

Я ожидал от него объяснений, а он рассказал, как после смерти единственного ребенка пришел к вере, как он отказался от бизнеса и, как все вырученные деньги передал в детский фонд. Я узнал, что вскоре от него ушла жена, а он сам бросил работу и уехал в деревню.
- Потом я вернулся в город, - рассказывал Константин, - работал мастером на заводе и мне дали комнату в семейном общежитии. Здесь я познакомился с женщиной, как выяснилось позже, положившей глаз на мою жилплощадь. Я не обиделся на нее и предоставил свою комнату ее дочери с ребенком. Комендант не стал возражать и предложил мне место в колясочной - это такое маленькое помещение под лестницей. На заводе я вскоре попал под сокращение и потерял работу. Так потихоньку я стал отдаляться от общества и городской жизни.

Константин замолчал, а я, опережая события, спросил:
- А как же твое счастье? Пока у тебя все невесело получается…
Мой собеседник улыбнулся и ответил:
- А счастье пришло, когда я его не ждал. Все, как по Писанию: «И встретишь ты, когда не ждешь, и обретешь не там, где ищешь» …
- Ну, а все-таки, - допытывался я.
- Если честно, я и сам не сразу заметил, когда оно пришло, - признался Константин, - ведь счастье рукой не пощупаешь, да и глазами его не заметишь. Счастье - это состояние души…
- Ну и как же ты узнал, что оно наступило? – Не успокаивался я.

Константин немного подумал и ответил:
- Дату я, конечно, не помню, так как пришло оно незаметно и постепенно. Просто каждый день для меня становился новой маленькой жизнью. И я, разгуливая по городу, замечал, как легко мне живется на этом свете. Я был свободным человеком, я никуда не спешил, меня не беспокоили житейские хлопоты, я никому ничего не задолжал, у меня не было проблем и, наконец, я ничего не боялся. Терять мне было нечего, и я стал понимать, что приобрел покой. И если верить Пушкину, то именно покой является одним из прототипов счастья…
- Ну, да, - согласился я и сделал Кости комплимент, - я вижу ты мужик неглупый и язык у тебя подвешен правильно, только вот я думаю, что далеко не каждый захочет разделить с тобой твое счастье…
- Это потому, что у каждого из нас свое представление о счастье, - отвечал Константин, - кто-то находит его в любви, кто-то в богатстве, а кто-то, как Пушкин, видит его в покое. И знаешь, Иннокентий, я с ним согласен. Только в покое замечаешь, какая прекрасная жизнь.
- А я думаю, что ожидание счастья и есть счастье, - вставил я.
Константин со мной согласился и заключил:
- Счастье – это, как заветная мечта! Есть мечта – есть счастье.

Мне понравилась философия Константина и я поинтересовался:
- Значит твоя мечта сбылась, и ты приобрел счастье? - Он кивнул головой, а я продолжил, - получается, ты приобрел счастье, но потерял мечту. Тогда как же понимать твое заявление, что ты счастливый человек? Ты же потерял мечту, а мечта по твоему определению и есть счастье? Нет мечты - нет счастья. Значит твое счастье закончилось…
- Нет, - возразил Константин, - счастье не закончилось, потому что у меня появилась другая мечта. Мечта приобрести новую мечту…
- Ну, ты хитер! – Восхищался я находчивостью собеседника, - ты, похоже, и впрямь счастливый человек. Вот уж никогда не подумал…
Костя остановил меня и, приставив палец к губам, прошептал:
- Никогда не говори никогда…   


Рецензии