Глава 2. Крещение
Мое пребывание в Буэнос-Айресе завершалось началом международного фестиваля Ladys tango. Девушки из разных стран приехали сюда без партнеров, и на мероприятиях им ассистировали профессиональные тангеро. Вообще, профессия танцора танго достаточно распространена в Аргентине, мужчины этим зарабатывают себе на «хлеб с маслом» (до 100 долларов за три часа) и содержат свои семьи. Есть даже специальный термин для мужчин, которые сопровождают женщин на милонгах, - танготакси (tangotaxi). Иногда их еще называют taxi dancer. Пользуются услугами танготакси, как правило, женщины-иностранки, реже – мужчины-иностранцы, и возрастные портеньяс[4]. Женщинам это удобно: нанятый milonguero[5] забирает жаждущую вкусить это patrimonio intangible de la humanidad[6] в назначенном месте, привозит ее на милонгу, которая, как правило, проходит в ресторане, оказывает ей все положенные знаки внимания за ее же деньги весь вечер, а точнее, ночь, и танцует с ней столько, сколько ей хочется, а затем отвозит ее обратно, когда она пожелает. Этакий эскорт в мужском исполнении. Разумеется, внешний вид танготакси (набриолиненные волосы, черный костюм и манеры в стиле ретро) придают всему мероприятию форму женских эротических грез в их лучшем романтическом исполнении. Впрочем, как бывают разные заказчицы, так и бывают разные исполнители. Практически, можно заказать себе и пацана в джинсах, если того душе танцующей угодно. Заказать - то есть выбрать на специальном сайте, в агентстве или воспользоваться личной рекомендацией. Мне, например, охотно подбросили телефончик танготакси на ресепшен отеля, где я проживала, когда я спросила о ближайшей милонге.
Но я им не воспользовалась, так как в ресторан на аутентичную милонгу в Буэнос-Айресе я сходила с моим новым знакомым по школе танго, Бьорном из Швеции. Совершенно бесплатно, естественно. Как и «положено», на это мероприятие я нарядилась в длинное облегающее красное платье с высоким боковым разрезом, ради бабетты предварительно просидев час в парикмахерской на авенида Ривадавиа. Вообще, я не любительница ресторанов, а спиртное употребляю раз пять в год по праздникам, но здесь пришлось заказать asado, знаменитый аргентинский стейк из говядины, и Tinto[7]. Настоящая милонга оказалась не такой романтичной, как я себе ее представляла. В центре полутемного зала со столами, расставленными вдоль стен по периметру, танцевали пары разнообразной комплекции людей в неаккуратно облегающих фигуры платьях и потных рубашках. Грузный пожилой мужчина с блестящим лицом, наступая своим весом на партнершу с прилипшими к вискам распущенными волосами, на мгновение пронзил меня зорким взглядом. Нервно сглотнув вино и вжавшись в спинку кресла, я положила руку на запястье Бьорна, который тем временем повествовал мне о том, как он «докатился до такой жизни», то есть, как он попал в Буэнос-Айрес. Работал он инженером в одной из международных компаний, женат не был, и вот, в районе сорока лет, бросил все и решил дать себе год на преодоление кризиса среднего возраста. На собранные к этому времени накопления он приехал в Буэнос-Айрес, снял квартирку и «пустился во все тяжкие»: стал ходить в школу танго и на курсы испанского языка. К слову сказать, при мне он бегло говорил по-испански с официантом и уверенно ориентировался во всех нюансах местной жизни. Короче, весь вечер мы с ним проговорили за жизнь, а танцевать в этом душном помещении с полутрезвыми кавалерами мне не захотелось. Похоже, что местные жители не настолько трепетно относятся к своему достоянию ЮНЕСКО, как мы. Для них, возможно, это - просто способ провести очередную жаркую аргентинскую ночь в ресторане, поев, попив и потанцевав. Хотя, возможно, это мне так «повезло» с местной милонгой (да простят меня «собратья» по танго из его столицы).
На приветственном ужине Ladys tango fest, единственном мероприятии фестиваля, куда я успела попасть до моего отъезда из Аргентины, в роскошной главной зале Национальной академии танго я из первых рук почерпнула информацию о танго мероприятиях в нашей части Света. Оказывается, девушки были очень довольны турецкими танго фестивалями (кто бы мог подумать!), особенно советовали фестиваль в Стамбуле, который назывался TangoRitual. Также, хорошо отзывались о европейском ТангоКэмпе (Tangocamp), который проходил летом в четырех странах Европы по weekends[8]. На этой высокой ноте, полная новых навыков и впечатлений, я улетела в Москву, в морозную атмосферу чистого от снега воздуха.
Вернувшись домой, я поняла, что теперь моя жизнь уже не может быть прежней, я тоскую по танго. И вот через четыре месяца я приехала на первый в своей жизни ТангоКэмп, который проходил в душном июльском Риме.
Первый вечер в отеле, гудящем возбужденной разноязыкой толпой танцоров. Первый ужин в ресторане этого же отеля, после которого должна состояться первая фестивальная милонга. Ресторан полон посетителей, свободных мест за столами – по пальцам перечесть. Я вижу большой круглый стол в конце зала, и там свободное место. Подхожу, спрашиваю, свободно ли, и сидящие приветливыми кивками приглашают меня присоединиться к ним. Чувствую, что это – большая компания людей, которые уже хорошо знают друг друга. Знакомимся, оказывается, это – ливанцы. Люди, в основном, среднего возраста и пожилые, расслабленные, дружелюбные, красивые. Спрашивают меня, как давно я танцую. Я, несколько смущаясь, говорю правду, что всего неделю, дома танго отсутствует как класс, и я волнуюсь, что на милонгах здесь буду разочаровывать партнеров своей неумелостью. Произнося последнюю мысль, замечаю внимательный взгляд сидящего слева от меня пожилого мужчины, который назвал себя Надимом, а шикарная возрастная брюнетка напротив меня возражает: «Удовольствие можно получить, танцуя и с абсолютно неопытным партнером, главное, чтобы он нравился!» Какое вдохновляющее откровение!!!
После ужина, принарядившись, я пришла на милонгу и скромно села в первый ряд стульев, окаймлявших танцпол, решив просто наблюдать за танцующими. Танцзал небольшой, теплый и уютный, очень быстро наполнился танцующими парами. Какое удовольствие было смотреть на людей, которые, блаженно улыбаясь с закрытыми глазами, двигались в такт музыке, прижавшись щеками друг к другу! В какой-то момент я невольно начала улыбаться сама и поймала себя на мысли, что могла бы просидеть весь вечер вот так, просто наблюдая за всеобщим счастьем и пропитываясь расслабляющей атмосферой этого удовольствия.
Вскоре передо мной возникает Надим и приглашает меня на танец. Он – хорош: высокий, статный, солидный. Неторопливо выводит меня на позицию, торжественно поднимает руку, в которую я медленно кладу свою, и осторожно начинает салиду. Я следую его ведению, замечая со временем, что ничего, кроме салиды, он мне не предлагает. Мы перемещаемся по залу, и моя поступь становится все увереннее, шаги шире, и вот я уже чувствую желание разнообразить свой танец. Но нет, кроме торжественной салиды с гордо поднятой головой ничего не происходит. В конце танды[9] Надим искренне поблагодарил меня, сказав, что я – замечательная партнерша, которая умеет чутко чувствовать партнера и следовать ему. «И запомните, Татьяна , — добавил он, провожая меня на место , — опытный партнер никогда не поставит женщину в неловкое положение. Он сразу определит ее уровень мастерства и будет вести ее только на те элементы танца, которые ей на данный момент доступны. Главное в танго – это получать удовольствие от танца и общения друг с другом».
Моей благодарности не было предела! Надим вселил в меня то чувство уверенности в себе, которое в последствии помогало мне переживать критику со стороны неуверенных в себе партнеров. Надим - мой крестный отец в танго - оказался ливанским бизнесменом, который в танго пришел, последовав за своей женой, той шикарной брюнеткой в ресторане. Конечно, он не был профи в танце и не стремился к этому уровню, но он мог составить компанию женщинам, приятным ему, и включился в бизнес, связанный с организацией фестивалей танго в Бейруте.
[1]Канженге (Canyengue) – историческая форма танго, которая считается его прародителем. Было популярно на рубеже XIX-XX вв. на народных вечеринках на окраинах Буэнос-Айреса. Характеризуется близким объятием в форме ;, маленькими шагами и ритмичными преувеличенными движениями тела, акцентирующими шаги.
[2]Escuela Argentina de Tango – Школа аргентинского танго (исп.)
[3]Анхель Вильольдо (1861- 1919) – аргентинский музыкант, один из родоначальников музыкального жанра танго, автор множества песен и музыкальных произведений, в т.ч. знаменитого на весь мир «Эль Чокло» («El Choclo»).
[4]Портенья – жительница Буэнос-Айреса (исп.)
[5]Milonguero – танцор танго/милонги
[6]Patrimonio intangible de la humanidad – нематериальное наследие человечества (исп.)
[7]Tinto- красное вино (исп.)
[8]Weekend – окончание недели/выходные (англ.). Обычно считаются со второй половины пятницы (иногда, четверга) по воскресенье.
[9]Танда – серия из четырех танцев в одном танго-стиле. Отделяется от другой танды резко отличающейся по звучанию музыкальной паузой. Принято танцевать целую танду с одной партнершей, а после ее окончания приглашать другую партнершу.
Свидетельство о публикации №223060301096