Напевать лучше хором

Впечатление такое, что вся т.н. творческая интеллигенция получила разнарядку хвалить фильм «За нас с вами» А.Смирнова, что она и делает, как под копирку повторяя аргументы.
Да, конечно, диалоги никуда и сюжет слабоват, но зато тема!.. Да, профессор философии похож на счетовода, а раскулаченный чекист – это вообще бред, но ведь действительно сажали и раскулачивали!..  Да, детали из других времен, но как убедительно!.. Да, главная героиня играет так себе, но какой актерский состав…  Да, длинно и скучно, но это надо помнить…  Типа, стали мы с вами забывать ужасы сталинизма, вот автор и напомнил, вот какой молодец, да еще в 82 года.
Не кино, а путеводитель: слева Детский мир, справа та самая Лубянка, помните, я вам рассказывала… Что?..  Да, работает, куда она денется.
Особенно впечатляет рефрен про «забывать». Это, простите, про кого?  Кого репрессии коснулись в жизни -  те забудут едва ли. Или это про тех, для кого это просто модная тема с налётом неопасной фронды?
И что тогда в сухом остатке?  Коммунальная «воронья слободка»?  В 50-е я тоже жил в коммуналке, да и позже тоже, не в такой, конечно, роскошной, как, видимо, была у автора, но ни одной живой детали в фильме не увидел. Склоки, да, были, и мордобои были, и отраву в кастрюли сыпали, хоть детектив пиши. Но все живое, а не картонные прописи про поведение различных социальных групп в условиях ограниченного пространства.
Что там по списку? Репрессии? Да, сотни тысяч ненаписанных кровавых романов с рвущими душу подробностями.  А мы что увидели?  Аресты в количестве двух, один учёный, другой врач, детали неизвестны… Клише. А ведь тут могла быть шекспировская драматургия – доносы из-за жилплощади или просто для удовольствия…  А этот шепоток под дверью: «А для вас уже бараки строят…»  Просто из уважения к теме поработать с архивами, поинтересоваться конкретными случаями недосуг было? Ну-ну.
И невольно возникает вопрос: тема-то автора точно волнует? Она ему близка, это что-то личное, семейное или тут просто подсознательное желание приобщиться к тем, кто и сегодня не потерял голос? Я вот как-то сомневаюсь, потому что единственным живым персонажем в кино оказался метростроевский прораб – нормальный мужик, хоть и член КПСС, работяга и не канцелярская гнида.  А остальные коммунальные персонажи несут какую-то книжную чушь про немецкий язык, про гуся с яблоками и Смольный институт, что сочувствия никак не вызывает. Это так специально или по Фрейду получилось?
В 70-е годы Америка возненавидела актрису Луизу Флетчер, сыгравшую отвратительную сестру Рэтчед в фильме «Пролетая над гнездом кукушки». Вся, включая самых дремучих жителей самых отсталых штатов, которые никогда не слышали не только про карательную психиатрию, но и про психиатрию вообще. Это, извините за банальность, называется силой искусства.
Боюсь, что сегодня обсуждаемый фильм принимают в основном те, кто и без него против возврата к прошлому. От которого, о чем я писал множество раз, мы никуда и не удалялись.  А вот если бы наш мастер экрана снял такой шедевр, что, посмотрев его, все явные и скрытые сталинисты устремились бы к Соловецкому камню замаливать грехи, я встал бы в ряды самых горячих его поклонников. И никакие огрехи сценария, и фальшивые детали никто бы и не заметил, тем более что операторская работа в фильме просто превосходна.
Но этого, увы, не случилось.
 


Рецензии