Новая кровь и опиум для народа
Ее белоснежные ножки едва касались земли.
- Любите, - она говорила, - легко, как растет листва.
Но я был глуп и молод и не знал, что она права.
А в поле, где у запруды стояли мы над рекой,
Плеча моего коснулась она белоснежной рукой.
- Живите легко, мой милый, как растет меж камней трава.
Но я был молод, и горько мне вспомнить ее слова.
У.Б. Йейтс (перевод С.Я. Маршака)
Удивительная миссис Мэй / Children Act, Великобритания, 2017
Пожалуй, единственный фильм, в создании которого приняли участие аж два Коммандера Ордена Британской Империи, дама и джентльмен.
Фильм снят по одноименному бестселлеру уважаемого Иэна Макьюена (Коммандер № 1), который входит в неофициальный Тор 3 британских писателей, я здесь уже рецензировал его отличный роман «Неистовая любовь» (http://proza.ru/2022/01/06/1938).
Как обычно, немного ворчания - название Children Act ключевое для идеи фильма, нет, почему-то надо было поменять на русское название, пригодное разве только для ромкома и вводящее потенциального зрителя в полное заблуждение.
Итак, сюжет: полностью погруженная в свою работу судья по делам, связанным с детьми, Фиона Мэй (несравненная Эмма Томпсон, Коммандер № 2) рассматривает очень сложные дела - разделение сиамских близнецов, которое может повлечь смерть одного из них, похищение ребенка из Британии в Марокко, выселение нерадивого мужа и так далее. И тут на ее рассмотрение попадает дело, непосредственно связанное с религией. Родители Адама Генри (Финн Уайтхед, дебютировавший в «Дюнкерке»), члены секты «Свидетели Иеговы»*, категорически возражают против переливания крови своему сыну, больному лейкемией. Такое переливание может спасти ему жизнь, но родители утверждают, что их религиозные убеждения (и убеждения их сына) запрещают переливание крови, «ведь кровь - это душа, и в случае переливания душа будет загрязнена». Обычное мракобесие, ведь этого нет в Писании, это Свидетели сами придумали на своей конференции в 1945 году. Решение суда в данном случае будет решающим, как решит судья Мэй (кстати, впервые узнал, что к женщинам-судьям в Британии обращаются не your honour, а my lady), так и будет. Здесь как раз и вступает в действие тот самый «The Children Act» — закон Великобритании о детях, принятый в 1989 году. Он ставит благосостояние ребёнка превыше всех других обстоятельств, включая пожелания родителей и религиозные соображения.
Судья решается на беспрецедентный шаг: поехать к Адаму в больницу и побеседовать с ним лично. И совместное исполнение песни на стихотворение Йейтса, которое вынесено в эпиграф, многое меняет и для Фионы, и для Адама - дальше спойлерить не буду.
Вторая сюжетная линия - это семейная драма Фионы, ее погруженность в работу вызывает естественный протест мужа Джека (Стэнли Туччи), который в конце концов открыто говорит: «А я заведу роман на стороне! Вот!» и уходит из дома.
В этом фильме, пожалуй, очень много смыслов и идей. До каких пределов может дойти человек в своей исступленной вере в Бога? Что такое вера вообще? Если ты меняешь свою веру - что это? «Смена одной зубной феи на другую», как говорит Адам? И та самая свобода выбора, которую дает Господь - что выбирает человек и почему?
Макьюэн и создатели фильма всем течением сюжета и действиями героев не дают прямого ответа. Да и знаем ли мы эти ответы, когда принимаем то или иное решение? По крайней мере, Фиона постепенно осознает, что ее судебный педантизм и крючкотворство мало общего имеют с человеческой эмпатией и справедливостью. Она - человек Системы, но насколько это правильно? Встреча с Адамом очень многое меняет в жизни Фионы.
Отдельный респект Стивену Уорбеку, композитору фильма. По сюжету Фиона выступает на любительских концертах (вообще любительские концерты и спектакли - повальное английское увлечение) в качестве пианиста-аккомпаниатора своего коллеги Марка (Энтони Калф). Симфонический и фортепианный саундтрек великолепен, он абсолютно идеально соответствует духу и сюжетным перипетиям фильма.
Если говорить об актерских работах, то, что касается Эммы Томпсон - здесь, как говорится, no comments, актриса непревзойденная, сумевшая передать все переживания своей героини. Мы как-то привыкли к Стэнли Туччи в ролях ботаников-плохишей в блокбастерах по комиксам, однако здесь мы видим всю глубину его драматического таланта. Финн Уайтхед тоже хорош, ведь его герой проходит весьма драматичную и трагическую трансформацию.
Пожалуй, только на один вопрос, поставленный в фильме, можно однозначно ответить утвердительно. Является ли Уильям Батлер Йейтс великим поэтом? Да!
Так что если вам интересно серьезное кино с отличной актерской игрой, основанное на мастерски написанном романе - добро пожаловать в жизнь и историю Фионы Мэй.
* Организация, признанная экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена
Фото succo c сайта pixabay
Свидетельство о публикации №223060301492