Дядька из Киева или новые открытия

Радость, возбуждение, воодушевление - это лишь немногие их тех эмоций, которые испытывает человек, открывший неизвестные ранее страницы семейной истории.

Часто люди в своих поисках заходят в тупик просто из-за отсутствия нужных им документов. Такие ответы, как "... данные документы на хранение в архив не поступали...", вводят начинающих генеалогов в ступор и последние, махнув на всё рукой, останавливаются так и ничего нового для себя не узнав.

У меня тоже долго не получалось обнаружить запись о рождении моего прадеда Сергея Николаевича Каурцева, хотя мне были известны базовые данные: год и место его рождения. Казалось бы, дело проще простого! Да не тут-то было! Мой поиск пошёл трудным путем потому, что в Пензенском архиве метрических книг за 1872 год нет и не было. В чем причина? Загадка! Возможно были утрачены... Что же делать человеку, который не привык отступать перед трудностями? Правильно! Искать другие возможности.

Но как же их найти, когда нет первоисточника?

Если ваш предок учился в высшем учебном заведении, то ваши шансы найти выписку из метрической книги резко возрастают. Таковую я и нашёл в Томском архиве, который на протяжение ста двадцати лет бережно хранит дела студентов медицинского факультета Императорского Томского университета, на котором мой прадед проучился четыре года. И вот, после переписки с архивом и относительно недолгого ожидания, передо мной сокровенный документ датированныы 1902-м годом, скреплённый гербовой печатью с двуглавым орлом!

"... Сие свидетельство, выданное по указу Его Императорского Величества из Пензенской духовной консистории надзирателю Барнаульского духовного училища Сергею Николаеву Каурцеву вследствие прошения и состоявшегося 4 мая 1902 года определения Епархиального Начальства в том, что в числе родившихся по метрическим книгам соборной церкви города Нижнего Ломова за 1872 год записано: Июля 5-го родился и 9-го крещен Сергий. Его родители священник церкви села Лещиного Николай Иванов Каурцев и законная жена его Пелагея Васильева, оба провославного вероисповедания. Восприемники: студент Киевской Духовной Академии Степан Тимофеев Голубев и жена священника с.Кривошеевки, Нижнеломовского уезда Александра Макарьева Казанская. Таинство крещения совершал протоиерей Тимофей Голубев с причтом. Гербовый сбор оплачен мая 11-го дня." Свидетельство подписано членом консистории, столоначальником и секретарем.

Вот это поворот! Я искал записи в метриках с.Лещиново, а тут соборная церковь Нижнего Ломова! Почему? Всех остальных детей Николай Каурцев крестил в своей церкви, почему именно Сергея повёз в Нижний Ломов? А кто такие отец и сын Голубевы? Может они имеют какое-либо родственное отношение к Каурцевым?
Как всегда новая информация даёт больше вопросов, чем ответов. Но тем она и хороша! Появляются новые факты, а в месте с ними и новые направления поиска.

Дальнейший поиск я повёл от простого, как мне тогда казалось, к сложному. Начал с изучения клировых ведомостей за 1872 год той самой соборной церкви, где крестили прадеда Сергея а так же церкви с.Кривошеевки.

Биография протоиерея Тимофея Николаевича Голубева меня впечатлила, но не дала и малейшего намёка на родство.
А вот Александра Макаровна Казанская (1845гр), жена священника Василия Григорьевича Казанского (1837гр), оказалась двоюродной сестрой её крестнику Сергею. Дело в том, что Василий Казанский после окончания духовной семинарии, был рукоположен во диакона в с.Лещиново в 1861 году, где и был сосватан за внучку священника Василия Разумова, которая была дочерью Варвары Васильевны (1823гр), вдовы священника Сергиевской Вирги Макара Грушевского (1820гр). Варвара, после смерти мужа в 1856 году, проживала у отца в Лещиново вместе со своими детьми Владимиром (1843), Александрой (1845), Надеждой (1847) и Марией (1849).
Василия Казанского в 1863 г рукоположили во священника в с.Кульмановку, а в 1869 г перевели в с.Кривошеевку, где он и закончил свой земной путь в 1902 году. У них с Александпой было шесть детей: Леонид (1865) псаломщик с.Мача, Чембарского уезда, Василий (1872), Варвара (1876), Вениамин (1879), Григорий (1881) и Пелагея (1885). На сайте Память Народа есть информация о их внуках, воевавших на фронте: Аркадие Леонидовиче (1899), Серафиме Васильевиче (1912), Вениамине Вениаминовиче (1911-1941) и Борисе Григорьевиче (1914-1943). Причем Аркадий Леонидович Казанский получил орден Отечественной войны 2 степени не так уж и давно, в 1985 году. Возможно в с.Мача, Белинского района, Пензенской области ещё живут его потомки?!
Что ж, будем продолжать искать!

А что с Голубевыми, спросите вы?

Если загуглить имя Степана Тимофеевича Голубева (1848-1920), то можно обнаружить, что он стал известным учёным-историком, профессором Киевской академии, написал много научных трудов по истории православной церкви. Он же являлся отцом известного монархиста Владимира Голубева (1891-1914) и архиепископа Гермогена, а в миру Алексея Голубева (1896-1978). Кроме этих двух детей у него были ещё Николай (1894-1930), Вера (1906-1973), Любовь, Георгий, Александр, Тимофей и Елена.
Все это очень интересно! Но почему именно Степан Голубев стал восприемником моего прадеда Сергея Каурцева, я обнаружил совсем недавно, разбираясь с клировыми ведомостями села Атмис, Нижнеломовского уезда. Причина, которая меня заставила заняться историей с.Атмис, была происхождение Марии Ефимовны Разумовой (1802гр), моей пра(3)бабушки.

Её отец, Ефим Васильев (1775гр), сын Атмисского священника Василия Герасимова, закончив Тамбовскую духовную семинарию, с 1795 года служил священником в родном селе. В клировых ведомостях церкви с.Атмис за 1832 год записано, что родстве у священника Ефима Васильева находится его родной брат, второй священник сего же села, Николай Васильев (1788гр). В семействе у Николая Васильева значится в 1832 г сын Тимофей, 11 лет, который обучается в Пензенском уездном училище.

Вот оно! Тимофей Николаевич 1821 года рождения, сын священника из с.Атмис это и есть наш священник, который в 1872 году в соборной церкви г.Нижний Ломов свершил обряд крещения над моим прадедом Сергеем Каурцевым.

И так, мы имеем, что Тимофей Николаевич был двоюродным братом бабушки Сергея, Марии Ефимовны, а Степан Тимофеевич, восприемник Сергея, соответственно был троюродным братом матери Сергея, Пелагеи Васильевны. Круг замкнулся!

В июле 1872 года Степан приехал на каникулы из Киева в родные края и Николай с Пелагей доверили ему быть восприемником их новорожденного сына Сергея. А протоиерей Тимофей Николаевич, видный пастырь Нижнего Ломова, удостоил своим почётом родственников, окрестив их сына.

Всё таки я лишний раз убеждаюсь, что случайных людей в делах семейных в духовном сословии не бывает! Если у вас нет этому подтверждения, то запаситесь терпением. Подтверждение обязательно найдётся!


Рецензии