опус 2. 0 Авеста

Фундамент системы.
= = = = = = = = = = =
Ахура Мазда («господь мудрый») = имя всевышнего, которого Спитам Заратуштра (основатель зороастризма) провозгласил богом. В Авесте (пять книг религиозно-философской системы) Ахура Мазда = безначальный творец бесконечного света || создатель всех вещей || устроитель и властелин мира || высший объект почитания зороастрийцев || отец Аши = закон эволюции мира. В конце бытия Ахура Мазда совершит очищение мира.

Описание системы.
= = = = = = = = = = =
Авеста («благая вера») = учение Ахура Мазды, принесенное на землю птицей Каршипт (вестник, принёсший учение в ковчег Йимкард = город-крепость, построенный Йимой, для защиты людей от наводнений). Царь Йима отказался от предложения Ахура Мазды стать основателем «благой веры» и её пророком. Первым и единственным пророком «благой веры» стал Заратуштра, получивший откровение, войдя в чистые воды реки Даитья. С момента получения откровения началась эра «визаришн» (разделение добра и зла). Так как учение Заратуштры передавалось устно, оно просуществовало только 500 лет. Его возрождение началось при парфянской династии Аршакидов (250 год до р.х. - 227 год от р.х.). Этот процесс завершился при царе Шапуре II из династии Сасанидов (IV век от р.х.). Священник Адарбад Мехраспандан ( 290-371 от р.х.) восстановил Авесту в виде канона из 21 книги (21 наска), в котором все наска составляли три группы по семь насков в каждой.

Первая группа называлась «гатик» (янтры) = неизменяемые гимны о духовных мирах и их законах:
1. Сатудгар-наск
2. Вахишта Мансар наск
3. Баг-наск
4. Дамдад-наск
5. Надар-наск
6. Паджам-наск
7. Ратоштай-наск

Вторая группа называлась «датик» (кодексы) = изменяемые социально-политические правила:
1. Бараш-наск
2. Кашасруб-наск
3. Виштасп-наск
4. Хешт-наск
5. Джераст-наск
6. Сафанд-наск
7. Баган яшт наск

Третья группа называлась «хада» (мантры) = неизменяемые правила жизни заратуштрийцев:
1. Ниярамн наск
2. Двасрауб-наск
3. Аспарам-наск
4. Аскарам-наск
5. Видевдад-наск
6. Хадохт-наск
7. Сатуд яшт наск

В VII веке от р.х. удар по «благой вере» нанесли арабы.
После арабов по территории Ирана прошлись орды Чингисхана и Тимура.

В настоящее время Авеста состоит из пяти книг
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
1. Ясна (почитание) = 72 главы || литургия, центральная часть = «гаты» (гимны Заратуштры)
2. Висперед (все владыки) = 23-24 главы || дополнение к «Ясна»
3. Яшты (религиозные взгляды) = 21 глава || гимны, посвящённые Ахура Мазде и его творениям
4. Вендидад = 22 главы
5. Бундахишн = описание космогонии и мироздания || комментарии Авесты || сохранился в двух редакциях:
- Малый/Индийский = содержит 34 главы
- Большой/Иранский = содержит 36 глав

Согласно Авесте, в обществе должно быть 4 сословия:
1. священники
2. воины
3. крестьяне
4. ремесленники

Пехлевийские тексты.
= = = = = = = = = = = =
(писания зороастрийцев, посвящённые вероучению, законодательству, обрядам || литература на среднеперсидском языке, создававшаяся на базе сасанидской эпохи)

01. Зенд = перевод Авесты и комментарий к ней.
02. Дадестан-и Меног-и-Храд («суждения духа разума») = назидательно-проповеднический текст.
03. Денкард («деяния веры») = пехлевийский свод зороастрийских знаний в 9 книгах.
04. Визидагиха-и Задспрам («Избранное Задспрама») = космогония, жизнь Заратуштры, эсхатология.
05. Дадестан-и Дениг («суждения о вере») = ответы авторитетного мобеда на вопросы мирян.
06. Намагиха-и Манушчихр = письма упомянутого автора.
07. Шаист-Нашаист («дозволенное и недозволенное») = сборник религиозных правил.
08. Шканд-гуманиг-визар («рассуждение, рассеивающее сомнения») = сочинение апологетического и полемического характера.
09. Пехлевийские риваяты.
10. Андарзы = наставления.

Структура и содержание.
= = = = = = = = = = = = = =
В современном виде Авеста представляет собой компиляцию из различных источников. Ее части относятся к разным периодам и сильно различаются по характеру. Только тексты на авестийском языке считаются частью Авесты. Согласно Денкарду, 21 наска/книга отражает структуру молитвы Ахуна Вайрья длиной в 21 слово (каждая из трех строк молитвы состоит из 7 (семи) слов). Соответственно, наски разделены на три группы, по 7 (семь) томов в каждой группе. Первоначально в названии каждого тома было слово молитвы, которое обозначало положение тома относительно других томов. До наших дней  сохранилось около четверти текста из наска. Содержание Авесты разделено по темам (хотя организация наска таковой не является), но они не являются фиксированными или каноническими. Некоторые ученые предпочитают разделять категории на две группы: литургические и общие. Следующая классификация соответствует описанию Ж.Келленс (Жан Келленс = бельгийский иранолог, специалист в области авестийских исследований).
1. Ясна (поклонение, жертвоприношения, родственное санскритскому ягья), является основным литургическим собранием, названным в честь церемонии, на которой оно читается. Она состоит из 72 разделов, называемых Ха-ити/Ха. 72 нити из шерсти ягненка в Кушти, священной нити, которую носили зороастрийцы, представляют эти разделы. Центральная часть Ясны = Гаты, самая древняя и самая священная часть Авесты, которая была составлена самим Заратуштра (Зороастром). Гаты структурно прерываются Ясной Хаптангхаити (ясной из 7 (семи) глав), которая составляет главы (35-42) Ясны и почти такая же древняя, как Гаты, состоит из молитв и гимнов в честь Ахура Мазды, Язаты, Фраваши, огня, воды, земли. Младшая Ясна, хотя и передавалась в прозе, возможно, когда-то была метрической, как и гаты.
2. Висперад (молитва всем покровителям) = сборник дополнений к Ясне. Виспарад подразделяется на 23 кардо (раздела), которые чередуются с Ясной во время службы Висперад (которая является расширенной службой Ясны). Собрание Висперад не имеет собственного единства и никогда не читается отдельно от Ясны.
3. Вендидад (против демонов) = перечисление различных проявлений злых духов и способов их уничтожения. Вендидад включает в себя весь 19-й наск, который является единственным наском, который сохранился полностью. Текст состоит из 22 фаргардов, фрагментов, составленных в виде бесед между Ахура Маздой и Зороастром.
- Первый фаргард = дуалистический миф о сотворении мира, за которым следует описание разрушительной зимы (сравните Фимбулветр) в духе мифа о Потопе.
- Второй фаргард рассказывает легенду о Йиме.
- Остальные фаргарды касаются: гигиены (в частности, ухода за мертвыми) [фаргард 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 16, 17, 19], болезнь и заклинания для борьбы с ней [7, 10, 11, 13, 20, 21,22]. В статьях 4 и 15 Фаргарда обсуждается достоинство богатства и благотворительности, брака и физических усилий, а также унизительность неприемлемого социального поведения, такого как нападение и нарушение кон-тракта, и указываются епитимьи, необходимые для искупления их нарушений. Вендидад - это церковный кодекс, а не литургическое руководство, и в кодексах поведения проявляется определенная степень морального релятивизма. Вендидад Различные части сильно различаются по характеру и возрасту. Некоторые части могут быть сравнительно недавними по происхождению, хотя большая часть очень древняя. Вендидад, в отличие от Ясны и Виспарада, является книгой нравственных законов, а не записью литургической церемонии. Однако существует церемония, называемая Вендидад, во время которой читается Ясна со всеми главами как Виспарада, так и Вендидада, вставленными в соответствующие места. Эта церемония проводится только ночью.
4. Яшт (поклонение хвалой) представляет собой сборник из 21 гимна, каждый из которых посвящен определенному божеству или божественной концепции. Три гимна литургии Ясны, которые "поклоняются хвалой", по традиции также номинально называются яшт, но не входят в сборник Яшт, поскольку все три являются частью основной литургии. Яшт сильно различаются по стилю, качеству и размаху. В их нынешнем виде все они написаны в прозе, но анализ показывает, что когда-то они могли быть в стихах.
5. Сироза = 30 (тридцать) дней || перечисление и обращение к 30 божествам, управляющим днями месяца (зороастрийский календарь). Сироза существует в двух формах, более короткая ("маленькая Сироза") представляет собой краткое перечисление божеств с их эпитетами в родительном падеже. Более длинная ("великая Сироза") состоит из полных предложений и разделов, причем к язатаам обращаются в винительном падеже. Сироза никогда не читается целиком, но является источником для отдельных предложений, посвященных конкретным божествам, которые вставляются в соответствующие места литургии в зависимости от дня и месяца.
6. Ньяеш эс («ня2) = 5 (пять) ньяеш/молитвы, которые регулярно читают как священники, так и миряне. Они обращены к Солнцу и Митре (читаются вместе три раза в день), к Луне (читаются три раза в месяц), а также к Водам и Огню. Ньяеш эс - это составные тексты, содержащие отрывки из Гат и Яшт, а также более поздние материалы.
7. Гах = 5 (пять) гах =  обращения к 5 (пяти) божествам, которые наблюдают за 5 (пятью) разделениями (гах) дня. Гахи похожи по структуре и содержанию на пять ньяеши.
8. Афринаган = 4 (четыре) «благословляющих» текста, читаемых по определенному случаю: первый - в честь умерших, второй - в пять знаменательных дней, завершающих год, третий читается на шести сезонных праздниках, а четвертый - в начале и конце лета.
9. Фрагменты = все материалы в Авесте, которые еще не представлены ни в одной из других категорий, помещаются в категорию "фрагменты", которая, как следует из названия, включает неполные тексты. Всего существует более 20 коллекций фрагментов, многие из которых не имеют названия (и затем названы в честь их владельца / собирателя) или имеют только среднеперсидское имя. Наиболее важными из собраний фрагментов являются фрагменты Нирангистана (18 из которых составляют Эрбадистан); "Вопросы" Пуршишниха, также известные как "Фрагменты Тахмуры"; и Хадохт Наск "том священных Писаний" с двумя фрагментами эсхатологического значения.


Рецензии