Приключения Одиссея, о фильме 1954 года
- Здесь нет богов! Только бушующее море и шторм, - кричит он своим товарищам по галере, призывая их сбросить всё награбленное добро в воду. Не для того, чтобы умилостивить всемогущего Посейдона, бога морей, а исходя из здравого смысла. Спасение жизней – сейчас важнее, всего того добра, что они захватили в походе, что отягощает сейчас корабль, ведёт его ко дну.
Фильм: Приключения Одиссея, 1954 года, в главных ролях: Кирк Дуглас и Сильвана Мангано. Уточняю специально, так как одноимённых фильмов может быть великое множество, особенно по мотивам великих мифов Древней Греции. Задумался, в очередной тоскливый раз, что если бы… Если бы сегодня снимали такое кино, наверняка, многое бы – нагло переврали, в угоду коммерческому запросу потребителя, а в роли Одиссея – был бы негр, как же иначе, всем известно, что Древние Греки – все как один были неграми, и скорее всего – нетрадиционной сексуальной ориентации.
Лейтмотив всех приключений главного героя – известен, он возвращается домой, на родину, после победы в Троянской войне, к своей жене, Пенелопе. И по пути – героя и его команду ожидают разные препятствия и магические ловушки, преодолевая которые, - формируются приключения. С другой стороны, нам демонстрируют жизнь одинокой женщины, - гордой и прекрасной царицы Итаки, Пенелопы. Вместе с сыном, она ожидает возвращения своего мужа, и по легенде – каждую ночь распускает почти готовое покрывало, чтобы снова его ткать. Ибо, это одно из условий ожидания, - ожидать супруга и ткать. Вокруг царицы плетутся разные интриги, много желающих вступить с ней в брак, занять трон. – Не вижу здесь достойных, - отвечает на притязания Пенелопа, - Одиссей вернётся, я верю! Вы разом все ответите за всё.
По сюжету, царица постоянно льёт слёзы, в ожидании своего супруга, и это очаровательные слёзы, исполненные женственности и верности, - именно в исполнении Сильваны Мангано, - актриса просто прекрасна, как женщина, и в этом плачущем образе. Вспоминаю, что это было одно из первых моих ярких сексуальных впечатлений, впервые смотрел фильм в отрочестве, и актриса, в этом образе – произвела тогда на меня глубокое впечатление, гипнотизируя своим очаровательным образом. Второй раз, посмотрел кино в 2022 году, наступили времена гуманитарной катастрофы и культурного декаданса, - как следствие, - современное кино, в массовом формате - делают всё хуже, смотреть просто нечего. Это определённое преимущество нашего времени, - есть возможность заново открыть классику, перечитать книги и пересмотреть старые фильмы, увидеть и оценить всё новым, более зрелым взглядом.
Из записок внимательного психоаналитика: - Именно тогда, в детстве, Даниил А.А. понял и усвоил на подсознательном уровне, - что желательно всегда доводить женщину до слёз, чтобы добиться её расположения…
Примечательно также, что в этом фильме Сильвана Мангано играет сразу две роли – Пенелопы и Цирцеи, и это правильное решение режиссёра. Цирцея – могущественная колдунья, творящая свою магию во внешне пассивном безмятежном состоянии. Этой своей невозмутимой, несколько отстранённой моделью поведения, она говорит Одиссею: - Иди, герой! Я тебя не держу, ты здесь не пленник. Там тебя ждут знакомые бури и монстры, шторма и невзгоды…
И это срабатывает куда лучше любых разумных уговоров, остаться насовсем, или остаться ещё всего на одну ночь… Выбор героя очевиден, когда ему, вроде бы - ничего не навязывают. Известная опытным женщинам – древняя магия уговоров сильного мужчины. Но, возможно, срабатывает также и образ Цирцеи – она один в один повторяет лик и стан его жены, Пенелопы… Это определённая магическая ловушка судьбы, - зачем куда-то стремиться, чего-то добиваться, когда всё уже есть здесь и сейчас, и в лучшем виде, задумайся, Герой! Поставив себя, на место Одиссея, - задумаешься о таком нелёгком выборе, - тут каждый нормальный здоровый мужчина предпочёл бы задержаться на волшебном острове, побывать в плену такой очаровательной Цирцеи. Но больше всего, жаль, конечно, Навсикаю, дочь царя Феаков, - до появления нашего славного героя, девушка безмятежно играет в мяч со своими подругами…
*Историческая ремарка: снова, фильм заставляет задуматься, - когда изобрели мяч? Ответы справочной будут разными, в современном каучуковом, резиновом формате – конечно, это 19 век, Европа, вместе с возрождением Олимпийских Игр. Но внимательное изучение истории покажет, что мяч – сопровождал человека с древнейших времён, и когда Испанские конквистадоры прибыли в Америку, для распространения своей культуры, также узнали об удивительной игре индейцев, с мячом, с бросками его, через каменное кольцо, - прообраз будущего баскетбола.
Навсикая влюбляется в Одиссея, - вообще, это свойство юных барышень – влюбляться в странных мужчин, в маргинальных ситуациях. А для мужчин, можно взять на заметку замечательный приём! Это раньше называлось гордым словом адюльтер… А сегодня, мы точно знаем, как сделать всё на законных основаниях, чуть понравилась какая другая девушка, – брык! Я потерял память. Ничего не помню. Где я, кто я, из каких краёв и областей, женат ли, богат ли… Вот, - величавые царские повадки – это мы оставим, - вкушать рахат-лукум и запивать шербетом,- это от мозжечка исходит, как говорится, - опыт не пропьёшь… А так, - ничегошеньки не помню. Люблю тебя, моя Навсикая! До очередного провала в памяти, - навеки ты моя.
*Литературная ремарка: впоследствии, этим приёмом законного адюльтера воспользовался славный Геральт из Ривии, главный герой романов Анджея Сапковского. Выбор между Йеннифер и Трисс – неразрешимая задача, в жизни каждого сильного и сознательного мужчины, но временная амнезия (игровая версия)– верный путь к решению самых сложных и каверзных загадок судьбы.
Один из самых запоминающихся фрагментов, - встреча команды с Циклопом, известное хитроумное решение Одиссея, - освобождение с помощью овец, ставшее классикой приключенческого жанра. – Ещё вина! Ещё вина! Та мантра воинов из фильма, которая, также – запомнится надолго, для адекватного применения в объективной жизни.
А заканчивается здесь всё очень хорошо, но в своей Древнегреческой эпической манере, которая в мифах и фресках называется: Избиение женихов. Насколько этот конец счастливый, судить, конечно, самому зрителю, адекватно своей моральной планке. Конечно, много крови, свойственному атрибуту античности, когда ещё не изобрели ядерного оружия, и люди имели возможность убивать друг друга не массово, а пронзая грудь металлом, по одиночке, - чудовищная жестокость. Всех злодеев находит справедливое возмездие Немезиды, а Пенелопа – снова плачет, только теперь уже, слезами счастья: - Одиссей, ты вернулся! Ты вернулся…The End.
PS: В Мифах, Одиссей и Пенелопа ещё долго восстанавливают отношения, выясняя status quo ante, возле супружеского ложа, хитро сделанного самим Одиссеем, до отплытия. Эта постель, сделанная из громадного пня маслины и украшенная серебром и золотом и слоновой костью. Плача, герой обнимает свою супругу, прижимая к сердцу и покрывая поцелуями, подобно тому, как спасшийся от бури моряк, выброшенный на берег, целует землю.
Moralis этого кино: главное, вовремя вернуться домой! Какими бы захватывающими не казались ваши приключения. Пенелопа – редкая высоконравственная женщина, и дай Бог каждому Одиссею такую верную супругу.
AD 2023/May/32/ (отмечается в ночь с 31 мая на 01 июня каждого года). Всегда отмечаю реальную дату создания произведения, так как не всегда есть возможность опубликовать всё своевременно.
Свидетельство о публикации №223060300215