Глава 181. Бетховен. Тринадцатая соната

Людвиг ван Бетховен
Соната для фортепиано №13 ми-бемоль мажор
Эмиль Гилельс (фортепиано)
Запись — сентябрь 1980 г., Берлин.

sir Grey: У него просто другой рояль. Какой-то свой, особенный.

А так — бездарность полная.

Так бывает, что певец или певица раздражает: ну есть голос — и хоть ты лопни!

weina: По-моему, исполнение Гилельсом этой сонаты можно без преувеличения назвать шедевром. Играет как бог, которому в музыке все подвластно, со спокойным сознанием своих безграничных возможностей — у меня именно такое ощущение. Здесь все восхитительно: и нежнейшая кантилена в начале, и смятенное кружение Allegro molto, и глубокая самопогруженность Аdagio, и взрывной, темпераментный финал. Поистине божественная свобода, ясность и цельность, вся соната как на ладони.

Кто знает, может быть, Рихтер не играл Тринадцатую сонату по той же причине, что и Первый концерт Брамса:

«Гилельс так отгрохал d-moll-ный концерт Брамса, что эту тему я для себя закрыл».

Это Юрий Борисов приводит слова Святослава Теофиловича в своей книжке «По направлению к Рихтеру».

musikus: Обожаю эту сонату. Она гораздо богаче идеями, чем «Лунная». И Гилельс играет замечательно. Вот уж образец музыканта, делавшего все без выдрючивания, без выпендрежа!

Andrew_Popoff: Да, соната хороша. И Гилельс великолепен.
Но и у «Лунной» есть свои достоинства, хоть она и более широким мазком написана.

sir Grey: Умеете вы, художники, найти слово. И непонятно, и понятно в то же время. «Широким мазком».

LAKE: Зверское исполнение. Только заменил бы глагол «отгрохал» из поста weina на «порвал».

Maxilena: Для меня вообще было большим открытием то, что Гилельс умел вот так — отгрохать и порвать в клочья. Всех остальных. Можно соглашаться с таким исполнением этой сонаты (как и с исполнением Первого концерта) Эмилем Григорьевичем, можно — нет, но забыть его точно не удастся. Лично я в перманентном восторге, это как прививка, долго не смогу слушать других. У меня финал Первого в ушах гремит, а тут еще вот это.

musikus: Отгрохал, порвал, да, как-то так. Вообще же, очень люблю это сонату — больше, чем другую из того же опуса, сиречь «Лунную». И полюбил, между прочим, с тех пор, как впервые услышал ее в БЗК у Марии Израилевны Гринберг. И до сих пор предпочитаю именно ее исполнение...

sir Grey: Вот сейчас (дошел по алфавиту) поставил Шнабеля — остается кумиром почти всегда. Всех порвал. Он даже ради меня вторую часть играет побыстрее — а так и надо!

Да, этот мужик, с лицом хозяина пивного ларька, знает, что делает. Переходы между эпизодами потрясают. Музыка дышит в каждой паузе. Каждый следующий темп, каждая нота — неожиданны, а потом понимаешь, что только так и возможно. Давно не слушал.

А финал каков? Впечатление, что пальцы уже слиплись, уже не бегают — ну так что?

Да что я тут нового скажу! Тоже мне, сделал открытие. Но вот всякий раз и открываешь, да.

Спасибо, Ольга Николаевна, за поддержку! Я искренне высказался насчет Шнабеля. Очень греет, что Вы поддерживаете.

OlgaKz: А я искренне поддержала! Для меня он тоже навсегда! 


Рецензии