Открытое письмо Александре Лойко

Вивальди На Речном Вокзале
https://www.youtube.com/watch?v=lg4tcTqZEtQ


Мой отец – Музыкант! Это горькая-горькая правда.
В лагере о нем имелась запись о профессии. И якутский Прокурор мне зачитала с документа, который государство от меня утаивало многие десятки лет. У него только одно слово в графе «профессия». Так вот прямо и записано: «Музыкант».
В лагерях он создавал духовые оркестры.
Мама мне рассказывала о нём мало, неохотно, без «ненужных» подробностей.
Вкратце его биография в мамином изложении выглядела так: он был офицером, капельмейстером балтийского флота. Прошёл всю войну. Был трижды ранен и всё в лицо! Его жена не приняла своего довоенного изуродованного ранениями мужа. Вышла замуж за другого – за сохранившегося в целости. Он когда выпивал, а выпивал он ежедневно по 50 грамм, всегда рассказывал ей одну и ту же историю. Историю м ама ужк вызубрила наизусть. Но… А между тем, когда он вернулся в 1954 из лагерей, выяснилось, что его знают ВСЕ музыканты Свердловска. Потому что он свободно играл на ВСЕХ музыкальных инструментах.
Многие годы описанным и ограничивался рассказ мамы о том, с кем она решила совершить самое фантастическое преступление в жизни. Именно так она сама характеризует содеянное в письме домой, написанном в 1951-ом году. Написав такое мама слов на ветер не бросала и сошлась с Алексеем Яковлевичем, положившим на неё свой намётанный офицерский фронтовой взгляд.
Свои делишки с избранным подельником мама скупо описала в своих воспоминаниях известных в мировой сети как «Этюды о Колымских днях».
16 марта 1952 года они серьёзно занялись в лагерном закутке чем-то  таким этаким.
И ровно через девять месяцев сын Музыканта и Поэтессы открыл свои глазёнки на мир.
Впрочем сам Музыкант уже был далеко от Агробазы, искал счастья на Полюсе Холода в Якутии писал мне свои первые письма. А я родился неграмотным и впервые прочёл эти письма спустя более чем полвека, когда мамы не стало и часть её чудом уцелевшего архива перепала и мне, убогому. Уже в этом веке я вычислил самостоятельно, что Алексей Яковлевич был родом из Шуи. Мама услышала как я разговариваю со сверхдальними родственниками папы по телефону и устало сообщила мне:
- Да! Совсем забыла сказать тебе, что он действительно из Шуи!
Уже в Шуе я узнал, что он был родом из крестьянской семьи, где у Бабрыкина Якова имелось ПЯТЬ сыновей. И вот старший родился в 1900 году – то есть был практически ровесником моей бабушки. А младшеньким случился Алексей Яковлевич. И было известно, что вроде бы он уехал учиться в Ленинград. Или в Кронштадт? Как-то между строк выяснилось, что перед самой войной он с красавицей женой и дочуркой перебрался в Севастополь.  А потом уже была война.
От него у меня сохранились ноты только одного его музыкального произведения. Между тем музыку он писал! И все создавал и создавал оркестры!
Но в моем детстве был один-единственный вечер, когда он пришел к нам, уже после того как мама его выгнала («потому что он пил!»). Он пришёл выпивший, с надкусанным солёным огурчиком. (Перед смертью мама признавалась: «По нынешним-то временам он совсем и не пил даже!»)
Мама ушла куда-то и я мы с ним сидели вдвоём. Он на табуретке, а я у него на коленях. Не помню никаких его слов. Он изредка, понемногу, откусывал от огурчика. А я млел на коленях папы! Не шевелился. Просто был единственный раз в жизни абсолютно счастлив! И не задавал папе никаких вопросов. Так мы просидели чуть ли не четыре часа. Как он уходил я не помню. Вот уже больше шестидесяти четырёх лет я живу воспоминанием о том вечере с родным отцом. Вечере с Музыкантом.
Я сам тоже пишу музыку. Всю жизнь. Волшебную. Фантастически красивую. Удивительную.
И только недавно до меня дошло, что я пишу в основном именно вальсы!
Причём сначала я написал свой «Севастопольский вальс» и только через пятнадцать лет понял, что почти все мои мелодии – вальсы!
Проблема моя в том, что я не умею читать по нотам, нотной грамотой не владею и потому мою музыку почти никто и почти никогда не слышал. Внутри меня, во мне она звучит.
В сорок лет я осилил наконец вместо двух струн на шестиструнной гитаре целых три аккорда. И вот под них сам себе порою и аккомпанирую.
На Ютубе у меня есть свой крошечный канал Surmico.
Surmico – это одно из множества придуманных мною слов.
Например Википедия даже особо отмечает, что я «являюсь автором словосочетания «мерцающие шахматы»». Евгений Борисович Куркин в своей книжке не скрывает от читателей, что «модульная школа» и «мультиплетное расписание занятий» распространились на Всесоюзной экспериментальной педагогической площадке «с моей лёгкой руки».
При этом Википедия в упор не желает замечать, что я не только автор словосочетания «мерцающие шахматы» но и первооткрыватель этого колоссального массива игр на шахматной доске и на других видах «досок».  И Евгений Борисович стесняется признать, что не только слова появились в Урае, но и сами мои разработки, которые ему так и не подфартило скопировать в полном объёме.
Так или иначе, но набрав в поисковике Ютуба это странное слово «Surmico» вы попадёте на мой крошечный канал и сможете даже послушать немного мою музыку. Например мой «Севастопольский вальс», и даже увидеть, как я аккомпанирую себе сам на гитаре.
Сам себя я с раннего детства считаю песенным инвалидом.
Слушать меня реально больше одной минуты невмоготу.
Но вы и не сдерживайте себя.
Ведь не меня же слушать надо а именно саму мою мелодию.
Уловили мотив и играйте себе на здоровье виртуозно, как вы умеете.
И тогда насладитесь вволю!
Одна только «А дети не заметили!» стоит всех полонезов Огинского!
А «Я знал любовь, любовь я слышал! Её мелодия проста!» - шедевр!

В 1961-ом году весной в нашу 65-ую школу на Карла Маркса, конкретно в наш первый «А» класс,  пришёл дяденька со скрипкой. Он рассказал нам о скрипке и о скрипачах. Показал игру. И я прямо там на этом уроке влюбился в скрипку. А я, признаюсь Вам честно, однолюб по своей природе. Я решил, что пренепременно стану скрипачом.
Сегодня мы знаем, что из этой мечты ничего такого в реальности не случилось.
Скрипка моя единственная тайная страсть на всю жизнь.
Я – Франческо Петрарка Скрипки.
Скрипка – моя Лаура!

Весь мир – золотая рыбка
Не произносящая слов
Музыка – это Скрипка!
А Скрипка – это Любовь!
(на мелодию Вячеслава Бутусова)

В 2008 году, на уже дышавшем на ладан Сенном рынке Киева, я, по случаю, прикупил себе корпус настоящей скрипки. Без струн.  И украсил ею свою комнатку на Кондратюка. И попросил жену похоронить её вместе со мной. Но в 2014 мир изменился и мы расстались с моим сокровищем.
Когда в 1981 году я заканчивал работу над своим дипломом (О влиянии Аристотеля Стагирита на Феофраста), а писал я сей труд я на латыни,  древнегреческом, итальянском , английском и немного даже на русском языках, я подружился с одним молодым аспирантом, который писал диссертацию по химии, а вообще-то был настоящим виртуозом-скрипачом. И он познакомил меня с раритетной «Амати», поскольку ему её выдали как выдающемуся скрипачу, и он играл на ней в составах очень серьёзных академических коллективов. Позднее меня очень убедительно попросили сократить дипломную работу до 75 страниц на русском языке. До последней даты возможной защиты диплома оставалась одна ночь. И вот мой друг, скрипач. выделил мне свою портативную немецкую пишущую машинку (тогда к примеру «Ятрань» казалась верхом мечтаний юного аппаратчика), мы арендовали квартирку на каналах Питера на одну ночь и всю ночь он играл мне на своей раритетной «Амати», а я печатал укороченную до русского языка версию диплома! И за ночь таки написал! И в десять утра защитил на кафедре! Такая ночь «Амати» была в моей несуразной жизни!
Летели года! Уже ушли мои самые фантастические ученики – Алеша и Ильюшка. А они были моложе меня на семь лет! Не стало ни Талькова. Ни Цоя. Растворился в небытие мой школьный бит-квартет, которому я писал тексты песен. Погиб мой школьный друг Юра.
«Я менял города. Я менял имена»
И вот вчера я решил потерпеть и посмотреть немного «Поле чудес».
И впервые в жизни увидел на экране Вас!
Названия группы я не расслышал и на экран в тот миг не смотрел.
Ну вышла ещё одна замечательная группа фантастически талантливых людей…. Их у нас реально миллион! Если не все сто миллионов.

И когда вы начали играть я ещё минуту не знал…
А потом …
Впервые в жизни я нашел Первый канал в московской версии времени. У нас то всё идёт на лва часа раньше! Упорно дождался повторения эпизода. Включил свой айфон и записал все Ваше выступление, чтобы не зависеть от рекламодателей всяческих и проблем с сохранением к себе. И теперь у меня есть этот ролик. Свой! Весь! А уже на нем я понемногу дошёл до названия группы, до имен исполнителей, до Вас. Пересмотрел все что было доступно при первичном просмотре в Сети. И ВК, и выступление на Речном вокзале, и ваши выступления в метро, в том числе и в абсолютно белом костюме. Все остальное ушло для меня в никуда!
Стало наконец понятно, зачем Бог держал меня на этом свете.
Он приготовил мне в самом конце земного бытия неземное счастье!
Булгаков и Экзюпери провели вместе за одним столом один незабываемый вечер в американском посольстве на Первомай 1936 года! Я провел в жизни один вечер на коленях у отца – Музыканта!
Мне Всевышний подарил целую ночь с «Амати» в руках у великого виртуоза. А я всю жизнь исследую Школы  Страдивари, Гварнери и Амати именно как Школы! Рука Паганини! Его фантастически гибкая и длинная кисть! И вот я увидел Вас! Неповторимое мгновенное знакомство с Александрой Лойко! Когда я завершил свой первый экспромт посвященный Вашему творчеству, я набрал номер с ресурса «Горько!» и позвонил. Было очень поздно. Тогда я стал учиться отправлять эсэмэски. Уж и не знаю получилось или нет. Но я отправил.
Александра!
Я уходящий.
Исчезающий.
За мной фантастическая прекрасная невероятная остросюжетная долгая жизнь.
Я все видел в этом мире.
Насколько это вообще доступно маленькому больному человеку.
Мне от Вас точно ничегошеньки не нужно.
Просто будьте! Всегда будьте собой!
Если бы я мог Вас себе представить шестьдесят лет назад. я писал бы музыку исключительно для Вас, то есть для Вашего неземного исполнения.
Какая страсть!
Какое сопереживание!
Какая Игра!
Игра с самой большой буквы в мире!
Извините, что так сильно припозднился.
Так было угодно Богу!
Но я счастлив что слышал Вашу Игру.
Я много работал и в подземных переходах, и в метрополитенах, и на улицах, и на Невском и на Старом Арбате. Вы Умница. Умница, что не сдаётесь! Со мной рядом в Киеве некоторое время играл на скрипке один мальчуган. Его явно кто-то выводил «на улицу» и он ненавидел свою скрипку м явно отбывал номер. Мы практически не общались, но он постепенно прибился ко мне и несколько месяцев это были параллельные пребывания «на народе». Вот он сдался. А Вы – нет!
Ваш талант настолько очевиден, настолько оглушителен что рядом с вами многие исполнители просто бледнеют. В этом видимо зерно проблемы. В Вашей группе Вы органичны!
Одно время мы все были под впечатлением от игры одной зарубежной исполнительницы. Извините, но имени её  не вспомню. Вот даже имени ее я не запомнил.
Спасибо Вам за то что Вы есть.
За то что возникли на Первом канале. Спасибо Полю чудес. Вы настоящее подлинное Чудо. Таких бриллиантов не может быть много. Вы абсолютно уникальны, неповторимы.
И, напоследок. Я бы с огромным удовольствием посмотрел бы на выступление учениц Этери Тутберидзе под Вашу Игру. Девочка виртуоз на коньках и Вы! Какая это могла бы быть Игра! Жизнь Вселенной заключена в подушечках Ваших пальцев! Счастья Вам, Александра! Огромного личного счастья!


Рецензии