О проекте Summoning

Настоящая Музыка Средиземья. A True Middle Earth Music. Summoning. Или, - Толкин в металле.

О проекте Summoning (образованно от слова Summon – призыв), - можно говорить только в возвышенных патетических тонах, либо не говорить вообще, молчать и слушать эту музыку. Мне посчастливилось познакомиться с этим проектом в юные годы, когда первые альбомы этой группы: “Lugburz”; “Minas Morgul”; “Dol Guldur”, – существенно выделялись на общем фоне известного атмосферного блэк-металла. Они и сегодня – существенно выделяются, в то же время – став классикой тяжёлого мастерского искусства.

  Даже поверхностным взглядом, без прослушивания, только судя по названиям композиций можно сделать меткий вывод, что группа работает в оригинальном стиле, песни на тематику Средиземья, Толкиновского мира “Властелин Колец”. Об этом говорят названия альбомов и композиций. Однако, это сегодня – мы живём в мире изобилия и перенасыщения рынка любой медийной продукции, когда можно приобрести желаемый диск в любом высоком качестве записи, со всеми буклетами и web-приложениями, названиями и текстами песен. Я же, повествуя о своей истории знакомства с проектом, вспоминаю свой 1995-1996 и до 2001-2003 года, - славная эпоха Девяностых годов, Миллениума и Миллениалов, довольно шумное и дикое, но весёлое время. Мой Summoning, был тогда - в формате пиратской аудиокассеты, студия Hot Sound, - наверняка, впоследствии ребята выросли и стали постепенно солидной уважаемой бизнес-компанией. Но начиналось всё с ларьков на рынке, где было полным-полно кассет с новой волной, концептуальной новой музыкой, которую до этого, можно было доставать вообще –только по блату, или слушать и записывать, благодаря продвинутому радио. На кассете – было только название группы, и список композиций, выполненных в псевдоготической стилистике, так, что ничего нельзя было разобрать. Да, мы, собственно, тогда особенно и не озадачивались подобным, - просто, - слушаем музыку, нравится, - берём. Поэтому, я слушал альбом“Minas Morgul” – просто, как оригинальный концептуальный металл, ни на что не похожий, самобытный и дерзкий, существенно отличающийся от всего того, что мы привыкли слушать до сих пор, в этом направлении: Satyricon, Darkthrone, Immortal, и др. Это позже, уже к началу 21 столетия, я обзавёлся первым своим музыкальным центром Samsung, с каруселью на три диска, и понятно, что первые лицензионные диски взял именно Summoning.
 
Были в тех покупках и другие проекты: Arcturus; Lacrimosa; Therion; Moonspeel; Mysticum; The Elysian Fields; Anathema. И такие раритеты, как Avatar, шедевральный альбом “Memoriam Draconis” (Воспоминания Дракона). И проект Thergothon, альбом “Streams from the Heavens” (Поток с Небес). Ха… Но всё это- уже совсем другая история, причём – каждая из названных групп – самобытная, это даже разные стили и направления в металле, но все эти группы – очень высокого уровня мастерства, идущие своим великим Путём.

В те далёкие времена, – это всё слушалось запоем, и Summoning, - был локомотивом, в какой-то степени лидером, в моём сознании. Тогда только, открыв блестящие полупрозрачные коробочки и вынув буклеты лицензионных дисков, с очень эффектными эпическими обложками, с изображениями драконов, и крепостей, с долами и горами, - я ознакомился с содержанием композиций, переводя самостоятельно, - поразился!  Оказывается, что всё, что я слушал, эти годы – это тематика Толкина, мир Средиземья(!) Культурное явление природы, которое представлено тремя знаменитыми книгами, и стоит на соседней полке, до сих пор, в моём сознании, никак не связывался мир Толкина и металлическая музыка. Проект Summoning – смело и решительно, а главное – мастерски – объединил в себе эти два явления.
 
- A new Power is Rising!

Восклицает Саруман Белый, предавший своё служение Свету, вставший на путь Тьмы. Обращается он, возвышаясь на башне Ортханк, с великой пламенной речью, к своим верноподданным, десяткам тысяч Урукхаев, - особому новому виду орков, выведенных черномагическим путём.

- Новая Сила Восстала! Штурмуйте Хельмову падь, уничтожьте род людей под корень…
Ну, дальше вы знаете. Именно так, дословно: “A New Power is Rising” (Новая сила восстала), - называется первая композиция альбома 2001 года, “Let Mortal Heroes Sing Your Fame” (Пусть смертные герои воспоют вашу Славу).

Вообще, в альбомах Summoning много прямых отсылок к Средиземью, названия песен: “Elfstone”, “Khazad Dum”, “Orthanc”, “Mirkwood”, - прямо свидетельствуют об этом. И я не знаю ни одной другой группы, которая бы столь хорошо передала всё эпическое содержание мира Властелина Колец, со всеми его мрачными и тяжёлыми нотами переживаний и маргинальных приключений главных героев. Да, были и до этого какие-то проекты на эту тему, например Blind Guardian, - возможно, кто-то любит такую музыку и найдёт там своё видение Толкина, но мне такая музыка кажется нудной и невыразительно – скучной. Summoning – это ударная термоядерная смесь настоящего, классического black-metal, и чего-то ещё, своего, самобытного, фантастического и эпического. Таких групп просто больше нет. И всё, что делает этот замечательный творческий дуэт из Австрии: Silenius и Protector, это очень оригинальная и самобытная тяжёлая музыка, отличительная от основного потока блэк-металлического мэйнстрима.

Анализируя музыку, можно отметить всегда величественный размеренный темп, протяжённость композиций во времени, существенное включение клавишных партий, особо звучащие ударники, (в некоторых композициях – похоже на барабанный размеренный бой воинства, идущего шествием в походе). Охарактеризовать стиль точно можно так: Summoning – это эпический атмосферный блэк металл, преимущественно на Толкиновскую тематику. Альбомы: “Dol Guldur”; “Nightshade Forest”; “Let Mortal Heroes Sing Your Fame”; “Oath Bound”, — это скорее past dark black metal, то есть – в прошлом — это был металл, а теперь – его живое эхо - музыкальная реминисценция. Кто из читателей никогда не слушал тяжёлой музыки, но вдруг заинтересуется, лучше начинать с этих альбомов, здесь можно проникнуться духом эпичности и величественности происходящего, не особенно подвергая свой слух риску оглохнуть от настоящих тяжёлых ударных композиций, которые есть в альбоме: “Minas Morgul”, - ещё по-настоящему – блэкметаллическом творении.

Я слушаю разную музыку, но альбомы Summoning сопровождают меня всю жизнь, на протяжении от 1996 и до 2023 года, то есть до настоящего момента. Первые впечатления в юности, от альбома: “Minas Morgul”, что слушал ещё на кассете, было: — Это прогрессивная, мощная, невероятная и фантастическая музыка, абсолютно новая, не похожая ни на какие другие группы, свой уникальный стиль, высокий уровень мастерства. Группа состоялась, за период 1995-2018 год выпущено 12 альбомов, все примерно в одинаковой стилистике, эпический атмосферный блэк – металл.  И на сегодня, похоже на то, что этот замечательный дуэт - проект уже выдохся, и вряд ли выдаст ещё что-либо стоящее, но это нормальное явление природы, у каждого дерева – есть свои корни, ствол, крона, и свой срок для роста, затвердения и увядания. Но есть множество последователей и подражателей, наверняка, также вдохновлённые в своё время творчеством Summoning, - семена этого дерева, в данной аллегории. В Девяностые годы, был скандинавский проект Isengard, — это всё, что я могу вспомнить. Сегодня, есть десятки новых групп, ориентирующихся на Толкиновскую тематику, пишущих про Средиземье и все его велики баталии, и приключения главных героев. Из последнего, что мне удалось услышать, могу отметить интересные проекты: Galdur; Keys of Orthanc; Emyn Muil; Dwarrowdelf, - сейчас, с удовольствием слушаю эту новую интересную музыку. Примечательно, что в альбомах Summoning, можно увидеть – услышать и позицию сил Тьмы, их видение происходящего, что творилось в те сумрачные эпохи Средиземья, взглядом Назгула.

Лучшие альбомы Summoning, на мой взгляд, это “Oath Bound” и “Nightshade Forest”, — это та эпическая и величественная размеренная музыка, которую слушаешь уже в зрелом возрасте, параллельно с новыми тенденциями, направления: dark-Ambient & cryo-chamber, progressive-metal, - то что я слушаю и люблю последние годы. В этих альбомах мы слышим уже не блэк металл, как таковой, а его далёкое эхо, музыкальную реминисценцию тяжёлого металла, это эпическое повествование о былых героических сражениях и стародавних мрачных временах. Всё когда-то было, отгрохотало, и стало преданиями старых и мудрых людей, проросло в памяти Ноосферы дремучими могучими корнями. Погружаясь в исследования этих древних воспоминаний, - порождается подобная музыка, - в ней героический эпический пафос повествования насыщен атмосферной дымкой пасмурной мрачности, в сопровождении вечно грохочущего вдали грома, криков и лязгов великих баталий …

В альбоме “Oath Bound”, вообще применяется довольно оригинальный приём – припев исполняет, кто бы вы думали? Ворон! Композиция “Might and Glory”, (Могущество и Слава). Карканье ворона, понятно – записанная партия, конгруэнтно вплетается в общую музыкальную арию, формируя особый и удивительный pagan-black – металлический гимн, пронизанный духом истинной древности и воинственности.
Эти альбомы надо слушать обязательно с полным погружением, - в качественной лицензионной записи, лучше всего в формате FLAC, и в хороших наушниках, или на качественной акустике, передающей всю чистоту музыки, без искажений. Меня (пока) устраивает акустика Edifier R1700 BT, при адекватных настройках эквалайзера, - эти альбомы – просто чудо. В конце композиции: “Flesh and Blood” (Плоть и Кровь) альбома 1997 года “Nightshade Forests” (Ночная тень леса), отчётливо слышны звуки великой битвы тех далёких лет, лязг встречающихся в поединке мечей, ржание лошадей, крики раненых в бою воинов, - всё смешивается в единое гремящее аудиальное полотно, вовлекая слушателя, ещё больше, в мрачное очарование происходящих событий.

Подобные звуковые сцены, конечно, присутствуют в альбомах многих других групп, наверняка, мы найдём такие сцены в музыке Bathory, альбом “Hammerheart”, и ещё доброй сотне разных проектов, особенно в смежном направлении pagan metal & viking metal, особенно – в альбомах Скандинавских групп. Но здесь, это всё сделано на уровне высшего пилотажа, звуки битвы плавно – конгруэнтно вливаются в общий металлический поток, и также постепенно рассеиваются – смешиваются с общей атмосферой. Эпическая величественная музыка плавно внедряется и смешивается со звуками битвы, всё становится общим атмосферным единым целым. Это настоящее чудо. Считаю этот альбом, состоящим из четырёх композиций – лучшим, в своём жанре, за всю историю существования Атмосферного Блэк Металла.

По теме проекта Summoning, можно отметить всегда очень качественное стилистическое исполнение буклетов, оригинальные картины маслом, в которых, кроме фэнтезийных ландшафтов Средиземья, мы можем найти и самих исполнителей, лордов Protector & Silenius, к несказанной нашей радости. Сама музыка – наполнена героическим пафосом и мрачной торжественной лирикой, величественной эпичностью, полностью передаёт дух Средиземья, воплощает тему вечной борьбы сил Света и Тьмы. Даже странно, что режиссёр Питер Джексон не рассмотрел для своей кинотрилогии ни одной композиции этой великой группы. Вероятно, просто потому, что Питер Джексон слушает совсем другую музыку, смайл. А жаль.

PS: Если вы находитесь в состоянии озверения, но будучи сознательным гражданином – не позволяете себе срываться, особенно на окружающих, однако душа требует разрядки… Включайте смело композицию “Lugburz”, из альбома “Minas Morgul”, 1995 года, лучше всего – в плотно облегающих наушниках… Вы гарантированно воодушевлённо проорётесь, вместе с голосистым вокалистом Summoning, сразу заметно полегчает.

Если же вы хотите выспаться, ставьте на зацикленное проигрывание композицию: “Angbands Schmieden”, intro в альбоме “Dol Guldur”, 1996 года. Вы уснёте сном младенца, ибо эта композиция – медитативный дарк – эмбиент высшей пробы, можно смело ставить детям, как колыбельную на ночь. Под эту мелодию, - всегда вспоминаю Фродо и Сэма, что бредут через эти зелёные зловонные топи, скромно обедают и ужинают, и ночуют там, вместе со своим весьма странным провожатым, наверное – самым диковинным существом, за всю историю мироздания.

PPS: мой перевод (текст, на слух) припева из композиции “Nightshade Forests”, вторая композиция в альбоме 1996 года:

And I fly away,
Where I Dwell, - no one can say
For into Darkness fell my Star
In Mordor, where the shadows eternal…

И я улетаю прочь,
Где я обитаю, – никто не может сказать
Ибо во тьму упала моя Звезда
В Мордоре, там, где вековечная тьма…

AD 30.05.2023 (а как давно собирался написать обзор…)


Рецензии