Весенние заботы

Опять жарко. Горячие массы воздуха устремились из степей Казахстана на Урал, и весна стала развиваться не так, как прежде. Высохло все. Растения в саду просят влаги, и я качаю воду из скважины для полива через день, да каждый день. Вот и сейчас наполняю емкости. Насос монотонно гудит, вода сплошным ручейком бежит по шлангу в бочку. Я сижу на лавочке, завороженно смотрю на журчащую струю. Спокойно так, легко. Так бы глядел и глядел на живой ручеек.

Неожиданно раздался знакомый звук вращающегося ворота колодца. Кому это колодец понадобился? Мы им давно не пользуемся, на садовых участках, чаще на паях, пробурили скважины. Я с любопытством выглянул из-за кустов. Вера, моя соседка, вращала ворот. Вот подняла бадью, слила воду в ведро. Потом еще достала полную бадью. Подхватила тяжелые ведра руками и понесла на свои угодья. Так она носила ведра несколько раз. А ведь это не легко. Что у ней произошло, почему не пользуется скважиной?

Любопытство не давало покоя. Я подошел, у ворота работала худенькая, уже не молодая, женщина, голова покрыта платочком, завязанным узелком на затылке. Заметив меня, доброжелательно улыбнулась.
– Вера здравствуйте. Гляжу, вы носите воду из колодца. Скважина разве не работает?
– А вы знаете, в нашей скважине нет воды.
– Этого быть не может. В колодце есть, а в скважине нет.
– Я проверила, – уверенно возразила Вера, – включила насос, из скважины раздался характерный звук работающего насоса, а вода не течет. Нет там воды.
– Возможно вы ошиблись. Проверьте иначе, возьмите бельевую веревку длиной метров шесть, к ее концу привяжите грузик, гвоздь, например, и опустите в скважину. Потом веревку достаньте и определите длину мокрого конца. Если длина мокрой части будет, например, два метра, то зеркало воды расположено на глубине четыре метра.
– Иван Тихонович, а вы мне помогите.
– Давайте, прямо сейчас.
 
Нашлась веревка, к ее концу привязали грузик, отмеряли шесть метров и опустили в жерло скважины, а потом веревку подняли. Наощупь определили мокрую часть веревку.
– Да там воды море, – искренне изумилась Вера, – так почему же она не качается насосом?
– Может быть, придется купить новый. Теперь насос надо поднимать наверх и искать причину отказа. Только не сейчас, при такой жаре. Весной всегда приходится заново отлаживать систему полива.
– Спасибо, Иван Тихонович, дальше я попрошу своих мужчин.

Мы разошлись, но я продолжал думать почему насос не качал. Причины могут быть разные. Помню, когда мы пробурили нашу скважину, то на зимнее хранения я достал насос из скважины и прибрал на полку в сарае. Весной обнаружил, изоляцию кабеля насоса погрызли мыши. Мне посоветовали купить термоусаживаемые изоляционные трубки. Я надел такую трубку на поврежденное место кабеля, зажигалкой прогрел поверхность, трубка сжалась, герметично изолировала кабель. Опустил насос в скважину. Какое-то время конструкция работала, был доволен. Но однажды работающий насос вдруг остановился. Из скважины почувствовался резкий запах газов горящей резины. В чем причина? Толи я не качественно термоизолировал кабель, толи под действием холодной воды изоляция треснула, и влага по проводу проникла до электрических обмоток. Двигатель сгорел. Вот и все. Пришлось поставить другой насос и на зиму его не вынимали, оставляли в скважине.

Был другой случай. Насос работал, а вода из скважины не поступала. Пришлось поднять насос, разобрать и заменить обратный резиновый клапан. Клапан порвался в радиальной плоскости и не выполнял, предназначенную для него функцию.

Вечером мы с женой пришли поливать. В это время наш сосед Александр, с которым мы совместно владеем скважиной, решил набрать воды. Насос включался, двигатель гудел, а воды не было. Александр достал насос из скважины и обнаружилась неисправность. Стальные болты, стягивающие верхнюю и нижнюю части корпуса насоса, под действием коррозии ослабли. Два болта просто болтались. В корпусе образовалась щель. При работе жидкость, попавшая в корпус, должна нагнетаться в шланг наверх, а она через щель в корпусе, выталкивалась обратно в скважину. Так насос и работал, гонял жидкость из корпуса в скважину. Когда герметичность корпуса восстановили, насос стал работать нормально. А что вы хотели? Техника.

Намедни встретил Веру. Она с радостью сообщила, купили новый насос, качает безотказно. Какое удовольствие поливать, когда воды много и она доступна.


Рецензии
Не понял... На наших дачах, на берегу р.Урал, вода весной на пару метров
от верха скважин, под осень уходит до семи метров. Это же верховодка. У
нас в округе только "абессинские колодцы", т.е качки на верху забитых труб.
Ниже качка - тройник, отвод на любой тип и вид насосов, много самоделок с
приводом от эл.двигателей. Качнул пару раз, поднял воду, включил насос, открыл перед ним вентиль, и воды вдоволь. Даже если отключат энергию, качком можно
полить то, что необходимо. Потому не понял, зачем нужны погружные насосы.
Такой стоял на дворе у моих внуком, построивших дом там, где скважина 80 метров.
Там да, только глубинный поможет. А до 9-10 метров воду поднять простым качком
не трудно. Может, чего не понял? Тогда мои извинения...

Валерий Слюньков   07.07.2023 13:10     Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий, когда-то у нас на 20 садовых участков был один колодец. Сейчас люди стали богаче, на каждый 1-2 участка сделали скважины. У меня скважина глубиной 23 м, зеркало воды на 4 м от поверхности. Купил насос ручеек, производительностью 2 ведра воды в мин. Так и живем. С уважением.

Иван Глебов   09.07.2023 10:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.