О чем задумалась на склоне лет... Часть 5

 

Эссе.   Катарсис

В Интернете много замечательной музыки для расслабления, быстрого засыпания, занятий йогой и   аутотренингом.  Но я безуспешно пытаюсь найти ту, единственную, завораживающую мелодию с названием «Видение», с которой связано одно необыкновенное  событие в моей жизни.

***

Случилось так, что на 90-м году жизни  у мамы начались проблемы с психикой.   Её поведение стало таковым, что помощь потребовалась уже мне.

Мамин врач посоветовал обратиться в районную  службу  психологической помощи родственникам таких больных. Меня  пригласили в группу.
Там я узнала, что в основе занятий знакомый  аутотренинг. В группе  несколько человек, все разной степени подготовленности. Оказалось, я была  единственной, досконально освоившей основные приёмы.

Заскучав на первых занятиях, хотела отказаться, чтобы время зря не тратить. Однако осталась и не пожалела.
Не помню имени-фамилии врача-психотерапевта, не знаю его методики, но он оказался виртуозом.
Или моя собственная психика к тому времени уже дошла до предела, « до ручки…»
Обычный голос, знакомые слова… неземная мелодия… Закрытые глаза.
На том сеансе  свершилось чудо.
Когда затихла музыка и все закончилось, я с трудом вернулась  в реальность.

Врач  попросил каждого из нас рассказать о своих ощущениях.
Подошла моя очередь и… редкий случай — у меня не нашлось  слов выразить пережитое:
— Я будто  смотрела кино, я была там…  в нём, я видела… птица… дерево…
Врач не стал спрашивать меня дальше, а попросил описать все увиденное на бумаге и принести на следующее занятие.

Я мучалась не один  вечер — впечатления и пережитые эмоции  оказались столь яркими, что не хватало слов  описать испытанное потрясение.
Позднее врач объяснил мне: «Вы  катарсис пережили. Большая редкость на обычном сеансе психотерапии».

***************

Если по науке, то в современной психологии катарсис понимают как индивидуальный или  групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта посредством их вербализации или телесной экспрессии.
В итоге лечебный эффект и лучшее понимание себя.

Для древних греков катарсис являлся  процессом нравственного возвышения, возникающим в ходе самовыражения,  и означал    очищение, оздоровление  за счёт высвобождения эмоций и разрешения внутренних конфликтов.

Вероятно на том занятии я оказалась в «шкуре» древнего грека…
Более десяти лет минуло — не  забывается.

Естественно,  я сохранила  записи.
Пожелтевшие потрепанные листы бумаги, с вклейками и помарками…
Выдумать такое не смогла бы, даже имея богатое воображение и умение фантазировать.  И теперь  случившееся  вполне органично укладывается в мое  представление  о жизни и смерти. О дарах подсознания и существовании иных миров.

**************

Вот что пришлось пережить мне тогда:

Голос сливается с музыкой, в звуках я растворяюсь и становлюсь невесомой…
Птицей, парящей над морем…

Я знаю, что мои руки лежат на коленях. Пытаюсь почувствовать их тяжесть — ее нет.
Ощущение  полёта завораживает. Пространство вокруг заполнено солнечным светом.
А ещё выше надо мной сгущается голубизна пронзительной чистоты.
Кажется, это оттуда льётся божественная Музыка.

Сознание будто растекается на множество потоков.
Знаю точно, что сижу в комнате на стуле, рядом люди. Но одновременно вижу плывущую в небе птицу, похожую на орла. И  ощущаю себя этой птицей.
Чувствую, как держит меня воздушный поток. Он не холодный, не тёплый.
Просто я часть его, мы  одно целое. Восторг и блаженство!

Я поворачиваю птичью ( или свою?) голову направо, налево и вижу огромные крылья, покрытые коричнево—серыми перьями с матовым налетом.
Они подчиняются мне. Я могу управлять ими.
Я делаю это — и невесомое тело подхватывает новый поток и несёт к берегу, к кромке моря.
Рядом со мной в синеве плывут такие же огромные птицы. Одна из них парит очень   близко. Ловлю её  взгляд — вижу  блестящую  карюю  радужку  и голубоватый серпик белка…

С высоты  вижу огромный водопад. Над ним скалы и темно-зелёные кроны деревьев. Я не слышу шума воды, но понимаю, как силён поток. Он отвесно падает в море, и оно словно кипит под ним.

Перевожу взгляд налево — там песчаный пляж. Вода так прозрачна, что видно в глубине камни, покрытые водорослями. А цвет её меняется от темно-болотного вдали от берега до светло-нефритового вблизи пляжа.
Кружева пены от водопада доплывают и сюда.

Я парила так над волнами  вне времени и пространства, не думая, откуда этот восторг и изумление.
В душе покой. В теле птицы уверенность и сила. И лишь одно желание — чтоб длилось это вечно…
Я не знаю, как дышат птицы в полёте, и у меня иногда перехватывает  дыхание.


Но меня позвал голос. Я вновь осознаю себя сидящей на стуле с руками, лежащими на коленях.
В голосе слышится угроза. Мои руки, только что бывшие крыльями свободной птицы, наливаются свинцом. Тело тяжелое, скованное невозможностью двигаться. Оно покрывается испариной, мне всей вдруг становится жарко, на лице чувствую влагу.

Мгновенный  испуг — что это?
Беспокойство. Мысли чёрным змеиным клубком. Тревога. Желание освободиться.
Мне не нравится это состояние бессилия. И зависимости.

Вновь голос зовёт за собой, теперь обещая освобождение. Я подчиняюсь ему.
Зовёт и Музыка — доверяюсь ей…

Снова вижу себя со стороны. Обнаженная стою на уступе скалы с обращенным вверх лицом. На меня летят сверкающие струи водопада.
Из них и солнечного света рождается радуга!

Но нет. Голос зовёт искупаться в чем-то другом. Нехотя уступаю.
Иной поток, похожий на молоко, течёт по телу, сквозь тело, ручьями стекает с ног.
Опускаю глаза — стою на полу. И тут же оказываюсь на желтом горячем песке.

Вижу, как белая жидкость становится сероватой, как на кончиках пальцев  рук появляются отверстия. Из них вытекает что-то серое. Песок жадно впитывает влагу.
Четко, в деталях вижу эту картину.
И одновременно полностью осознаю себя сидящей на стуле все в той же комнате.

В ногах пульсация в такт музыке. Ощущение движения в них от коленей до ступней.
Понимаю — движение крови. Сознательно помогаю ему. Хотя состояние не очень приятное.
Параллельно одна мысль — скорее бы это закончилось.


Постепенно приходит желанная прохлада. И странное ощущение, что липкая серая масса ещё присутствует, но не на теле.
А оно вдруг снова становится легким и словно растворяется в музыке.

Голос зовёт за собой.
Я опять оказываюсь на песчаном пляже, за спиной море, а вокруг слепящий солнечный свет.

Я чувствую, как мои ноги медленно погружаются в песок, но не успеваю испугаться. Напротив, появляется ощущение устойчивости и надежности.
Мгновение! Над головой взметается  крона огромного дерева. Мое крепкое сильное тело прочно стоит на песке, ноги словно корни. Руки переплелись с ветвями, глаза среди листвы и  ловят   солнечные блики сквозь зелень листьев.

Смятение чувств — недоумение, изумление…
Кажется, ещё чуть-чуть, и я пойму что-то очень важное. Но оно ускользает. Не успеваю прочувствовать это состояние в полной мере.
Недосказанность. Незавершенность. Сожаление. Теперь я переполнена ими.

Голос приказывает вернуться в реальность.
С трудом открываю глаза.
Перед моим внутренним взором все ещё парит огромная птица. Низвергается водопад. А я срастаюсь телом с могучим деревом…

**

Прошли сутки. Где-то внутри меня притаилось то, что в далеком детстве при пробуждении ото сна заполняло все существо чувством  всепоглощающей,  бесконечной радости. И счастья.
Я не испытывала такого состояния уже не один десяток лет.
И ещё. Оказывается, во мне есть что-то, о чем я не подозревала.
Я могу быть птицей — я запомнила…

************

Перечитываю вновь и вновь написанное мной более десяти лет назад. Тогда я не стала расспрашивать врача, что значили все эти видения — была слишком ошеломлена произошедшим. Просто в шоке.
А теперь понимаю — если б не пережила такое, не справилась бы с тяжелейшей реальностью, сопровождавшей мамин уход из жизни.


20.05.2022

Фото из Интернета.


Рецензии
Очень ярко написано. Можно только представить, но прочувствовать не получится. Иногда бывают яркие сны, очень яркие, но это только сны. А чтоб вот так... По-хорошему завидую. Это удивительно - пережить такие чувства. Фантастика!

Татьяна Танасийчук   15.06.2023 17:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.