Импровизация Сигитова

Импровизация Сигитова

Сдавал на втором курсе ему зарубежную музыку. Был, как всегда не готов. Или русскую? Или советскую... не суть.

Смотрел он на меня со злобной жалостью.

"Что я тут делаю", - думал, как бы, он, - "слушаю это мурло мурлинское (меня, то есть), несет оно ахинею полную, зачем мне все это? Чем я провинился? Диссертацией лучше заняться бы".

Выслушав до конца мой лепет, молча, с ненавистью и презрением поставил он мне трояк в зачетку.

Уходя, я вспомнил одну из его, редко мною посещаемых, лекций.

О творчестве какого композитора была прочитана лекция я, естественно, забыл уже. Но это совершенно не важно, так как Сергей Михайлович о нем сказал две фразы вначале, и одну фразу в конце двухчасового "бреда наяву".

Это был потрясающий абсолютной свободой поток блестящего сознания.

Видимо он был с похмелья и надоело ему все, решил оторваться человек.

Знание огромного материала композиторского искусства от Генделя до Слонимского впечатляло парадоксальными переходами, ассоциациями, вскрытием закономерностей, аналогий, да еще с переплетением с другими видами искусства. Аллюзии, тождества, сопряжения с поэтическими течениями, живописными школами, направлениями.

Говорил, лектор наш, о чем угодно, лишь бы не по теме лекции.

О Прокофьеве и Маяковском, Скрябине и Шостаковиче, Серебряном веке и импрессионистах, Стравинском и Мусоргском... и прочая, прочая, прочая.

Человек обладал таким богатством знаний мировой и русской культуры, что вызывало у меня искреннее восхищение.

Настоящее богатство.

И он с удовольствием им пользовался. Перекладывал с места на место отдельные элементы, осматривал со всех сторон, рассматривал, то поближе, то на отдалении, крутил-вертел и так, и этак. Собирал их в кучу, разбрасывал, собирал и раскладывал в идеальном порядке...

Ориентировался он и переходил от, казалось бы, несовместимых вещей к их совместимости, или даже, к парадоксальной родственности, мгновенно, вдохновенно, не обращая внимания на аудиторию в пять человек, студентов, и не заботясь о том, слушают его или нет.

Я слушал.

Музыковеды у нас, среди исполнителей и композиторов, считаются немного чокнутыми, в психушку попадает из них самый большой процент из музыкантов по статистике.

Якобы сухое и нетворческое это дело по сравнению с пианистами, дирижерами и прочими исполнителями, так как они, музыковеды, не исполняют и не сочиняют сами.

Я понял.

После этой импровизации Сигитова я осознал, какая же прекрасная специальность - музыковедение, и какой научный творческий уровень, высочайший, можно демонстрировать в данной профессии.


Рецензии