Страсти по жар-птице. Стравинский

АТ: Пока Иванушка-дурачок подкрадывается – успеем привести обширную цитату из более поздней сказки.
"...Мы видим, как Россия отступает на позиции крайнего национализма и шовинизма, которые вновь целиком и полностью отделяют её от европейской культуры.
Это означает, что через двадцать один год после катастрофической революции (писано в 1939 году. – АТ) Россия не смогла, да и не захотела, решить свою великую историческую проблему. Кроме того, как бы она осуществила это, если никогда не была способна ни стабилизировать ни свою культуру, ни укрепить свои традиции? Она находится там же, где и раньше, – на распутье, перед Европой, но повернувшись к ней спиной.
На разных этапах своего развития и исторических метаморфоз Россия никогда не была честна с собой, она всегда подрывала основы собственной культуры и предавала ценности предшествовавших периодов.
И теперь, когда снова назрела необходимость заняться своими традициями, она довольствуется их симулякром и не осознаёт, что их внутреннняя ценность, да и сами они, полностью исчезли. Такова суть этой великой трагедии." (И. Ф. Стравинский. "Музыкальная поэтика")
АТ: Здесь всё – на злобу дня... Да он – провидец! – так и тянет кто-то за язык... Кассандру – кто тянул? И куда вытянул? Да нет, – да – нет, – просто – повторяется в очередной бессчётный раз историческая ситуация... Она же – конфигуративная, она же – состояние сознания, общественного в данном (культурном) контексте.
Что это – конфигуративная ситуация? А это такая ситуация, которая лишена постоянного содержания, но состоит из "что" и "где" (а не "кто" и "куда", это – важно! и тем более не "зачем/для чего").
Не совсем понимаю, что есть "стабилизация культуры". Если в разрезе "фельдфебеля в Вольтеры", то как раз на это мы были и способны, и охочи. Впрочем, отчего "были"? Есть! Верно, он что-то другое имел в виду.
Осознаю в полной мере ограниченность своего видения. Я вообще дальше "Весны..." не продвинулся, хотя пытался (если мы о Стравинском), но проницательный Игорь Фёдорович и это предусмотрел в "Музпоэтике: "...Искусство предполагает культуру, воспитание, цельность и стабильность интеллекта, а Россия сегодняшнего дня никогда ещё не была лишена всего этого".
Приятно, что я с Россией вместе, такой же не-: культурный, воспитанный, цельный, стабильный интеллектуально, и без. Вообще-то, благодать культуры русской (это я так, нестабильным своим кумекаю) – к слову, как и благодать божественная – простирается далеко за пределы, в первом случае страны России, а во втором церковной ограды, и там тоже действует в полную силу невзирая на паспорт и/или штамп о прописке. И сам Игорь Фёдорович лишний тому пример. Или Набоков.
Тут другое. Посмотрим на ситуацию, обрисованную с чаадаевской прямотой и безысходностью, из другой культуры – традиционной японской. Вот есть такая гравюра мастерской художника Куниёси (sic), "Князь Такеда, наблюдающий солнце". Внешне ничего особенного: сидит Такеда и наблюдает. Однако стоит присмотреться, как начинают одолевать некоторые особого рода диссонансы, знаете... Князь смотрит в одну сторону – а солнце с другой... это как понимать? Видимо, когда начинал свою медитацию, светило было прямо перед ним. Но ушёл в себя (или куда там уходят, не знаю), и остался без объекта. Объекта медитации нет, а медитация продолжается. Ей не так уж нужен объект.
Важнее та самая конфигуративная ситуация, куда снова и снова входим, возвращаясь из дальних странствий – а там, ба! всё по-прежнему, и даже не придётся наклонить головы, как в сказке, потому что став взрослыми мы так и не выросли. И на дворе всё то же благодатное лето. А ночью опять будет жар-птица. Ведь будет, Иванушка? Будет, конечно, будет!
Всё будет, только не надо ловить. В сказочке Ершова, которая так нравилась Александру Сергеевичу П., поймал жар-птицу Иванушка – и всё, кранты: сказка мигом кончилась, дальше покатил голимый нарратив.
Стенать на похоронах культуры. А на поминках смачно жрать жареную птицу... Пой, играй, пиши. Даже танцуй. Конфигуративная ситуация, она как мать: мы возвращаемся как дети, что бы ни случилось и сколько бы воды... и так далее (и крови), а она всегда та же и с младенцем на руках, – Иванушка? Он! Всё подкрадываешься, милый? Ну, ну...
Ты не спеши слово молвить. А то ведь улетит.


3 июня 2023 г.


Рецензии