Глава 238. Эмануэль Бах. Концерт

Карл Филипп Эммануил Бах
Концерт для клавира (или флейты) и струнных ре-минор
Камерный оркестр «Concerto Armonico Budapest»
Миклош Шпаньи (тангентфлюгель)

Volovikelena: Какое чудо — этот концерт на тангентфлюгеле. Сначала подумала, что с оркестром не зазвучит, а он звучит, и как здорово!
Вторая часть изумительная. А финал напоминает будущую «Прощальную» симфонию Гайдна.

Полезла поискать что-то о тангентфлюгеле, но много не нашла. Конструкцию с тангентами представляю и видела, клавиатура большей частью одна. Но возможны и варианты. Зато интересным показалось интервью с Алексеем Любимовым, который когда-то играл на Тангентфлюгеле. Вот отрывок об аутентике интересный:
«Я ведь тогда играл на тангентфлюгеле, музыка приобретает совершенно другой характер, иное звучание. Современная, новая музыка — та, что надевает на себя новое платье. Играешь сегодня Бетховена на английских или венских инструментах его времени — он открывает себя совершенно по-другому, там другие краски, другое лицо мелодической основы. И в этом смысле мне кажется, что возврат к старинным инструментам, особенно к клавишным и оригинальным, не копиям — это действительно неиссякающая область маленьких и больших открытий, новых впечатлений. Просто потому, что каждый инструмент — уникален, если из него извлечь все, что он дает. И даже одна и та же вещь, сыгранная параллельно на разных инструментах, может вылиться в какое-то совершенно новое открытие»

Финал гениально написан. Совершенно моцартовский. А ведь Моцарт пережил Карла Филиппа всего на три года, а родился, когда Карлу Филиппу было за сорок. Моцарт говорил о нем: «Он отец, мы — дети. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него».

Концерт для меня странен: первые три части оставляют тебя совершенно спокойной, написаны профессионально и в несколько холодноватой отстраненной манере. И вдруг — страстный взволнованный финал, точно особняком стоящий, совершенно в моцартовском духе.


Рецензии