Глава 259. Бетховен. Третья соната

Людвиг ван Бетховен
Соната для фортепиано №3 до-мажор
Константин Лифшиц (фортепиано)

sir Grey: Самая плохая соната Бетховена. После Десятой. Не могу понять, что Лифшиц искал. Не нашел, на мой вкус.

Мало ли ерунды человек напишет?

Ну вот кому из нас нравится эта соната?

weina: Ну, этоф Вы погорячились, вспомнили, наверное, про коварные терции в начале.
Соната отличная, в ней столько кипучей энергии, задора, оптимизма! Адажио — задумчивая минутка в мягком свете наступающих сумерек, все грустные мысли быстро растворяются в мечтах. Игривое скерцо, легкий стремительный финал...

Лифшиц играет интересно, только, как мне показалось, немножко угловато, неровно, рывками.
Мое самое любимое исполнение — у Соломона Катнера, там удивительная цельность, все на одном дыхании.

sir Grey: Конечно, погорячился. Для меня она наименее любимая.

Я не могу, конечно, писать профессионально, но могу передать свои ощущения. Третья для меня — как будто набросок, макет того, что разворачивается в других произведениях, неважно — до или после). Адажио — это Лакримоза. Очень красивое, конечно, и разбирать приятно, руки переносить и все такое. А все же у меня не так замирает сердце, как это бывает в других сонатах. Хотя бы и в Шестой, которая в целом, может быть, и попроще, на она ... живее как-то, цельнее.

И насчет исполнения совершенно согласен. Именно с каждым Вашим словом. Хорошее исполнение, очень хорошее.

А вот мое любимое — Гилельса, который у меня сам не очень любимый. Но вот эту сонату я предпочитаю слушать у него, а не у Рихтера. Редкий случай с Бетховеном!

…И вот третий день у меня эта соната в голове.

Переслушал Гилельса.

Гилельс при любой скорости играет каждую ноту отдельно. Я сейчас имею в виду морденты, триоли.

А при этом — все вместе. Эта скорость у него не в пальцах, а в мозгах. И она передается нам с мозга. Дело не в том, что он успел сыграть, а в том, что мы успеваем услышать.

Иногда, мне кажется, он играет примитивно. Примитивно до гениальности.


Рецензии