Пушкин Музей-квартира на наб. реки Мойки

Мойка, 12 — музей-квартира А. С. Пушкина (последняя квартира поэта)

Хронология разрушения рокового пристанища поэт-человека А.С. Пушкина:

Осенью 1836 г Пушкин переехал на свою последнюю квартиру – в дом княгини Волконской на набережной Мойки (теперь дом №12). Этот дом был построен ещё в 30-40-х гг XVIII века; в 1887 г, к 50-летию со дня смерти Пушкина, на нём была установлена мемориальная доска

В квартире у Пушкина был свой кабинет. В этом кабинете Пушкин 4 месяца  напряжённо работал, редактируя "Современник". Здесь он занимался историей Петра I, написал послесловие к "Капитанской дочке", стихотворение, посвящённое лицейской годовщине, ответ Чаадаеву на его "Философическое письмо". Отсюда он отправил злополучное письмо двум гей-мужелож-баронам, дав основание для вызова на роковую дуэль в потемках январских питерских сумерек…

Как только перестало биться сердце гения (14:45 29 января (по ст.ст)) началось разрушение его квартиры, которая, судя по всему, была ненавистна молодой вдове…

Тело (мертвый труп) усопшего от скоротечного сепсиса через час вынесли из кабинета в переднюю, а кабинет запечатали,

Через два дня квартиру оккупировали жандармы под руководством аж самого шефа = ген.маиора Дубельта (будущего свекра младшей дочери усопшего) с участием царедворца-поэта В.А. Жуковского

В ночь на 1-е гроб перенесли в мертвецкую не приходской (ведомственной) церкви Главных императорских конюшен на соседней Конюшенной же пл.  РПЦ в ритуальных услугах убиенному отказала.

На девятый день после смерти поэта из квартиры вывезли два сундука бумаг Пушкина
Потом срочно была «разобрана»  библиотека гения

16 февраля (после убытия вдовы с детьми в деревню как завещал умирающий) мебель (работы мебельного искусного мастера Генриха Гамбса (*) ), вещи и книги были свезены в снятую в Гостином дворе кладовку … Потом мебель вывезли в Михайловское, где она благополучно сгорела в пожаре = петуха подпустили мстящие помещикам недопроданные крепостные крестьяне и прочие экспроприаторы

Библиотека (а она была большой – только из михайловского заточения поэт вывез 13 сундуков книг) из кладовки переместилась  в … подвал казарм Кавалергардского полка = вдова стала в 40-х генеральшей Ланской  = супругой комполка, поручик которого ее совращал и оборвал жизнь мужа «от нечего делать» (вида заказа). 63 года библиотека, расхищаясь и ветшая, моталась вслед Ланским пока в 1900 не обрела достойное пристанище = Академию наук

Квартиру же в доме (позже с №12) на набережной реки Мойки  просто разгромили:
- сначала ее отделали князья Волконские  = два сына домовладелицы
- потом она как девка пошла по рукам
- в 1910 г = перестройка: уничтожили ст. парадную лестницу и устроили новую – с улицы; от квартиры отделили 4 комнаты;  от детской отделили темную прихожую и через всю квартиру пролег косой коридор; кабинет убитого русскостью усекли;  в передней, где некогда три дня  стоял гроб  с быстро портящимся мертвым трупом (бывают живые, см. нашу заметку) оборудовали… уборную! Место же, где умер наш гений и отдал Бгу свою грешную душу, отошло под коридор …

Это и есть всерусский пипец!

В 1924 г квартира большевиками была отдана сперва обществу «Старый Петербург», а затем Академии наук.
В 1926 г в доме №12 по набережной Мойки был открыт Историко-литературный музей, в 1936 г превращённый в музей-квартиру А.С.Пушкина.
К этому времени музей обзавелся несколькими немногими чудом уцелевшими в немыслимой для цивилизации  буре биффффуркаций «кто был никем тот станем всем» вещами: письменным столом, большим креслом, конторкой и круглым столиком. Сохранились портрет Пушкина кисти Кипренского, бронзовая арап-чернильница, резной ножик, ножницы, гусиное перо …

Реставраторы восстановили только кабинет в прежних размерах

Вот и всё…

Заходя в музей, помните – трудно найти в нем тропку, по которой туда-сюда с музой или за оной метался поэт, а на месте, где он выпускал три дня свою душу наконец на волю, теперь находится … уборная: там усопшим пахнет и заодно всей Русью

Если вы хотите иметь пред собою образ домашнего Пушкина в квартире на Мойке, то вмонтируйте в память (головную, не порченную) его посмертный портрет работы Карла Петера Мазера, заказанный П.В.Нащокиным = поэт сидит на своем диване и занят ветхой Данте книгой  … Позировал же сам заказчик Павел Воинович да еще и в подлинном пушкинском халате, который у него и хранился…

(*)
Бонус:

— Ипполит, — повторила теща, — помните вы наш гостиный гарнитур?
— Какой? — спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
— Тот... Обитый английским ситцем в цветочек...
— Ах, это в моем доме?
— Да, в Старгороде...
— Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская... А почему вы вспомнили?
Илья Ильф и Евгений Петров. «12 стульев» = Советский Чацкий-Онегин-Чичиков со своей бандой, членов которых девушки не любят по сию развратную пору, гонялись именно за стульями Генриха Гамбса


Рецензии