Путь к катарсису человеческого общества

Поток событий и премьер театрального сезона 2022-23 бурный и многообразный, в его стремительных потоках многое приковывает взгляд и пробуждает любопытство, расширяет диапазон нашего взгляда, открывает нам ранее неведомые глубины познания театрального искусства. Во всём этом многоличье и многообразии в его массиве имён и названий событий отчётливо выделяются две премьеры сезона, два удивительных спектакля, в своём обращении к широкой зрительской аудитории они непохожи, но вместе с тем их многое объединяет. Объекты нашего пристального внимания - это спектакли Эдгара Закаряна «Муравей в стеклянной банке» Социально-Художественный Театр и «Моё Ленинградское Детство» Мамин Театр, Москва.
- «Моё ленинградское детство» спектакль Дарьи Витан поставлен в Мамин Театр (Москва) по мотивам автобиографичной повести Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы». В спектакле главную роль исполняет главный режиссер и актриса Мамин Театра Василиса Галсанова.
- Спектакль «Муравей в стеклянной банке» поставлен в СХТ (Санкт-Петербург) по мотивам одноимённого произведения Полины Жеребцовой. Режиссёр - Эдгар Закарян. В ролях: Алина Король, Анна Дразнина, Александр Цицкун.
 Обе эти премьеры возникли в театральном пространстве обособленно и не синхронно, их появление на этой многоликой поверхности создало особый прецедент, который вывел две новинки театрального сезона за привычные рамки театральных премьер, происходящих повсеместно. Эти два сценических произведения своим появлением образовали виртуальный островок познания, в границах пространства которого возникло новое окно возможности изучения проекции фактора войны в жизни человека. В мириадах сценических попыток и опытов изучения этой темы прошлых десятилетий, в этом направлении познания было создано и познано немало и создаётся впечатление полной ясности и понимания объекта познания, но это видение иллюзорно и обманчиво так как направление познания, реализованное в этих попытках, открывает нам много нового, ранее непознанного, требующего дальнейшего осмысления.
Примечательной особенностью, объединяющей этих двух сценических опытов познания этой вечной для культуры и искусства темы в их документальной основе – фундаменте, на котором возведены их сюжетные конструкции. Истории, лежащие в их основе реальны и документальны, также как их персонажи, каждый из них прошёл свой путь познания войны, проекция которого индивидуальна и отличается в каждом отдельном случае. В истории под названием «Муравей в стеклянной банке» влияние войны на жизнь человека познаётся в сценическом воплощении страниц дневников Полины Жеребцовой, девочки из Грозного, для которой уроками войны были две чеченские компании. В другом объекте нашего внимания в спектакле «Моё Ленинградское Детство» её героиня реальный человека, чей путь взросления и познания пролегает через суровые реалии Великой Отечественной Войны, а жизненным пространством блокадный Ленинград.
Другой примечательной особенностью, объединяющих эти две истории, является время жизни их героинь, сюжетно географически и хронологически они разнесены во времени и пространстве, но их жизненный опыт имеет множество точек совпадения. Их процесс познания происходит по похожей траектории, так как они познают реалии войны в одной возрастной категории. Эта особенность позволяет нам взглянуть на фактор войны через призму людей одной возрастной категории и похожего по форме и содержанию жизненного опыта. Их возрастная группа и жизненный опыт представляет объект нашего познания в рафинированном виде, при котором он извлечён из оболочки политологических и идеологических догмам и шаблонов, играющими главенствующую роль в нашем восприятии войны.    
«Муравей в стеклянной банке» и «Моё Ленинградское Детство» создают две сценические проекции, отдалённые друг от друга в пространстве и во времени, их совмещение выявляет в полученной многомерной картине множество точек совпадений и различий. Их анализа предоставляют уникальную возможность изучения парадигмы человеческой мысли и жизни, наблюдать изменение мировоззренческой системы человека в динамике. В историях этих героинь этот процесс нашего познания фактора войны в человеческой жизни берёт своё начало в довоенный период, в котором фактор войны не затрагивает героинь впрямую. В этот период война для них - это некое странное явление, известное им из литературы и рассказов старшего поколения. Возникновение войны в их жизненном пространстве происходит постепенно, её лики проявляются в их жизненном пространстве, их поэтапное проявление позволяет нам последовательно наблюдать процесс расширение присутствия фактора войны в жизни человека. Этот процесс постепенной материализации фактора предоставляет нам возможность наблюдения изменений мировоззренческих систем героинь, трансформации их собственных концепций человеческой жизни, их места в окружающем мире. В их историях наш путь познания этого процесса весьма детализован, на его тропе мы следуем до точки возникновения фактора войны в пространстве их мысли, через точку начала трансформация мировоззренческой системы под его влиянием до финальной точки невозврата в которой происходит финализация системы взглядов и убеждений человека.
В нашем познании глубинного влияния фактора войны оба спектакля в историях их персонажей предоставляют уникальную возможность анализа пространства образов двух личностей на особенном периоде их жизни. Его особенность заключается в том, что в нём личность находится на стыке двух миров, один из них - это планета детства, а другой - это большой взрослый мир. В начале их историй детство явно доминирует, они видят всё через призму детского взгляда, чувствуют себя весьма комфортно, так как их жизнь окружена и защищена родительской заботой, их мамы и папы выступают в качестве главного источника информации об окружающем их мире, у них они находят ответы на все свои вопросы, разъяснения о всём происходящем во взрослом мире.
Наше изучение реальной проекции фактора войны в спектаклях осуществляется в хроникально-документальном порядке, в котором мы наблюдаем за повседневной жизнью героинь, контент и события которых представлен нам в ежедневных записях их дневников. В них они рассказывают о всём, что приковывает их внимание и происходит в плоскости их социализации, в эти моменты откровений они наедине с собой и доверяют строкам дневника свои мысли, удивления и сомнения. Эти ожившие в сценическом пространстве строки позволяют нам проникнуть в их внутренние миры, в пространстве которых мы можем наблюдать процесс познания реалий взрослого мира, увидеть всё через призму их взгляда.
 В момент знакомства зрителя с героинями он видит в них людей, чьи глаза по-детски широко-открыты на окружающий их мир, в поле их зрения всё ещё многое скрыто от них вуалью детского видения, многие факторы взрослой жизни ещё не в фокусе. Развитие событий в окружающем их мире создаёт точки вторжения фактора войны в их жизнь из окружающий их мира, с приближением ликов войны количество этих точек стремительно растёт и стремительно заполняет всё пространство окружающего их мира, за тем и их собственной жизни.
 В сценических проекциях их жизней, этот процесс различается и фокусирует процесс нашего познания на определении его причин, формы и источников. Героини этих историй живут в разные эпохи, между ними пропасть десятилетий, которую расширяет географический фактор, отделяющий их дистанцией в многие тысячи километров и формирующие индивидуальные особенности среды их обитания.
Героиня истории под названием «Моё Ленинградское детство» человек большого города, культурной столицы, с многоликой полиэтнической средой, сосуществующей гармонично в довоенный период. В ней фактор войны имеет внешнее происхождение, на начальном этапе он нонсенс, то чего не может быть по определению. По этой причине героиня воспринимает угрозу войны и её носителей как нечто нереальное, несовместимое со всеми её представлениями и знаниями, полученными ей от взрослых. Фактор войны постепенно расширяет своё присутствие в окружающем её мире и разрушает эти иллюзорные видения и концепции, но в одном остаётся неизменным, война не находит у неё оправдания и понимания, война бессмысленна по своей сути и содержанию.
В истории героини спектакля «Муравей в стеклянной банке» строки её дневника открывают нам иную концепцию человеческой жизни и проекцию войны в ней. Её мысли, запечатлённые в строках дневника, иллюстрируют мировоззренческую концепцию «Человека на Земле, человека Мира». В рамках этой концепции эта русская девочка из города Грозный, воспринимает Кавказские горы, окружающие её, местом, где она родилась и хочет прожить всю свою жизнь, при этом национальная принадлежность вторична для неё. Сильные эмоциональные узы, связывающие её с этими суровым краем, с величавыми горными просторами, её этническое происхождение не обосабливает или возвышает её над другими этническими группами региона. Её видение общественного пространства основывается на концепции полиэтнического единства, в котором русские, также как другие этносы являются неотъемлемой частью многонациональной семьи народов Кавказа.
В её истории фактор войны имеет дуальное происхождение, он возникает в окружающем её мире одновременно изнутри и снаружи человеческого общества. Война в нём - это квинтэссенция бесчеловечных тектонических процессов, создавших точку излома общественного пространства, искорёживших тысячи жизней людей далёких от амбиций глобальной политики. Эти процессы возникают в общественном пространстве, окружённом кавказскими горами и запускают импульс деструкции культурного слоя, на котором была гармония полиэтнического сосуществования народов. В этой истории первопричины возникновения этого фактора героине не понятны, он считает возникновение их абсолютно беспочвенным и необъяснимым по законам человеческой логики. На этом отрезке своей жизни она осознаёт, что эти изменения кардинальны и необратимы, мирная жизнь вокруг неё разрушена и в ней более нет гармонии полиэтнического мирного сосуществования. Она видит процесс возникновения на руинах мирной жизни моноэтнического доминирования и дегуманизации человеческого общества.
В спектакле война вторгается в мир героини, в нём возникают силуэты людей, которые принесли войну с наружи и тех, кто взрастил её побеги внутри. У них своё видение концепции жизни и они окрашивают окружающий её мир в краски кровавого зарева жестокой, кровавой бессмысленной войны и поиску внутреннего врага. В своём непонимании причин происходящего она обращается к старшему поколению, к своим родителям с целью получить логически-разумный ответ, но те сами не могут найти объяснение происходящему и по-детски беспомощны. Эта ситуация иллюстрирует процесс прогрессирования кризиса когнитивного диссонанса, он имеет свою индивидуальную проекцию в спектакле «Моё Ленинградское Детство» и здесь в нашем сравнительном анализе историй мы видим множество точек совпадений и различия. В каждой из них война осуществляет жёсткое, безальтернативное форматирование пространство общественной жизни и человеческой мысли, в рамках которого происходит экстракция человеческой индивидуальности из внешней оболочки. Героини этих историй открывают окружающий их мир и людей с новой неведомой для них стороны, война создаёт условия для раскрытия в людях их скрытых качеств.
В этих двух историях кризис когнитивного диссонанса результирует в формировании особой формы человеческого существования, которую можно условно назвать экзестенцией войны. В ней человек в кризисной (военной) ситуации не может найти логические объяснения происходящему, видит без-альтернативность ситуации и принимает всё происходящее, как данность, которую нужно принять и встроить собственную жизнь.
В спектакле «Муравей в стеклянной банке» реальная проекция кризиса когнитивного диссонанса в его начальной точке прослеживается нами на строках дневников героини, он достигает своей пиковой точки так как её бесконечные сумрачные скитания по лабиринтам человеческой мысли в поисках ответы на вопросы безрезультатны. Её эмоциональное состояние и мучительный поиск находит метафорическое воплощение в диалоге героини с её питомцем - муравьём, живущем в стеклянной банке. В концепции её восприятия он символ великой силы созидания, героиня мысленно обращается к нему в надежде найти ответы на свои жизненно-важные вопросы, в поиске возможного выхода из этого тупика человеческой жизни.
В подобной ситуации девочка блокадного Ленинграда, познавшая ужасы войны, устремляет свой взор в некое будущее, в котором всё пережитое ей будет в прошлом и более люди более не будут страдать от войны, ни смерти, ни голода, ни страданий. Она верит в то что это время обязательно наступит, так как знает, что мрак войны должен расступиться и мир восстановится,
   Эти две сценические проекции познания фактора войны предоставляют нам прекрасную пищу для ума, возможность осмысления реалий нашей жизни в которой фактор войны до конца не исчез. В этом осмыслении в первую очередь нам всем необходимо понять происхождение и локализовать этого фактора в нас самих, так как без этого он не будет окончательно изгнан и человеческое общество не сможет достигнуть точки катарсиса и стать людьми во всех смыслах этого слова. 
   
Видео фрагменты и краткие разборы спектаклей «Муравей в стеклянной банке» (СХТ) и «Моё ленинградское детство» («Мамин театр») вы можете посмотреть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»
Спектакль «Муравей в стеклянной банке»:https://youtu.be/Xi0v-iLFAVw
Спектакль «Моё Ленинградское Детство»: https://youtu.be/-wOmZcJFJIk


Рецензии