Раифа-4

Странное название – «Раифа», не правда ли? На мой слух, веет чем-то восточным. Монастырь мужской, а название – женское, мягкое, звучное, сладкое. Такой вот получается контраст… О происхождении названия точной версии нет. Оказывается, в Раифской пустыни, на берегу Красного моря, существовало монашеское поселение, где от рук бандитов, в 321 году, приняли мученическую смерть 79 христианских монахов. Но каким образом название «Раифа» перекочевало в Казань? Трудно сказать.
К сожалению, история повторилась, и в 1918 году произошло кровавое столкновение между монахами и чекистами. Вновь земля Раифы обагрилась кровью, только теперь уже под Казанью. Как свидетельство о тех страшных событиях – памятник «Примирение», расположенный при въезде в монастырь. В нижней части памятника мрамор расколот, символизируя тем самым раскол общества во время Гражданской войны. Не кажется ли вам, что те давние события роковым образом перекликаются с событиями сегодняшнего дня?..

Миновав фонтанный комплекс с мраморной статуей Ангела, ступаю в тень арки надворной колокольни. Высота колокольни впечатляет – 60 метров! Интересна и примечательна история создания колокольни. По преданию, игумен Вениамин давно планировал строительство колокольни, но средств на строительно не было. Однажды, крепко помолясь, решил так:
- Выйду в мир, и первому встречному задам вопрос – «быть ли колокольне?» За стенами монастыря игумену встретилась крестьянка с маленькой девочкой.
- Ответь, чадо, быть ли звоннице при монастыре?
- Быть, батюшка, строй колокольню, - уверенно ответил ребёнок.
Настоятель монастыря благословил дитя и крепко задумался… А утром к нему в келью постучал купец Михаил Атлашкин:
- Вот, батюшка, явилась у меня мысль – пожертвовать вашей обители миллион штук кирпича.
- Спаси вас, Господи, - только и вымолвил игумен…

Оглядываюсь по сторонам…
По левую руку – монастырское кладбище, по правую –  храм иконы Грузинской Божьей Матери. Кто-то из служащих, с утра пораньше, включил воду, и небольшие фонтанчики забили из-под земли, орошая стриженые газоны, цветущие кусты жасмина, благоухающие шапки пионов. В воздухе., благодаря преломлению света, повисли две невесомые радуги…
Осторожно ступаю через порог храма.
Высокие своды, позолота, горящие свечи и великолепная акустика ввергают меня в божественный трепет. Где же Она, чудотворная икона, которая до сей поры являет миру чудеса исцеления и помощи?..

Чуть позже, за чашкой чая, директор Дома паломника Ирина расскажет об одном из таких чудес, случившемся не так давно… Семейная пара долго не могла заиметь детей, поэтому, с последней надеждой, приехала сюда, в Раифский монастырь. Батюшка, внимательно выслушав страждущих, благословил пару на чтение акафиста. Супруги, стоя на коленях перед Святыней, три часа к ряду клали земные поклоны, навещая монастырь каждые три месяца. А спустя ещё несколько месяцев в монастыре раздался звонок:
- Благословите, батюшка, у нас будет двойня!
Теперь, прежде, чем сказать – «чудес не бывает», вспомните про этот случай…

А вот и Она!
Богатый серебряный оклад, зажжённая лампада, тёмное лицо Богородицы с Младенцем на руках.
Прикладываю к иконе нательные крестики – свой и супруга. Шепчу слова, которые Она слышала невероятное количество раз…
За мной незаметно образовалась небольшая очередь – мама с маленькой девочкой на руках, стильно одетая девушка, молодой, рано поседевший мужчина. Какое горе посеребрило его виски? Возможно, он прибыл из горячей точки, где сейчас идут военные действия? Вдруг с содроганием вспоминаю, что в мире сейчас идёт война. Щепотью складываю пальцы, подношу к челу, прошу о мире, о скорейшем окончании конфликта, и, как бы это пафосно ни звучало, прошу за Россию.
Благостное состояние улетучивается, как облачко в небе – в жаркий день. Некстати вспоминаются страшные кадры бомбёжек Донбасса, скорбные лица матерей, раненые дети, кровь, ужас в глазах… Фотографии молодых ребят в обрамлении траурных лет. Золотой запас России! Им бы жить да жить, растить детей, сеять хлеб, радоваться жизни… Несмотря на прохладу, царившую в храме, покрываюсь потом. Горечь разливается по сердцу. Война на Земле, война в Небесах… что слева, то – справа, что внизу, то – вверху… Вспоминаю о близких, ушедших в мир иной, зажигаю свечу…

«Мы все уйдём однажды в никуда,
В прихожей погасив неяркий свет…»

Здесь, в храме, острее понимаешь тщету и конечность бытия, бренность существования. Вслушиваюсь в песнопения монахов, не понимаю ни единого слова, но постепенно в душе снова разливается елей… Покидаю храм и, щурясь от яркого солнечного света, выхожу на крыльцо. Мимо, облачённый в монашеские одежды, летящей походкой спешит куда-то молодой монах. В глаза бросается возраст отрока – не более семнадцати лет. Красивое лицо, вьющиеся волосы… На его челе – печать то ли греховности, то ли одержимости, то ли сложной внутренней борьбы. Он – словно натянутая струна, тронь – порвётся! Что привело его в монастырь, какие обстоятельства сподвигли на то, чтобы надеть рясу?
- Это Дима, он из хорошей, благополучной семьи, - позже скажет Ирина. – Но справиться с ним родители не смогли, Дима убегал из дома, хулиганил. Что интересно, сам пришёл в монастырь! Родители смирились… Пока он держится, помогает батюшке во время службы. Дай Бог, чтобы прижился у нас, а то ведь пропадёт в миру, дров наломает.
Видимо, Дима и сам боится своей одержимости, он сделал правильный выбор! Это лучше, чем наркотики, тюрьма или подворотня…
Дима – не единственный, кто нашёл спасение в стенах Раифского монастыря.
- Вообще-то судимых мы не принимает, - печально вздыхает Ирина, - но бывают исключения. Петрович у нас – после трёх судимостей, но пришёлся ко двору. Батюшка взял Петровича на свой страх и риск. Около десяти лет мужчина трудится на благо монастыря и братии, встал на путь истины..
- А покинуть монастырь не хочет?
- Нет, не хочет. Говорит, в миру много соблазнов, может снова покатиться по наклонной дорожке. Иногда искушение бывает сильнее человека…

Вот так, осознавая свою греховность и порочность, отдавая себе в этом отчёт, оставаясь честным перед самим собой, человек отдаёт себя в руки Божьи.
Не зря говорят – «пути Господни неисповедимы», и не дано нам знать причинно-следственные связи происходящего, ибо Тайна сия – за семью печатями…

(продолжение следует)


Рецензии